"Моя педагогическая философия".
"Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка."
Хун Цзычен
Я – Педагог. Да, я считаю, что только с большой буквы нужно писать это слово. Всю себя на протяжении долгого времени я посвятила работе с детьми. В колледже я работаю с 1997 года. Начинала работу мастером производственного обучения по специальностям «Технология швейных изделий» и «Моделирование, конструирование и дизайн швейных изделий», проработала более 13 лет. Какое было удовольствие видеть, как пришедшие на практику студенты на втором курсе осваивали первые навыки в шитье, как многие радовались первым, выполненными ими образцам, а затем на третьем курсе сшитым ими изделиям. Как переживали, сдавая экзамены на разряд, и я радовалась вместе с ними, когда они получала за свою работу высокие оценки и высокие разряды и понимала, что переданные мною знанию они освоили и применили правильно. Когда они участвовали в различных Всероссийских конкурсах молодых дизайнеров и модельеров и показах мод с коллекциями одежды, выполненными ими, вместе с ними радовалась их успехам и переживала за неудачи. Когда они получали дипломы и грамоты, я ощущала, что не зря передала им частичку своих знаний и опыта. Я всегда ощущала нужной своим «детишкам».
Но я решила не останавливаться на достигнутом и параллельно получила высшее образование, закончив ГОУ ВПО "БелГУ", по специальности "Социальная педагогика", квалификация – социальный педагог.
Сейчас более 2,5 лет я работаю социальным педагогом. Работы у социального педагога в колледже очень много, в мои обязанности входит работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с трудными, проблемными детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с отстающими в учёбе, с теми, кто пережил душевную травму. Основное внимание уделяю работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, у нас в колледже обучается 25 таких детей. В современной социально-экономической ситуации, сложившейся в России, растет число детей, заботу о которых берет на себя государство; процесс их социального становления происходит вне семьи в детских домах и школах-интернатах. Основная проблема выпускников детских домов – их социальное иждивенчество, потребительское отношение к государству и обществу, поэтому придя к нам учиться, многие из них очень сложно переживают адаптацию к новым условиям. Вместе с кураторами я контролирую процесс учёбы, провожу воспитательную и разъяснительную работу, помогаю им освоиться в коллективе, понять и принять законы цивилизованного общества.
Взаимодействие с ребенком начинается с изучения его личности. Сразу после поступления таких детей в колледж я как социальный педагог собираю сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучаю особенности личности ребенка, выявляю проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития.
Главными принципами в своей работе я считаю:
- единство образования и воспитания на основе деятельностного подхода, подразумевающего активность самого ребенка во взаимодействии его с окружающей средой;
- системность и целостность всех форм воспитательного влияния на ребенка;
- гуманистический подход, основывающийся на вере в возможности каждого ребенка и его собственной вере в возможность достижения поставленных перед ним задач;
- социальная адекватность воспитания, строящаяся на вовлечении детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки способов этого преодоления, адекватных и индивидуальным особенностям ребенка.
Для лучшей адаптации – студенты, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже, привлекаются к активному участию во внеклассной работе, во многих мероприятиях, посвящённых Дню защиты детей – «День здоровья», Дню Защитника Отечества – «Самый сильный БМТК», КВН, кружках, конкурсах, Олимпиадах. Основной целью проведения таких праздников является массовое вовлечение учащихся в систематические занятия физической культурой и спортом, укрепление здоровья, воспитания чувства коллективизма у молодёжи, соединение спортивно-оздоровительной работы с патриотическим воспитанием студентов. Участие студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в этих мероприятиях, содействует полноценному развитию детей этой категории. Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в общежитии, тоже находятся под постоянным вниманием и с моей стороны и со стороны воспитателей. Также принимают участие в работе совета общежития, конкурсах «Осенний бал», «А ну-ка девушки!», «А ну-ка парни!».
Да -и зарплата у нас небольшая, и времени на семью остаётся не так много – но как я могу оставить без внимания своих детей, да своих сирот я называю «своими детьми» и моя семья уже привыкла, что они могут позвонить мне и днём, и ночью и я собираюсь и иду им помогать, решать какую-то возникшую проблему, которую они не могут решить сами. Я очень горжусь тем, что они мне доверяют свои секреты, делятся своими проблемами или радостями, спрашивают совета – это дорогого стоит! Я хочу думать, что они увидели во мне не только, социального педагога, который с ними работает, потому что должен, а просто человека, который за них действительно переживает и старается привить только хорошее. Несмотря на то, что социальным педагогом я работаю немного времени, но я этого не ощущаю, потому что работала со многими из этих детей, будучи мастером и знаю их с самого начала обучения.
Большой наградой и оценкой своей работы я считаю то, что ребята, которые окончили у нас обучение продолжают мне звонить, узнавать, как мне работается – какие вновь поступившие ребята , сообщать о радостных событиях, которые происходят в их жизни. Кто-то замуж вышел или женился, а у некоторых уже детишки родились и я испытываю гордость за то, что у них в жизни всё складывается хорошо!
Я постоянно занимаюсь самосовершенствованием – обучалась на курсах повышения квалификации – ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов", принимаю участие в работе Всероссийских и региональных конференций, в работе региональных методических совещаний социальных педагогов, мои статьи опубликованы в сборниках материалов по итогам конференций, имею свой сайт на социальной сети работников образования: http://nsportal.ru/soskova-natalya-vladimirovna Cайт социального педагога.
Основной оценкой своей непродолжительной работы социальным педагогом считаю присвоение мне аттестационной комиссией первой квалификационной категории и знаю, что всё ещё впереди …
И в заключение хочу сказать – я очень люблю свою работу, несмотря на все трудности и проблемы, которые меня окружают!
Соскова Наталья Владимировна
Социальный педагог
ОГАОУ СПО «Белгородский механико-технологический колледж»