В чем заключается моя педагогическая философия?... Задумавшись над этим вопросом, поняла, что есть очень много других вопросов, на которые я хочу дать себе ответ. Почему стала преподавателем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую, более спокойную, более оплачиваемую? Это выбор, сделанный возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может, это не я выбирала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?» Может быть…
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: Какой час на земле самый главный? Какой человек на земле самый главный? Какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, является самым важным. Применительно к моей педагогической философии отвечу на эти вопросы так. Любое занятие – самое главное, ибо завтра будут уже другие занятия. Давать их студентам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье преподавателя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, задавать цель, видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.
Что такое – работа преподавателя? Подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, душевная щедрость, любовь…
И если основные профессиональные заповеди медиков: «не навреди», то в качестве таковых у педагогов я бы назвала: «пойми ученика» и «помоги ему научиться».
Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что со студентами мы равноправны: я учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной.
Студенты хотят, чтобы их уважали, чтобы им помогали, иначе возникает неприятие преподавателя. И здесь они правы. Ни один человек не согласится, чтобы ломали его характер. Стараюсь проникнуть во внутренний мир студента, понять его позицию, видеть мир его глазами.
Фразу о том, что ребёнок «факел, который нужно зажечь», знаем все. А как зажечь? Необходимое условие для этого мы выяснили – педагог сам должен гореть, а каково достаточное условие? Знает кто-нибудь из вас, в чём заключается «золотое правило» педагогики? А нет никакого правила, поскольку все дети разные. К сожалению не всех удается зажечь, но если удается – я счастлива.
Главное направление в работе - убеждение, что ребенок – главная ценность общества. Ведь сегодняшние студенты – завтрашние специалисты. Важно подготовить их к взрослой жизни.
Сегодня фантастическими темпами развиваются технические и программные средства. Каждый год происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала.
Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее – личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.
Нет более трудной профессии, чем преподаватель информационных технологий в профессиональной деятельности. Необходимость каждый год начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации я вынуждена напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними.
Раньше, когда ко мне подходил студент и задавал вопрос о работе незнакомой мне программы, мне было стыдно, что я - преподаватель информатики, не знаю современных программ. Тогда я лихорадочно начинала копаться в литературе, ночами сидеть у компьютера, изучать то новое, неизведанное, и думать, как же применить полученные знания на занятиях. Тогда сами студенты были моими учителями, приносили обучающие диски, программы.
Сегодня я уже не стыжусь, что я чего-то не знаю, ведь человеку не суждено все знать. Но тяга к самообразованию не только не пропала, но и обрела более постоянный характер. Учиться и уметь применить свои знания – вот заповеди человека, желающего стать профессионалом своего дела.
«То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю, то, что я делаю сам, я понимаю и учусь этому на всю оставшуюся жизнь». Это высказывание Конфуция подтолкнули меня к таким инновационным методам обучения, как проблемные вопросы, проектирование и задания исследовательского характера. Выстраиваю работу так, потому что на практике поняла, что знание, добытое самим человеком, остается в памяти намного дольше, чем просто услышанное на занятиях.
В работе со студентами я руководствуюсь основным принципом: пусть студент поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.
На этих основных направлениях, как на трех китах, строится моя педагогическая философия. Выбрав себе учительскую профессию, я иду по ней годами, днями, часами, ни разу не усомнившись и, тем более, не раскаявшись в избранном пути. В душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа… Жить каждый день, каждую минуту, каждый миг. Только отдав студентам несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Педагогу необходимо знать, что он строит в умах и сердцах своих учеников! Чтобы заразить студентов добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить их светлым, добрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодро. Чтобы внушить хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова, ибо «уча других, мы учимся сами».
…А завтра снова напряжённый день. И так всегда…