РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ
УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ОПОП НПО
(методические рекомендации)
Разработка программ учебной и производственной практики основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования : методические рекомендации
В представленных методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разработке рабочих программ учебной и производственной практик основной профессиональной образовательной программы по профессиям начального профессионального образования.
В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ.
Методические рекомендации адресованы руководителям, методистам, педагогическим работникам образовательных учреждений начального профессионального образования, слушателям курсов повышения квалификации.
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности. Выпускник образовательного учреждения начального профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечить максимально эффективный результат.
Решению этой задачи способствует введение в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.
Программы учебной и производственной практик являются составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), обеспечивающей реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования (ФГОС НПО).
Представленные методические рекомендации призваны помочь в решении проблем, связанных с разработкой программ учебной и производственной практик как структурных единиц основных профессиональных образовательных программ, разрабатываемых образовательными учреждениями начального профессионального образования. В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ учебной и производственной практик, показаны подходы к разработке каждого раздела программы.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
С введением ФГОС НПО нового поколения появилась необходимость пересмотра основных подходов к разработке рабочей программной документации по учебной и производственной практикам.
Согласно «Типовому положению об образовательном учреждении начального профессионального образования» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521) в образовательном учреждении начального профессионального образования устанавливаются такие виды учебных занятий, как учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
С целью обеспечения единых подходов к организации и проведению учебной и производственной практик обучающихся образовательных учреждений НПО Министерством образования и науки Российской Федерации разработано и утверждено «Положение об учебной (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования» (Приказ МОН РФ № 674 от 26.11.2009).
Настоящее Положение распространяется на все образовательные учреждения, реализующие ОПОП НПО в соответствии с ФГОС НПО, определяет порядок организации и проведения учебной практики (производственного обучения) и производственной практики обучающихся, осваивающих ОПОП НПО.
Практика является обязательным разделом ОПОП и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями, при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП НПО по осваиваемой профессии.
Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с учебным планом ОПОП НПО.
Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Целью учебной практики является:
- приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии.
Задачами учебной практики (производственного обучения) являются:
- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии;
- закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся.
Учебная практика проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательного учреждения и может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением.
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.
Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является зачет.
Целью производственной практики является:
- формирование общих и профессиональных компетенций;
- комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии начального профессионального образования, заложенных в ФГОС НПО.
Задачами производственной практики являются:
- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;
- развитие общих и профессиональных компетенций;
- освоение современных производственных процессов, технологий;
- адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.
Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между образовательным учреждением и организацией, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.
По завершении производственной практики проводится аттестация обучающихся. Формой аттестации является комплексный экзамен, включающий в себя оценку сформированности профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля. По итогам аттестации обучающиеся получают документ установленного образца.
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
Структура программ учебной и производственной практик разрабатывается в соответствии с рекомендациями Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
2.1. Структура рабочей программы учебной практики
Рабочая программа учебной практики содержит:
- титульный лист;
- паспорт программы учебной практики;
- тематический план и содержание учебной практики;
- условия реализации учебной практики;
- контроль и оценка результатов освоения учебной практики;
- приложение: перечень учебно-производственных работ.
Титульный лист содержит:
- наименование образовательного учреждения;
- наименование программы (Рабочая программа учебной практики);
- наименование профессии;
- место и год разработки программы.
Рабочая программа учебной практики должна быть рассмотрена на заседании методической цикловой комиссии и рекомендована ею, утверждена заместителем директора образовательного учреждения по учебно-производственной работе. Поэтому на оборотной стороне титульного листа располагают грифы рекомендации и утверждения, а также указывают авторов-разработчиков программы и рецензентов (см. приложение № 1).
Паспорт программы содержит несколько пунктов (приложение № 2):
1. Область применения программы.
2. Цели и задачи учебной практики.
Целью учебной практики является освоение обучающимися практического опыта по видам профессиональной деятельности.
3. Количество часов, выделяемое на освоение программы учебной практики - определяется образовательным учреждением.
Тематический план и содержание учебной практики оформляется в виде таблицы (приложение № 3), где указываются наименование профессионального модуля, номер и наименование темы учебной практики, содержание учебного материала, объём часов на изучение тем.
Наименование тем учебной практики формулируются исходя из видов работ, определённых в программах профессиональных модулей ОПОП.
При разработке содержания учебной практики и перечня учебно-производственных работ необходимо учесть присваиваемой уровень квалификации по профессии.
Третий раздел программы учебной практики «Условия реализации учебной практики» (приложение № 4) включает в себя следующие пункты:
1. Требования к материально-техническому обеспечению (наличие учебных мастерских, лабораторий, перечень средств обучения, оборудования, технических средств).
2. Информационное обеспечение учебной практики (перечень рекомен-дуе¬мых изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
3. Общие требования к организации учебной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики).
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики отражается в четвёртом разделе программы (приложение № 5), осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий. Формы и методы контроля определяются образовательным учреждением.
В приложение к программе учебной практики необходимо включить перечень учебно-производственных работ.
При разработке перечня учебно-производственных работ для подготовки рабочих по определенному виду профессиональной деятельности необходимо учесть следующие условия:
- изготовление деталей (изделий) должно включать комплексно-объединенные приемы, предусмотренные изучаемыми темами;
- изделия должны обеспечивать постепенный переход от простых приемов к сложным;
- максимальная часть изделий должна иметь производственную ценность;
- комплексные работы должны состоять из деталей, охватывающих максимальное число изученных до этого операций;
- обучающиеся должны знать ученические нормы времени выполнения заданий.
Расчет ученических норм времени на выполнение учебно-производственных работ [11] выполняется по формуле:
Т уч = (Тшт Тпз/Z) К
где Тшт - норма штучного времени на выполнение работы (рабочая),
Тпз - подготовительно-заключительное время,
Z - число учебно-производственных работ в партии (деталей, изделий)
К – переводной коэффициент
Тшт = Тосн Твсп Тоб Твст
где Тосн – основное (технологическое) время,
Твсп – вспомогательное время (установка, снятие детали, пуск и остановка оборудования и т.п.),
Тоб – время обслуживания рабочего места (регулировка оборудования, смазка, снятие инструмента и т.п.),
Твст – время, необходимое на отдых и естественные надобности.
Перечень учебно-производственных работ в период прохождения учебной практики на предприятии также необходим, как и перечень для работы в учебных мастерских.
Перечень учебно-производственных работ разрабатывается с учётом получаемого уровня квалификации по профессии.
2.2. Структура рабочей программы производственной практики
Производственная практика является заключительной составной частью процесса подготовки квалифицированного рабочего по видам профессиональной деятельности и в целом по профессии.
Программа производственной практики содержит:
1. Титульный лист (см. приложение № 1).
2. Паспорт программы (приложение № 7).
3. Тематический план и содержание производственной практики (приложение №
.
4. Условия реализации программы производственной практики (приложение № 9):
- общие требования к организации производственной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой);
- характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику:
Наименование цехов, участков Оборудование Применяемые
инструменты
(приспособления)
5. Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики - осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла и экспертной комиссией в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися производственных заданий одновременно с оценкой сформированности профессиональных и общих компетенций по итогам изучения профессионального модуля и в целом по профессии. Формы и методы контроля определяются образовательным учреждением.
Производственная практика является последним этапом изучения профессионального модуля и завершается выполнением обучающимся практической квалификационной работы по виду деятельности.
Освоение программы производственной практики завершается выполнением выпускной практической квалификационной работой по профессии, которая должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
6. Приложение: квалификационная характеристика профессии.
Квалификационная характеристика профессии (согласно ЕТКС) отражает следующие параметры: наименование профессии, уровень квалификации (разряд, класс, категория), требования к техническим знаниям рабочего для квалифицированного выполнения работ по тарифным разрядам, содержание деятельности (виды работ) в соответствие с уровнем квалификации.
Рекомендуемая литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).
2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
4. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г N 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
5. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521).
6. Федеральный государственный стандарт по профессии.
7. Приказ от 28 сентября 2009 г. N 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 октября 2009 г. N 15083).
8. Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2009 г. № 674).
9. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утв. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009 г.).
10. Классификаторы социально-экономической информации: [Электронный ресурс]. Форма доступа – http://www.consultant.ru
Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС);
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСДРСС);
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 – 94, ОКПДТР);
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001, ОКВЭД); Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).
11. Скакун В.А. Методика производственного обучения в схемах и
таблицах: Методическое пособие. – М.: ИРПО, 1997 – стр 74,76-77.
Приложение № 1
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Оборотная сторона титульного листа рабочей программы учебной и производственной практики:
Приложение № 2
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС НПО по профессии____________________________________________
(указать код и наименование профессии)
1.2. Цели и задачи учебной практики
С целью овладения видами профессиональной деятельности по профессии обучающийся в ходе освоения учебной практики должен
иметь практический опыт:
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной практики: __________________________________________________________________
Приложение № 3
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Наименование профессионального модуля, тем Содержание учебного материала
Объём
часов
ПМ.01 …
Тема 01.1. … Обучающийся должен:
- иметь практический опыт (в рамках темы)
Содержание учебного материала:
(дидактические элементы)
Тема 01.2 …
…
Всего часов:
ПМ.02 …
Тема 02.1. …
Тема 02.2. …
…
Всего часов:
ПМ.03 …
Тема 03.1. …
Тема 03.2. …
…
Всего часов:
Итого:
Приложение № 4
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Программа учебной практики реализуется в _______________________
(указать наименование учебных мастерских, лабораторий)
Оборудование учебной мастерской и рабочих мест мастерской:
______________________________________________________________
(приводится перечень средств обучения, оборудования, технических средств)
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы) __________________________________________________________________
3.3. Общие требования к организации учебной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики) ________________________________________________________
Приложение № 5
IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий.
Результаты обучения
(освоенный практический опыт) Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
Приложение № 6
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ
Приложение № 7
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС НПО по__________________________________________
(указать код и наименование профессии)
1.2. Цели и задачи производственной практики.
Целью производственной практики является:
- формирование общих и профессиональных компетенций;
- комплексное освоение обучающимся видов профессиональной деятельности: ________________________________________________________
по профессии _____________________________________________________
Задачами производственной практики являются:
- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;
- развитие общих и профессиональных компетенций;
- освоение современных производственных процессов, технологий;
- адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.
1.3. Рекомендуемое количество часов на производственную практику: __________________________________________________________________
Приложение № 8
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Наименование профессионального модуля, тем Содержание учебного материала
(дидактические элементы)
Объём
часов
ПМ.01 …
Тема 01.1. …
Тема 01.2 …
…
Всего часов:
ПМ.02 …
Тема 02.1. …
Тема 02.2. …
…
Всего часов:
ПМ.03 …
Тема 03.1. …
Тема 03.2. …
…
Всего часов:
Итого:
Приложение № 9
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Общие требования к организации производственной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой)___________________________________
3.2. Характеристика рабочих мест (на которых обучающиеся будут проходить практику):
Наименование цехов, участков Оборудование Применяемые
инструменты
(приспособления)
3.3. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы) __________________________________________________________________
Приложение № 10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)
ПРИКАЗ
Зарегистрирован в Минюст России
от 15 января 2010 г. N 15964
26 ноября 2009 г. N 674
Об утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования
В соответствии с пунктом 24 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 521 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3519) и пунктом 5.2.23.2 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования.
2. Установить, что Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, утвержденное настоящим приказом, применяется при обучении по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.
Министр А. Фурсенко
Приложение
Утверждено
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «26» ноября 2009 г. № 674
Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения учебной практики (производственного обучения) и производственной практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования.
Настоящее Положение распространяется на все образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (далее - ОПОП НПО) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО).
2. Видами практики обучающихся, осваивающих ОПОП НПО, являются: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика (далее - практика).
3. Программы практики являются составной частью ОПОП НПО, обеспечивающей реализацию ФГОС НПО.
4. Целью практики является комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии начального профессионального образования (далее - НПО), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы обучающимся по профессии.
5. Задачей учебной практики (производственного обучения) является формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
6. Задачей производственной практики является закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений обучающихся по изучаемой профессии, развитие общих и профессиональных компетенций, освоение современных производственных процессов, адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности организаций различных организационно-правовых форм (далее - организация).
7. Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по каждому из модулей ОПОП НПО в соответствии с ФГОС НПО, рабочими программами практики, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением, реализующим ОПОП НПО (далее - образовательным учреждением) самостоятельно.
8. Учебная практика (производственное обучение) проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательного учреждения. Учебная практика (производственное обучение) может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением. Учебная практика (производственное обучение) проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.
9. Производственная практика обучающихся на первом году обучения и в последующие годы проводится в организациях на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и каждой организацией, куда направляются обучающиеся.
Обучающиеся зачисляются на вакантные должности, при их наличии, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.
10. Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с ОПОП НПО.
11. Практика осуществляется как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП НПО по осваиваемой профессии.
12. В организации и проведении практики участвуют: образовательные учреждения; организации.
13. Образовательные учреждения:
- планируют и утверждают в учебном плане все виды практики в соответствии с ОПОП НПО, с учетом договоров с организациями; заключают договоры на организацию и проведение практики;
- совместно с организацией определяют объекты практики, согласовывают программу и планируемые результаты практики; осуществляют руководство практикой;
- контролируют реализацию программы и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;
- организовывают процедуру оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися, в ходе прохождения практики.
14. Организации, участвующие в организации и проведении практики:
- заключают договоры на организацию и проведение практики; согласовывают программ практики, планируемые результаты практики, задание на практику, участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций освоенных обучающимися, в ходе прохождения практики;
- издают приказ о прохождении практики обучающимися;
- предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики, определяют наставников;
- обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимися;
- проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в организации.
15. Обучающиеся, осваивающие ОПОП НПО, при прохождении практики в организациях:
- полностью выполняют задания, предусмотренные программами практики;
- соблюдают действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
- строго соблюдают требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности.
16. Организацию и руководство практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации.
Общее руководство и контроль за практикой от образовательного учреждения осуществляет заместитель директора по учебно- производственной работе. Непосредственное руководство практикой учебной группы осуществляется мастером производственного обучения.
17. В период прохождения производственной практики с момента зачисления обучающихся на них распространяются требования охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе, в части государственного социального страхования.
18. Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми образовательным учреждением совместно с организациями.
19. Практика завершается оценкой и/или зачетом обучающимся освоенных общих и профессиональных компетенций. По завершению производственной практики обучающиеся выполняют выпускную практическую квалификационную работу по профессии.
20. Результаты прохождения практики обучающимися представляются в образовательные учреждения и учитываются при итоговой аттестации.
21. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения НПО, могут, с учетом особенностей отрасли, разрабатывать на основании настоящего Положения рекомендации по организации и проведению практики обучающихся, осваивающих ОПОП НПО.