Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей
Тема урока: «Вычисление площади поверхности и объёма цилиндра»
Выродова О.Ю., преподаватель математики
Косторнова Л.Н., преподаватель информатики
ГБОУ СПО РМК г. Ставрополя
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использова-ние сплава из различных педагогических технологий.
Цели (для педагогов):
- изучение предметов на четвертом уровне системности знаний (Ю.А.Самарин);
- развитие сотрудничества педагогов;
- формирование у студентов убеждения в связности предметов, в целостности мира.
Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педа-гогов предметников.
Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
В настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуни-кативной компетенции учащихся. «Чтобы сформировать коммуникативную компетен-цию недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позво-ляющими решать коммуникативные задачи. Важно представить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре вни-мания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и форму-лирования этих мыслей» (Е.С. Полат).
Именно на бинарном уроке создаются такие условия и студентам, предоставляется такая возможность. Мы (Выродова О.Ю. и Косторнова Л.Н.) хотим провести бинарный урок по теме: «Объем цилиндра» в группе студентов Б-11.
С какими трудностями мы столкнулись?
Во-первых, в действующих программах по предметам «Математика» и «Основы вычислительной техники» даны лишь указания общего характера и не показаны возмож-ности использования конкретных данных других наук.
Во-вторых, отсутствуют скоординированные программы по ОИВТ, Информатике и другим предметам и, вероятнее всего, это невозможно сделать, так как программы по предметам претерпевают постоянные изменения.
В-третьих, не достаточно хорошо разработана технология проведения бинарных уроков.
Психологическая и методическая совместимость педагогов также играет не по-следнюю роль в подготовке и проведении бинарного урока.
Какова же последовательность подготовки проведения бинарных уроков?
Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить те-мой бинарного урока. Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал по-может нам повысить мотивацию деятельности студентов. Следующим шаг - поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении. Это могут быть:
урок-театр,
урок-пресс-конференция,
урок-концерт,
урок-путешествие,
урок-исследование,
урок-заседание редколлегии и т.д.
Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное, тщательное планирование.
Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие груп-пы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необ-ходимых для проведения исследования и оформлением результатов.
Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные студентам проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Результаты исследова-ния представляются в виде диаграмм, таблиц, газет, видеофильмов, имеющих практиче-скую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического приме-нения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты сво-его труда и получить от него радость и удовлетворение.
Бинарные уроки требуют большой подготовки, как педагога, так и студентов, по-этому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведённый не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения студентов, развитии его мышления. Противопоказаниями в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов.
Как одна из форм проекта, бинарные уроки:
служат средством повышения мотивации изучения предмета, например, математики, так как создают условия для практического применения знаний;
развивают у студентов навыки самообразования, так как большую часть подготовки к уроку студенты осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;
развивают аналитические способности и изобретательность;
обладают огромным воспитательным потенциалом;
на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, то есть знания формируются на IV уровне.
Такие уроки интересны и студентам, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения, кроме того, и у студентов и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния.
И все-таки интегрированный урок – вещь неожиданная. Очень сложно проводить его и при этом сохранять стандарты по предмету. Ведь каждый из нас в образовательном учреждении как на конвейере. Даже, исходя из расписания, очень сложно соединить ма-тематику, информатику и, предположим, литературу, спецпредмет, или МХК.
Часто эта технология используется для чтения лекций. Лекцию могут проводить два преподавателя разных предметов. Например, начинает ее преподаватель математик, который раскрывает общие вопросы, (например, при вращении какой фигуры, получает-ся цилиндр или конус). Затем преподаватель информатики на основе этого материала по-казывает, как образуется объемная фигура цилиндра или конуса, используя средства Microsoft Excel.
Чтение бинарной лекции может проходить и по следующему сценарию: первый преподаватель высказывает свои мысли по какой-либо проблеме, второй слушает и по окончании выступления задает вопросы, дополняет, возражает (вопросы могут задавать и сами студенты). Затем они меняются ролями.
Эту же технологию можно использовать и для проведения практических работ, се-минара, беседы и т. п.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Тема урока: (слайд 1)
«Вычисление площади поверхности и объёма цилиндра»
Тип урока: Урок актуализации ранее полученных знаний, с применением современ-ных компьютерных технологий.
Форма урока: бинарный урок-практикум.
Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
1. Закреплять умения студентов решать стереометрические задачи на вычисление площади поверхности и объёма цилиндра.
2. Обобщить и повторить изученный материал, включить его в систему уже имею-щихся знаний.
3. Стимулировать познавательный интерес студентов к геометрии с помощью ис-пользования знаний, полученных при изучении темы «Работа с электронными таблицами».
4. Повторить и закрепить знание студентов правил записи арифметических выраже-ний и формул в электронных таблицах.
5. Формировать знания и умения находить площадь поверхности и объем цилиндра, используя возможности электронных таблиц;
Развивающие:
1. Способствовать развитию логического мышления, умения выражать речью ре-зультаты мыслительной деятельности, умения обобщать.
2. Способствовать овладению студентами умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательскими.
3. Продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности студен-тов при индивидуальной и групповой работе.
Воспитательные:
1. Прививать студентам познавательный интерес к предметам «математика» и «ин-форматика» посредством применения информационных технологий.
2. Воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способно-сти понимать друг друга.
3. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, культуре мышления и речи.
Методическая:
Показать технологию проведения бинарного урока.
Обеспечение урока:
•компьютеры;
•проектор;
•модели цилиндров;
•комплект заданий для выполнения практической работы;
•дидактический материал для самостоятельной работы;
•справочник по теме «Цилиндр».
Методы и приёмы обучения:
•методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приёмы: бе-седа, дискуссия);
•методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдение, демонстрация);
•методы контроля (приёмы: фронтальный и индивидуальный опрос, практическая и самостоятельная работа);
•метод стимулирования и мотивации (приёмы: сочетание двух учебных дисцип-лин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность; создание си-туации взаимопомощи).
Принципы обучения: научность, системность, логичность, наглядность.
План урока: (10 слайд)
1.Организационный момент.
2.Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном кабинете.
3.Сообщение темы и постановка целей урока.
4.Просмотр интерактивного фрагмента.
5.Устные упражнения по теме.
6.Решение стереометрических задач.
7.Актуализация знаний студентов по работе с программой Microsoft Excel.
8.Выполнение практической работы в электронных таблицах.
9.Контроль усвоения знаний.
10.Домашнее задание.
11.Подведение итогов урока. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент.
а) Приветствие.
б) Определение отсутствующих.
в) Проверка готовности студентов к уроку.
г) Проверка готовности кабинета к уроку.
д) Организация внимания.
(2 - 7 слайды)
2. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном кабинете:
нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов;
нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом;
нельзя класть книги и тетради на клавиатуру;
в случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари необ-ходимо немедленно сообщить преподавателю.
3. Сообщение темы и постановка целей урока.
Сегодня на уроке вы получите две оценки – по математике и информатике. Они будут складываться из ваших устных ответов, работы по решению задач, выполнения практической и самостоятельной работ.
4. Просмотр интерактивного фрагмента по теме. ( Включить!)
На уроке используется ЦОР «Математика 7-11 класс», раздел «Геометрия», тема «Стереометрия», подтема «Тела вращения. Цилиндр».
5. Устные упражнения по теме. (12 - 15 слайды)
1.Верно ли, что образующая цилиндра больше его высоты?
2.Может ли площадь боковой поверхности цилиндра быть равной площади его осе-вого сечения?
3.Назовите плоскую фигуру, при вращении которой вокруг одной из сторон образу-ются цилиндр и конус, имеющие общие основания.
4.Может ли развёртка боковой поверхности цилиндра быть квадратом?
5.Верно ли, что среди всех сечений цилиндра, проходящих через его образующие, наибольшую площадь имеет осевое сечение?
6.Может ли площадь боковой поверхности цилиндра быть равной площади его осно-вания?
7.Может ли осевое сечение цилиндра быть трапецией?
8.Сравните диаметр цилиндра d и его высоту h, если:
•Развёртка боковой поверхности цилиндра – квадрат;
•Осевое сечение цилиндра – квадрат.
9.Может ли отрезок, соединяющий две точки поверхности цилиндра, быть больше диагонали его осевого сечения?
10.Сравните диаметр цилиндра и его высоту, если:
•через образующую цилиндра можно провести два различных сечения, имеющих форму квадрата;
• ни одно сечение, проходящее через образующую цилиндра, не является квадратом.
11.Верно ли, что объём цилиндра больше объёма любой вписанной в него призмы?
12.Верно ли, что объём цилиндра меньше объёма любой описанной около него приз-мы?
13.Верно ли, что если осевые сечения двух цилиндров имеют равные площади, то объёмы их тоже равны?
14.Верно ли, что если осевые сечения двух цилиндров – равные прямоугольники, то объёмы цилиндров тоже равны?
15.Два цилиндра с радиусами r1 и r2 и высотами h1 и h2 соответственно имеют равные объёмы. Сравните:
h1 и h2 , если r1 > r2 ;
r1 и r2 , если h1 < h2 .
16.При вращении прямоугольника со сторонами а и в вокруг стороны а получен ци-линдр с объёмом V1 , а при вращении вокруг стороны в – цилиндр с объёмом V2 . Сравните:
•V1 и V2 , если а > в.
•а и в, если V1 < V2 .
6. Решение стереометрических задач. (17, 18 слайды)
Задача 1. Для хранения сельскохозяйственной техники требуется металлический ангар полуцилиндрической формы, размерами – длина 86 м., диаметр 18 м. Какое количество металла (в кв. м.) необходимо на его изготовление? (на клепку добавить 20% материала)
Задача 2. Цилиндрическая емкость радиуса 38 см и высотой 86 см. на две трети запол-нена маслом. Сколько литров масла можно долить в эту емкость? И сколько литров мас-ла было первоначально?
7. Актуализация знаний студентов по работе с программой Microsoft Excel.
Подумайте и ответьте на вопрос: «С помощью, какой программы изучаемой в кур-се «Основы информатики и вычислительной техники», вы сможете решить проблему – ускорить время на решение задачи»?
Верно, программа Microsoft Excel. Практически все современные профессии, в том числе и ваша, предполагают умения работы с ПК. Вы должны уметь выполнять элемен-тарные математические вычисления, вести финансовые дела, учёт, контроль и анализ, и все эти задачи можно выполнить с помощью программы Excel. Давайте вспомним ос-новы работы с этой программой.
Ответьте на вопросы: (19 слайд)
как загрузить программу Excel?
назовите основные объекты программы?
какие типы данных используются в электронных таблицах?
как записать формулу?
как записать в электронных таблицах знаки: сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень?
как переименовать лист таблицы, например, написать свою фамилию.
8. Выполнение практической работы в электронных таблицах. (21 слайд)
Задание 1. Произведя необходимые измерения, вычислите:
• площадь боковой поверхности цилиндра;
• площадь полной поверхности цилиндра;
• объем цилиндра;
Задание 2. Увеличьте радиус в два раза, высоту уменьшите в три раза и найдите те же величины.
9. Контроль усвоения знаний. (22 слайд)
Самостоятельная работа
ВАРИАНТ 1
Напротив каждого вопроса поставьте "+" в клетке, соответствующей верному отве-ту: «да», «нет», «возможно»
№ п/п Вопрос «да» «нет» «возможно»
1. Верно ли, что образующая цилиндра больше его высоты?
2. Может ли имя ячейки электронной таблицы со-стоять из имени столбца?
3. Может ли развёртка боковой поверхности ци-линдра быть квадратом?
4. Верно ли, что ввод формул в ячейку электронной таблицы начинается со знака «$» ?
5. Верно ли, что объём цилиндра меньше объёма любой описанной около него призмы?
6. Верно ли, что запись # # # # в ячейке электрон-ных таблицы говорит о том, что столбец недос-таточно широк?
7. Верно ли, что если осевые сечения двух цилинд-ров – равные прямоугольники, то объёмы ци-линдров тоже равны?
8. Верно ли, что в строке формул отображается со-держимое текущей ячейки?
9. Может ли отрезок, соединяющий две точки по-верхности цилиндра, быть больше диагонали его осевого сечения?
10. Можно ли электронные таблицы применять для обработки изображений?
Самостоятельная работа
ВАРИАНТ 2
Напротив каждого вопроса поставьте "+" в клетке, соответствующей верному ответу: «да», «нет», «возможно»
№ п/п Вопрос да нет возможно
1. Верно ли, что высота цилиндра больше его обра-зующей ?
2. Верно ли, что ввод формул в ячейку электронной таблицы начинается со знака «=» ?
3. Может ли площадь боковой поверхности цилиндра быть равной площади его основания?
4. Верно ли, что запись # # # # в ячейке электронных таблицы говорит о том, что формула записана не-верно?
5. Может ли площадь боковой поверхности цилиндра быть равной площади его осевого сечения?
6. Можно ли электронные таблицы применять для выполнения математических расчетов?
7. Верно ли, что если осевые сечения двух цилиндров имеют равные площади, то объёмы их тоже равны?
8. Может ли имя ячейки электронной таблицы состо-ять из имени столбца и номера строки?
9. Может ли осевое сечение цилиндра быть трапецией?
10. Верно ли, что в строке формул отображается содер-жимое первой ячейки?
10. Домашнее задание. (слайд 24)
Самостоятельная работа
1. Самостоятельно доработать имеющиеся индивидуальные недостатки по работе с программой Excel.
2. Записать все известные вам формулы для вычисления площадей поверхности и объемов изученных вами фигур. Какой вид они будут иметь при записи в электрон-ных таблицах?
Название фигуры Математическая
формула Запись формулы
в Excel
Призма
V
Sпов.
Параллелепипед
V
Sпов.
Пирамида
V
Sпов.
Прямоугольный па-раллелепипед
V
Sпов.
Цилиндр
V
Sпов.
3. Заполнить пропущенные фрагменты:
а) В электронной таблице записано арифметическое выражение S=a*h*sin(α). Какой вид оно имеет, в соответствии с правилами, принятыми в математике ____________. Что выражает эта формула?
4. Вам предлагается шесть задач – решение первых двух оценивается на «3», 3-4 – на «4», 5-6 – на «5». Предлагаю дома вам решить любые две задачи. Если вы решите верно задачи из разных групп, то оценка выставляется по большему баллу.
Найдите объем и площадь боковой поверхности цилиндра
11. Подведение итогов урока. Рефлексия (19 слайд)
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Мы сегодня хорошо поработали на уроке, закрепили умение применять формулы для определения объема и площади цилиндра, аргументировали прикладное значение программы Excel для расчета по формулам, показали личностную значимость своих уме-ний. Главный результат – это ваше умение применить ранее полученные знания на прак-тике, т.е. вы показали свою компетентность. Конечно она у всех индивидуальная, но в основном вы со своей задачей справились.
По итогам работы оцениваются следующие студенты (называются студенты, ус-пешно завершившие индивидуальные задания)
Рефлексия. (20 слайд)
Ребята, а теперь вы оцените нашу совместную деятельность, настроение и психо-логический климат, в котором мы работали.
Что было самое интересное?
Понравилось ли вам вычислять в электронных таблицах?
Сможете ли вы применять свои знания при вычислениях на других предметах?
Спасибо, до свидания. (21 слайд)
САМОАНАЛИЗ
I. Характеристика группы:
1) Урок проводится в группе первого курса, специальность – экономика, бухгалтер-ский учёт. Выбор специальности ребятами предполагает склонность к точным наукам, но студенты в большинстве своём обладают средними математическими способностями.
По результатам входного контроля в сентябре уровень обученности математике ока-зался ниже среднего – 2, 8 балла. По окончании 1-го полугодия этот балл повысился на 0,6 балла (контроль проводился лишь по разделу «Тригонометрия»).
Использованные на этом уроке темы: «Знакомство и работа с электронной табли-це» и «Основные операции с электронной таблицей» входят в раздел «Информация и ее представление средствами языка». На ее изучение отводиться 6 часов. Из них 2 ч. – на теоретическое и 4 ч. на практическое обучение.
По результатам изучения данных тем уровень обученности составляет 100 %.
2) Психологическая характеристика группы:
По результатам работы психологической службы колледжа установлено, что сту-денты группы обладают средним уровнем интеллектуальной лабильности, что способст-вует нормальному уровню обучаемости и отражается на средних результатах успеваемо-сти.
Большинство студентов группы по типу темперамента относятся к холерикам и сангвиникам, поэтому, по мнению психологов, уроки должны быть построены в этой группе более насыщенными, т.к. эти ребята быстрее улавливают суть задания и справля-ются с ним, чем группы с другим набором темпераментов. Но и уровень запоминания и усвоения у них ниже, чем, например, у меланхоликов, поэтому для этих студентов требу-ется большое количество заданий на повторение и закрепление материала. Психологами был выделен основной принцип обучения в этой группе: переход от репродукции к дея-тельности по применению и изменению полученных знаний.
II. О проекте урока:
1) Место урока в теме, разделе, курсе.
Урок находится в разделе «Тела вращения» и является закрепляющим и обобщаю-щим в теме «Цилиндр». Это тема изучается после темы «Многогранники», на которой студенты уже научились находить площади поверхности и объёмы призм, параллелепи-педов и пирамид. Знание студентов геометрии намного слабее, чем алгебры, поэтому здесь необходимо регулярное восстановление знаний, полученных на предыдущих уро-ках, а также в курсе планиметрии. Поскольку приёмы и способы решения задач по этой теме повторяются многократно при изучении предыдущих и последующих тем, то необ-ходимо обращать особое внимание студентов на часто встречающиеся в задачах приёмы решения треугольников, многоугольников и др.
Использованные на этом уроке темы: «Знакомство и работа с электронной табли-це» и «Основные операции с электронной таблицей» входят в раздел «Информация и ее представление средствами языка». На ее изучение отводится 6 часов, поэтому ожидаю некоторые трудности при выполнении практической работы.
2) Тип урока: Урок актуализации ранее полученных знаний, с применением современ-ных компьютерных технологий.
Как вы знаете, этот тип урока выполняет следующие функции:
- повторение материала предыдущих уроков;
- восстановление любых ранее полученных знаний, необходимых для изучения нового;
- анализ полученных ранее знаний;
- углубление и расширение знаний;
- обобщение и систематизация;
- контроль и оценивание уровня усвоения;
- применение ранее полученных знаний в новых условиях.
3) Педагогическая структура урока:
Цели урока: (указаны в плане).
Принципы урока:
Реализуя содержание урока при выполнении поставленных целей, я опиралась на следующие принципы, определяющие работу с содержанием материала:
- взаимосвязь изученного материала и личного опыта студентов, логичность;
- системный подход к изучению материала;
- опора на интуицию, наглядность.
Данная группа принципов определяет отбор методов и приёмов преподавания и обуче-ния.
Методы, приёмы и средства обучения, применяемые на уроке:
Методы, которые применяются на уроке, должны:
- обладать проблемным характером;
- иметь возможность пользоваться сравнительной характеристикой материала и приме-нением аналогий;
- позволять использовать личный опыт и субъективность оценки.
На данном уроке использовались следующие методы:
- словесной передачи информации и слухового восприятия информации;
- наглядной передачи и зрительного восприятия информации;
- передачи информации с помощью практической деятельности;
- эмоциональные;
- познавательные;
- устные;
- письменные;
- интерактивные.
Приёмы:
- беседа;
- сообщение студента;
- инструктаж;
- интерактивные фрагменты;
- практические задания;
- компьютерный тест.
Высокая работоспособность обеспечивается за счет постоянной постановки перед студентами проблем, которые необходимо решить для выполнения задания.
Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разгово-ром, обсуждением.
Перегрузок нет, т.к. постоянно идет смена учебной деятельности. Нормы СанПиН выдержаны.
Запасные методические ходы необходимы для более слабых групп – во время оп-роса – наводящие вопросы, во время практики – индивидуальное объяснение нового ма-териала.
Средства:
Компьютеры, проектор, презентация, комплекты заданий для самостоятельного решения, модели цилиндров.
4) Методическая структура урока:
Ход урока и распределение рабочего времени мы распланировали примерно так:
1. Организационный момент. (2 мин)
2. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном кабинете. (2 мин.)
3. Сообщение темы и постановка целей урока. (2 мин)
4. Просмотр интерактивного фрагмента по теме. (5 мин)
5. Устные упражнения по теме. (10 мин)
6. Решение стереометрических задач. (17 мин.)
7. Актуализация знаний студентов по работе с программой Microsoft Excel. (15 мин.)
8. Выполнение практической работы в электронных таблицах. (15 мин.)
9. Контроль усвоения знаний. (5 мин.)
10. Домашнее задание. (2 мин.).
11. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин.)
Кроме того, на случай, если останется время, мы подготовили резервные задачи.
5) Психологическая структура урока:
Известно, что у старшеклассников пик работоспособности и проявления интереса приходится на 15-25-ю минуты урока. Работая с группой 1ч. 20 мин., обязательно прихо-дится учитывать психологические и физиологические особенности подростков. Для поддержания познавательного интереса необходимо разнообразить виды преподавания и контроля, предлагать для различных групп студентов посильные задания. Всё это позво-лит оптимально распределить психологическую нагрузку, снижать напряжение и сохра-нять эмоциональный комфорт в течение всего урока, создать благоприятный режим для психологической подготовки и мотивации на познание. Конечно, в ходе урока мы поста-раемся учитывать особенности восприятия, памяти, речи, внимания, мышления, обра-щать внимание на каждого студента.
6) Технология – инновационная.
7) Прогноз возможных учебных действий и возможные результаты:
Мы рассчитываем на то, что цель урока будет достигнута в целом. И надеемся, что после урока студенты закрепят свои умения решать задачи на вычисление площадей по-верхностей и объёмов цилиндра, вычислять эти величины в электронных таблицах, сис-тематизируют свои знания по изученным темам для дальнейшего их применения в курсе стереометрии, информатики и других предметов.
Думаем, что работа на компьютерах увеличит интерес не только к стереометрии, но и к другим предметам.
Предполагаемые результаты: мы рассчитываем на то, что большая часть студентов хо-рошо справятся с решением намеченных задач, но предполагаем, что 2-3 человека будут испытывать серьёзные затруднения в течение урока из за большого количества пропу-щенных уроков.
Обоснование проекта урока:
В настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуни-кативной компетенции студентов. «Чтобы сформировать коммуникативную компетен-цию недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позво-ляющими решать коммуникативные задачи. Важно представить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре вни-мания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и форму-лирования этих мыслей» (Е.С. Полат).
Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока.
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического приме-нения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты сво-его труда и получить от него радость и удовлетворение.
Как одна из форм проекта, бинарные уроки:
служат средством повышения мотивации изучения предмета, например, математики, так как создают условия для практического применения знаний;
развивают у студентов навыки самообразования, так как большую часть подготовки к уроку студенты осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;
развивают аналитические способности и изобретательность;
обладают огромным воспитательным потенциалом;
на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает студентам принимать решения в творческих ситуациях, то есть знания формируются на IV уровне.
С какими трудностями мы столкнулись?
Во-первых, в действующих программах по предметам «Математика» и «Основы вычислительной техники» даны лишь указания общего характера и не показаны возможности использования конкретных данных других наук.
Во-вторых, отсутствуют скоординированные программы по ОИВТ, Информатике и другим предметам, в том числе и математики, и, вероятнее всего, это невозможно сде-лать, так как программы по предметам претерпевают постоянные изменения.
В-третьих, не достаточно хорошо разработана технология проведения бинарных уроков.