Манбетова Ирина Александровна
ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В НПО Презентация к докладу
Для преподавателей
Цель доклада: показать, что
тестирование – наиболее объективный способ измерения результатов обученности
учащихся на соответствие требованиям государственного образовательного
стандарта
ТЕСТОВАЯ_СИСТЕМА_ОЦЕНКИ_ЗНАНИЙ_И_ЕЕ_ПРИМЕНЕНИЕ_В_НПО.ppt
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №16
р.п. ШЕМЫШЕЙКА
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НПО И СПО
«Инновационные процессы в профессиональном образовании: проблемы и перспективы»
секция № 1 (для преподавателей). Формирование личностных и профессиональных компетенций обучаемых в процессе инновационной деятельности НПО И СПО
ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В НПО
Автор: Манбетова
Ирина Александровна,
преподаватель спецдисциплин
по профессии «Сварщик»
2011
Тестовая система оценки знаний и ее применение в НПО
Выпускник профессионального училища — это личность, которая выходит на рынок труда со своим «товаром» — профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно не только овладеть профессией, но и овладеть определенными компетенциями, чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» (работодателя).
С внедрением Государственного образовательного стандарта встал вопрос о контроле уровня усвоения знаний. Главная функция проверки – это контролирующая функция, заключающаяся в контроле знаний и умений обучающихся, определение достижения учащимися базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания дисциплины.
Тестовый контроль, наряду с применением традиционных методов оценки знаний и умений, дает возможность при незначительных затратах времени и труда педагога проверить знания, умения и навыки группы учащихся на разных этапах обучения; осуществлять текущий, рубежный (тематический) и выходной контроль.
Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она естественно вписывается в современные педагогические концепции, позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися; позволяет определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их. Термин "тест" определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно, измерить уровень подготовленности учащихся.
При разработке контрольных (тестовых) работ необходимо учесть следующее:
1) в содержание контрольных (тестовых) работ следует включать наиболее значимые задания по изучаемому материалу;
2)
[/list]разрабатывается не менее двух вариантов тестовых заданий одинаковой сложности;
3) сложность вопросов (заданий) теста должна соответствовать уровню, установленному государственными образовательными стандартами;
4) к каждому варианту заданий прилагаются эталоны правильных ответов;
5) контрольные (тестовые) работы
[/list] должны выполнять не менее 50% учащихся группы или учреждения НПО в целом;
6) для контроля по производственному обучению следует составить перечень учебно-производственных работ с определением ученической нормы времени и количества операций (не менее 10);
7) повторно одни и те же тестовые работы учащиеся не выполняют;
время на выполнение контрольных (тестовых) работ распределяется с учетом их сложности и объема.
Основные требования к заданиям тестов:
1) принадлежать к одной теме или дисциплине;
2) быть взаимосвязанными между собой (должна соблюдаться последовательность в терминологии);
3) являться взаимодополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике;
4) форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной;
5) термины, понятия, используемые в тестах должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам;
6) последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному;
7) задания должны быть краткими. Прочитав задание, учащийся должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда учащийся сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.
По уровню усвоения знаний, умений и навыков тесты классифицируют на 3 уровня.
Тесты первого уровня усвоения подразделяют на:
1. тесты опознания;
2. тесты различения;
3. тесты соотнесения;
4. тесты-задачи с выборочными ответами.
В тесте опознания обучающемуся задается вопрос, который требует альтернативного ответа: «да» или «нет», «является» или «не является», «относится» или «не относится» и т. п. В задании обязательно фигурирует объект, о свойствах или характеристиках которого должен иметь представление учащийся.
Тесты различения вместе с заданием содержат ответы, из которых учащийся должен выбрать один или несколько.
Тесты соотнесения предлагают найти общности или различия в изученных объектах, причем сравниваемые свойства или параметры обязательно фигурируют в задании. Оформленные таким образом тесты называют выборочными.
Тесты-задачи с выборочными ответами. В задании формулируется условие задачи и все необходимые исходные данные, в ответах представлено несколько вариантов результата решения в числовом или буквенном виде. Учащийся должен решить задачу и показать, какой ответ из представленных он получил.
Применение тестов первого уровня целесообразно для промежуточного контроля знаний студентов в рамках чтения одного определенного курса.
Проверку усвоения на втором уровне можно проводить с помощью следующих тестов:
- воспроизведения информации;
решения типовых задач.
По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на:
- тесты на «подстановку»;
конструктивные тесты.
Тесты на «подстановку» могут иметь в задании разнообразные виды информации – словесный текст или формулу, чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие (существенная часть слова или буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем). Получив задание, обучающийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места («пропуски»), а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании.
Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащегося самостоятельного конструирования ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу, выполнить чертеж или график.
Таким образом, тесты второго уровня целесообразно использовать при промежуточном контроле знаний обучающихся по основным разделам курсов, без знания которых общее понимание дисциплины либо затруднено или вообще невозможно.
Тесты третьего уровня при ответе на вопрос требуют применения усвоенных умений и навыков в новых условиях, в неизученной ситуации, в практической деятельности. Тесты третьего уровня можно принять в качестве заданий на практических занятиях или при итоговом контроле за весь пройденный курс, хотя создать такой текст весьма сложно.
За основу определения оценки принимают коэффициент (K) усвоения и уровень усвоения, на котором проводится контроль и выводится оценка по пятибалльной шкале.
Материал считается усвоенным на первом уровне, если K ≥ 0,7.
При K=0,9 – 1 выставляется оценка «5»
При K=0,8 – 0,9 выставляется оценка «4»
При K=0,7 – 0,8 выставляется оценка «3»
При K<0,7 выставляется оценка «2».
К выполнению тестовых заданий второго уровня.
Материал считается усвоенным на 3-ем уровне при K≥0,5.
При K=0,7 – 0,8 выставляется оценка «5»
При K=0,6 – 0,7 выставляется оценка «4»
При K=0,5 – 0,6 выставляется оценка «3»
При K<0,5 выставляется оценка «2».
В прошлом учебном году в нашем училище в первый раз был проведен междисциплинарный тестовый контроль по профессии «сварщик» (предэкзамен), включавший основное содержание специальных дисциплин. Для этого мной совместно с мастерами производственного обучения по профессии «сварщик» составлен комплект контрольных (тестовых) работ первого и второго уровня. Содержание заданий утверждено заместителем директора по учебно-производственной работе. Междисциплинарный тестовый контроль показывает уровень подготовки учащихся к экзамену и разработке и защите письменной экзаменационной работы.
Бесспорно, тесты дают нам вполне эффективный инструмент, который может быть использован в учебном процессе, в том числе и для итоговой оценки знаний.
Цель тестового контроля заключается в том, чтобы проследить динамику формирования у обучающихся профессиональных знаний и умений, установить уровень обученности и профессиональной подготовки выпускников, адекватность этого уровня требованиям государственных образовательных стандартов НПО, рынка труда, работодателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://swarka.net.ru/77-testy-v-sisteme-kontrolya-znanij-i-umenij.html
2. Агрэ И. Ю., Рубина Т. Я. Тесты в системе контроля знаний. – М.: Учебно-методический центр, 1998.
3. Василенко Ю.В., к.т.н., доцент, Подзолков М.Г., к.т.н., доцент, Тиняков А.И., ст. преподаватель, Бологов Е.Н., ст. преподаватель. Тестовая система оценки знаний и ее применение в высшей школе. – Орел: Технологический институт ГОУ ВПО «Орел ГТУ».
Приложение 1
Т
ест по предмету «Технология газовой сварки и резки металла»
Тест по профессии «Сварщик»
Указания обучающимся!
Вы получили задания и ответы к ним. Среди предложенных вариантов ответов выберите один верный. Номер верного, по Вашему мнению, ответа Вы должны поставить на перфокарте под номером вопроса. Все необходимые записи выполняются на черновиках.
Тема раздела № вопроса Количество верных ответов Вопрос Варианты ответов
Краткие сведения о сварке и резке металлов
1 1 Присадочный материал – это металл в виде: 1. Прутков;
2. Проволоки;
3. Полосок;
4. Все перечисленное выше верно
2 1 Присадочный материал при газовой сварке должен: 1. Иметь чистую ровную поверхность без следов ржавчины, масла и других загрязнений;
2. Обеспечивать требуемые свойства наплавляемого металла;
3. Содержать минимальное количество сторонних примесей;
4. Все перечисленное выше верно
3 1 Какие марки присадочных проволок применяют при сварке низкоуглеродистой стали? 1. Проволока марки Св-08А;
2. Проволока марки Св-10А;
3. Проволока марки Св-13ХМА;
4. Все перечисленное выше верно
4 1 От чего зависит диаметр присадочной проволоки при газовой сварке? 1. От номера наконечника горелки;
2. От толщины свариваемой стали;
3. От марки свариваемой стали;
4. От мощности пламени.
5 1 При левом способе сварки диаметр присадочной проволоки должен быть: 1. d = t/2 мм;
2. d = t/2 – 1 мм;
3. d = t/2 1 мм;
4. d = t мм.
(где t – толщина металла)
6 1 Правый способ сварки применяют при сварке пластин толщиной: 1. Менее 3 мм;
2. Более 3 мм;
3. От 2 до 4 мм;
4. Более 10 мм.
7 1 Для какой цели служат флюсы при газовой сварке? 1. Для раскисления свариваемого металла;
2. Для повышения скорости сварки;
3. Для увеличения мощности пламени;
4. Все перечисленное выше верно.
8 1 Флюс должен отвечать определенным требованиям: 1. Быть более легкоплавким, чем основной и присадочный металл;
2. Не должен выделять ядовитых и вызывающих коррозию веществ;
3. Обладать высокой реакционной способностью с окислами;
4. Все перечисленное выше верно.
«Ключ» к заданиям
№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8
№ верного ответа 4 4 1 2 3 2 1 4
Приложение 2
Контрольная (тестовая) работа по основам теории сварки и резки металла
«Характеристика основных классов и видов сварки»
1. Вставьте пропущенные слова в предложение:
Сваркой называется получение … соединения посредством установления межатомных связей между соединяемыми частями при их … и (или) … … .
2. Как называется класс сварки, объединяющий виды сварки, которые производятся плавлением металла?
3. Как называется класс сварки, объединяющий виды сварки, которые выполняются давлением?
4. Вставьте пропущенное слово в предложение.
Виды сварки, которые производятся при помощи давления с использованием тепловой энергии общего или местного характера, относятся к … классу.
5. Найдите в таблице соответствие между классом сварки и видом сварки.
Класс сварки Вид сварки
А. Термический
Б. Термомеханический
В. Механический 1. Кузнечная сварка
2. Сварка взрывом
3. Автоматическая сварка под флюсом
4. Контактная сварка
5. Сварка трением
6. Ручная дуговая сварка
7. Холодная сварка
8. Газовая сварка
9. Полуавтоматическая сварка в среде защитного газа
6. Назовите, к какому виду сварки относятся следующие описания.
а) Дуга расплавляет металлический электрод и основной металл, образуя при этом сварочную ванну, которая при остывании образует сварной шов.
б) Верхняя пластина потоком взрывной волны с большой скоростью ударяется о нижнюю пластину и сваривается с ней.
в) Сварка осуществляется при нагреве деталей электрическим током и их сдавливании в месте нагрева.
г) Концы заготовок нагревают в печи, накладывают друг на друга и проковывают сильными ударами молота.
д) Сварка производится сварочной проволокой, которая подается автоматически в зону сварки. Одновременно с проволокой подается защитный газ.
7. По схемам сварки а, б, в, г определите виды сварки
Варианты ответов:
1 – ручная дуговая сварка;
2 – автоматическая сварка под флюсом;
3 – кузнечная сварка;
4 – сварка трением
8. Что является источником энергии для образования сварного шва в следующих видах сварки:
1 – ручная дуговая сварка;
2 – газовая сварка;
3 – кузнечная сварка;
4 – контактная сварка;
5 – сварка взрывом;
6 – сварка трением;
7 – автоматическая сварка под флюсом.
Варианты ответов:
а) газовое пламя;
б) сварочная дуга;
в) нагрев и сила Р;
г) сила Р.
9. Найдите в таблице соответствие между видом сварки, способом защиты сварочной ванны и степенью механизации сварочного процесса.
Вид сварки Способ защиты сварочной ванны Степень механизации
1. Ручная дуговая сварка
2. Газовая сварка
3. Полуавтоматическая в защитном газе
4. Автоматическая сварка под флюсом
5. Контактная сварка
6. Сварка трением
7. Сварка взрывом
8. Кузнечная сварка А. С помощью флюса
Б. С помощью обмазки
В. Нет защиты
Г. С помощью защитного газа
Д. Газовым пламенем а. Ручная
б. Полуавтоматическая (механизированная)
в) Автоматическая
10. Найдите соответствие между фамилией изобретателя и названием изобретения.
Фамилия изобретателя Название изобретения
1. Славянов Н. Г.
2. Бенардос Н. Н.
3. Петров В. В. А. Электрическая дуга
Б. Ручная дуговая сварка металлическим электродом
В. Ручная дуговая сварка угольным электродом