Моя педагогическая философия.
Мои удивления.
Если вы берете людей такими, каковы они есть,
со всеми присущими им недостатками, вы никогда
не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимите их на ту высоту,
на которой вы хотели бы их видеть.
И.Гете.
…Профтехучилище?!... Там же неуправляемые дети. Лентяи, приспособленцы… С ними невозможно работать… Это или что – то подобное говорили мне мои коллеги, когда восемь лет назад я решила уйти из общеобразовательной школы в систему профессионального образования. Нет, школа, особенно моя родная четырнадцатая, была и всегда будет моей первой и самой большой любовью, просто так сложились обстоятельства.
Услышанное повергло меня в уныние : зачем я ухожу от умных, талантливых детей?..
Составляя расписание на новый учебный год, завуч, будто чувствуя мое состояние, насколько могла оттягивала мою встречу с новыми учениками, однако все когда – нибудь начинается. Начался и этот наш первый урок. Именно «наш», потому что, на мой взгляд, учащиеся готовились к нему также тщательно, как и я. Десятки глаз смотрели на меня с любопытством и откровенной ироний. «Посмотрим, что ты из себя представляешь?»- читала я в этих взглядах. Хотя, впрочем, нет, далеко не всех, ибо в некоторых из них ничего ,кроме откровенного равнодушия ,вряд ли, что – либо можно было прочесть еще.
Очень непростыми ,порою просто невыносимыми были для меня эти первые уроки. Анализируя их, размышляла о причинах. Ведь не может же быть, чтобы среди такого количества учащихся я не нашла единомышленников… Конечно же! Как это я сразу не догадалась, почему это слово сразу не появилось в моем сознании? Надо, чтобы они из учеников превратились в моих единомышленников, соучастников, соавторов урока!
С чего же начать? Как этого добиться? Можно было бы сразу, пойдя по пути наименьшего сопротивления, показать им, что знания и умения их в литературе весьма посредственны и что с такими знаниям им трудно будет сдать экзамен, а это, как правило, влечет за собой отсутствие документа о полном общем образовании. Думается, вопрос с дисциплиной был бы решен сам собой и можно было бы спокойно проводить уроки, «проходя» программный материал. Вот именно «проходя, ничего не оставляя ни в умах, ни в душах.
Нет, начинать надо с другого. Чтобы быстро увидеть положительный результат, добиться успеха, надо дать им возможность верить в то, что они что – то могут.
Выход был найден – интересная, наполненная до краев работа на уроках.
«Как благодатно удивленье! Как оно безумно! Как оно благотворно! Способность удивляться – это дар». Это стихи Евгения Винокурова. Я думаю, от того, что некоторые разучились удивляться солнечному утру, падающему снегу, успехам друг друга, человеческой доброте мир многое потерял. И в своем учительском труде больше всего боюсь в суете будней потерять умение удивляться. Именно оно помогает преподавателю в том главном, что он должен сделать: открыть каждого себе, затем ему самому, затем всем. «Слава Богу, нет, слава Богу, я еще способен удивляться. Я удивляюсь – значит, я жив». И преподаватель должен не только научить детей склонять и спрягать. Но главное , научить удивляться жизни, ее красоте, людям .и сделать это можно благодаря творчеству.
…Вспоминаю наши уроки по роману И.Гончарова «Обломов» и снова вижу удивленные, растерянные в первый момент лица моих учащихся. Когда я предложила им выступить в необычной роли – экспертов – психологов и определить внутреннее состояние Обломова . Но еще большим было их удивление, когда они узнали, что помогать им будет…сам Обломов. Ну, конечно же, не он сам, а Влад Семенов, который. Отправившись «вслед за героем», попытался передать душевное состояние героя после объяснения в любви Ольге.
Широко раскрытыми, но отнюдь не скептическими и не насмешливыми глазами смотрели они своего товарища, слушая то, что, безусловно, их интересовало и волновало их в этом возрасте, но это было то, о чем вслух говорить, вроде бы, не принято. А Влад так вдохновенно, так искренне, без тени смущения говорил об этом!
Глядя в этот момент на своих учеников, я еще раз убедилась в абсурдности бытующего мнения о том, что в профтехучилище идут только самые плохие учащиеся. Нет. У них просто что – то не получилось в школе, и им просто надо помочь поверить в себя!
«Удивление не аргументы в споре, - услышите вы. – вот бы что – нибудь вещественное…»
…Близилось к завершению изучение романа Ф.М.Достоевского «преступление и наказание». Комментируя последнюю сцену «Объяснение Раскольникова и Сони», предлагаю ребятам небольшую творческую работу «О чем рассказали нам эти два молчаливых взгляда?» Ребята сосредоточенно работают, склонившись над тетрадями, но, когда я прошу их прочесть свои работы, смущенно молчат, отводя в сторону глаза ,словно боясь встретиться со мной взглядом. И вдруг… руку поднимает Денис Богатов, ученик, предпочитавший все это время оставаться в тени, быть незамеченным.
«Глаза их выражали бесконечное счастье.
-Ты воскрес, ты любишь, - говорили глаза Сони.
-Это ты воскресила меня. Я люблю, и я счастлив, - отвечали ей глаза Раскольникова.
-Еще целых семь лет. Нет, всего семь лет осталось потерпеть нам, но, что это по сравнению с Вечностью, которая распахнет нам двери для бесконечного счастья, – вторя друг другу, говорили глаза Сони и Раскольникова».
Сколько неподдельных чувств в этом коротеньком сочинении! Всего несколько фраз достаточно, чтобы перед тобой раскрылась хрупкая детская душа. Надо только подтолкнуть ее к откровенности. Именно с этого дня Денис переменился. Увереннее стал как – то. Теперь уже не один урок не проходил без его деятельного участия.
Денис Богатов…. Такие ученики сегодня довольно редки. У них свой, особый внутренний мир, свое, зачастую ошеломляющее, иногда даже ставящее в тупик мнение
«…Катерина не подчиняется нравственным законам и голосу совести. Она подчиняется стихии чувств…Все свои нравственные обязанности она снимает с себя как несносные и ненавистные.
…Но жизненные обязанности возложены на всех людей. Очевидно, что Катерина не хочет покориться им. Она убоялась житейских тягот. Следовательно, она малодушна не может быть идеалом для подражания».
Прочитав эти строки. Я некоторое время пребывала в некотором смятении: как отнестись к написанному? Очень уж оно не соответствует тем выводам, к которым я пыталась подвести ребят на уроке. Однако, наверное, и такое мнение имеет право на существование, ведь, в конечном счете, искусство призвано рождать собственную мысль, даже если она противоречит общепринятой и устоявшейся.
«О, мои удивления! Я копил вас, как скряга, я собирал вас..»
Вспоминаю ,как удивила всех Лена Парунова, которая, получив в качестве индивидуального задания по «Войне и миру» анализ эпизода, рисующий встречу Наташи и князя Андрея после бала, вдруг объявила, что решила выполнить это задание по – своему и представила нам « Страничку из дневника Наташи Ростовой», а нежное, воздушное существо Надя Пушкарева робко спросила меня, можно ли, учитывая ее интерес к живописи, выполнить предложенное всем задание – определить общую эмоциональную окрашенность пейзажной зарисовки «Холодное осеннее ненастье» (по новелле И.Бунина «Темные аллеи») - с помощью красок. Тогда я поняла: у меня действительно появились соавторы. Теперь, когда они заходили в кабинет, я сразу охватывала взором всю группу. Пытаясь увидеть своих «коллег». Мне просто необходимо стало видеть их глаза и читать вних оценку нашей работы. Я ждала: вот закончится урок и подойдут ко мне Маша, Аня, Дима или Влад, и я снова услышу : «А у нас идея1 А давайте!..»
Конечно, таких учеников в училище не очень много. Но, если кому – то,пусть пока не всем, стало интересно, надо стремиться поддерживать этот интерес, не давая ему угаснуть.
Помню, как волновалась я. Пригласив впервые на урок интересных, на мой взгляд, людей, членов Союза писателей России Бориса Дмитриевича Дрозда и Юрия Николаевича Белинского. Будет ли это интересно моим учащимся? Поначалу царило оживление, опять появилось стремление показать себя. Покрасоваться….
Но вот Юрий Белинский прочел:
Когда не накопил себе богатства,
Но все еще не высох от тщеты,
То думаешь сутра: куда податься,
Куда еще бежать от нищеты?..
и в кабинете стало тихо. Потом было еще одно стихотворение, затем другое. А потом Борис Дмитриевич заговорил о счастье, о любви, о том, кК эта тема представлена в творчестве классиков, и я снова увидела удивление в ребячьих глазах! Может быть, это от того, что сейчас они слышали живой голос тех людей, которые могли выступить не только в роли литературных критиков, но и творцов, рождающих высокое искусство. И это было удивительно!
Беспокоит меня Антон Береснев. Мы общаемся с ним только посредством письменной речи. А ведь он и в КВНе участвует, и Хлестакова в спектакле играл. А на уроке молчит. Улыбается и молчит. Все попытки вызвать его на разговор ни к чему не привели. Значит, не сумела разгадать его, не нашла ключик, который открыл бы и ему путь к Удивлению. Значит, есть еще над чем работать.
Многие из моих учеников уже закончили училище. Но и сегодня, всякий раз приходя в класс, я понимаю, что новые ученики ждут от меня возможности удивиться чему – то. Иногда мне кажется, что ничего нового я придумать уже не смогу, и тогда я подхожу к Вике или Ане и с надеждой спрашиваю: «Есть идея?» Я смотрю на своих учеников и думаю о них как об источниках прекрасного и животворного чувства – удивления, и снова вспоминаю стихи Евгения Винокурова : «Кто знает, может, мы живем для некоего великого удивления?»
Ах, эти такие непростые дети! Такие интересные дети! Добрые, умные, талантливые мальчишки и девчонки, спасибо вам за радость сотворчества!
Белинская Светлана Александровна, преподаватель русского языка и литературы КГБОУ НПО "Профессиональное училище № 11", г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края.