Эссэ «Моя педагогическая философия»
Я славно пожил?... Я знаю счастье?...
Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
Каждый человек в той или иной степени задумывается о смысле своей жизни. Обыденная реальность не может заполнить пустоты в душе каждого из нас, если у человека нет какой – либо значительной цели. Наступило время, когда наша большая красивая страна нуждается в новых характерах, свежих идеях.
«Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые звучали бы как набат колокола, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед», - так писал Максим Горький. В высказывании русского писателя я вижу глубокий смысл. Слова он сравнивает с набатом , колоколом. В этом я вижу назначение творчества - пробуждать душевные порывы, поднимать на великие дела, прославляющие гордое звание Человек. В произведении Горького «Песня о Соколе» Сокол, олицетворяющий героя, находится в постоянном поиске смысла жизни, задумывается над выбором своего жизненного пути.
Каждый человек волен выбирать свою дорогу и свою правду. Я сделала свой выбор 35 лет назад – я стала преподавателем математики. Учитель стремится в небо, видит смысл своей жизни в постоянном стремлении к высоте мыслей, поступков. Я увлекаю за собой своих учеников, которые за время общения стали моей семьёй, родными людьми. Жизнь гордой и великолепной птицы – учительницы – некоторым людям, «творениям земли», кажется слишком короткой, пугающей и совершенно ненужной. Им кажется странным, что из последних сил учитель математики и классный руководитель так рьяно отстаивает свою позицию, доказывает, что истинное счастье – в стремлении к образованию, постоянным поискам, пробам себя, свершениям, подвигам.
Подвиг в жизни любого человека – это краткий миг, всё остальное время же протекает просто и обыденно. И в центре этого повседневного существования должен стоять Человек, который не приемлет простого приземлённого существования, Человек, воспитывающий в себе смелость, мужество, стремление к прекрасной жизни.
За годы моей педагогической деятельности встречались ученики – сироты, ученики – сироты при живых родителях, слабые здоровьем, трусы. «Безумство храбрых» учителей окружает таких ребят и ведёт их к путеводной звезде, освещающий путь во мраке. Часто, отдавая частичку своего сердца, мне приходилось наблюдать, как идут ребята по указанному мной пути к «искрам, которые вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света».
Мальчики и девочки, юноши и девушки, которые приходят на мои необычные, смешные и удивительные уроки, сохраняют в своём сознании и сердце те крупинки, которыми я прославляла смелость, благородство, уводя от бедности души.
Заинтересовавшись моими заготовками к уроку, которые их заводят, заставляют думать, спорить, подростки ведут диалог, в котором каждый отстаивает свою правоту, защищает свой образ жизни и мысли, свою позицию. Их представления о правде жизни порой совершенно неодинаковые, они не всегда приходят к согласию. Да это и невозможно! Ведь они такие разные… Но без целеустремленности не свершается ни одно настоящее дело. Без романтики нельзя двигать горы.
«Безумству храбрых поём мы песню»… Для меня это призыв к борьбе, к жизни. Учитель, на протяжении всей жизни совершая значительные дела, творит подвиг, а подвиг творит Человека. Эта проблема всегда актуальна – и в годы революционной борьбы, и в годы стабильности нужно жить и « петь свою песню».
Потому я, как бы ни было трудно, в течение всей педагогической деятельности никогда не изменяла своей профессии, которая творит подвиг.
В заключение отмечу, что во время учебного процесса ребятами с моей помощью были накоплены не просто знания, а умение видеть проблему в перспективе и пути её решения. « Соколята» расправили крылья, готовые к движению, действию, борьбе…
А моя жизнь, как жизнь Сокола, поднимается в небо, сверкает, подобно яркой звезде, напоминая о вечном стремлении к прекрасному и возвышенному.
Уж и Сокол разной породы. Я, даже в своём смертельном последнем полёте, останусь тем человеком, о котором помнят все - «гремит песня волн». Я знаю счастье!
И хочу о нём рассказать!
Пристюк Алла Александровна, преподаватель математики ГБОУ СПО «Георгиевский технологический техникум»