Эссе «Моя педагогическая философия»
Покровская слобода, Покровск, Энгельс…. Разные имена носил мой город за 265 лет своей истории. ЭИТ, ЭИПТ, ЭГППК, ЭКПТ…. Много названий поменял мой колледж за 50 лет существования.
Меняется время, меняются названия, но неизменной должна оставаться главная задача педагога - воспитание образованного, интеллектуально развитого, духовно здорового человека, способного, благодаря широте и гибкости профессиональной подготовки, стремиться к творчеству и решению нестандартных задач. Именно такие специалисты будут востребованы на рынке труда.
Как сейчас помню тот день, когда я переступила порог тогда ещё техникума. Молоденькой девушкой пришла работать по направлению горкома ВЛКСМ секретарём комсомольской организации. Каким прекрасным было то время! Творческое горение, радость открытия, стремление к познанию нового помогали моим ребятам – комсомольцам воспитывать внутренние стимулы на пути в профессию.
Но скоро в жизнь вошли новые исторические понятия: «перестройка», «гласность», «новое политическое мышление», ГКЧП, распад СССР. В новой системе ценностей не осталось места комсомолу.
Двенадцать лет работы в родной школе сначала пионервожатой, затем учителем истории. Я с глубоким уважением вспоминаю директора, своих коллег, влюблённых в профессию. За плечами почти каждого из них огромный педагогический опыт, в сердцах неподдельная любовь и привязанность к детям. Какие прекрасные люди работали рядом со мной! Работали и работают не за хлеб, а за совесть. А ведь недавно они были моими учителями.
Фантастическим фейерверком ворвалось в мою жизнь предложение вернуться в теперь уже колледж преподавателем истории. Уже десятый год считаю его своим вторым домом. Я могу с гордостью сказать: «моя работа», «мой колледж», «мои коллеги», «мои уроки», «мои студенты». Всё самое дорогое, что у меня есть.
Каждый день на меня смотрят глаза моих ребят. За партами на уроках сидит будущее России. В этом будущем предстоит жить мне, моей дочери. От того, какими станут эти молодые юноши и девушки, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Обществу нужны люди, не только знающие историю своей страны, но и чувствующие и понимающие её, вносящие в её изучение собственные критические мысли, находящие в истории опору своей деятельности. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времён, использовать положительное, что было в прошлом, приучить к мысли, что историческая наука не всегда может дать однозначный ответ, что зачастую важнее научиться задавать вопросы, анализировать факты и самому делать выводы.
История – одна из гуманитарных дисциплин, которая в первую очередь формирует личность, готовит к жизни в меняющемся мире. В связи с этим на первый план выдвигаются активные формы обучения, позволяющие создать условия, ставящие студентов в ситуацию необходимости выбора собственной позиции, собственного мнения.
Для развития интереса к дисциплине я использую уроки в форме семинара, уроки-дискуссии, «круглые столы», уроки – конференции. Например, на семинаре по теме «Реформаторская деятельность Петра I» оживлённый интерес вызывает выяснение проблемы: «Понимал ли Пётр, что его культурная реформа раскалывает русский народ? Считал ли он это злом или, наоборот, благом?» В начале урока, посвящённого реформам Ивана IV Грозного, я создаю проблемную ситуацию вопросом: «Иван Грозный – великий Антихрист или великий реформатор?». В ходе дискуссии ребята не только оценивают историческую личность, но и высказывают свою собственную точку зрения, проводя параллель с современными процессами, происходящими в стране.
Существенную роль в формировании личности патриота-гражданина играют мероприятия, посвящённые Великой Победе. В год празднования 65-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне студенты работали над ролевым проектом «Суд над фашизмом». Среди участников были распределены роли председателя суда, судьи, секретаря, прокурора, адвоката, историков, свидетелей обвинения. В ходе подготовки студенты изучали причины возникновения и основные черты германского нацизма, воспоминания свидетелей преступлений гитлеровцев в годы Второй мировой войны, письменные исторические источники. В итоге было воспроизведено заседание суда со всеми атрибутами. Студенты приводили страшные примеры зверств фашистов. Участники, выступавшие в роли очевидцев тех страшных событий, сопровождали выступления презентациями, красноречивыми фото-аудио-видеодокументами. В зале не было ни одного равнодушного лица. В завершении мероприятия ведущий предложил всем присутствующим выразить свой протест против фашизма и неофашизма, оставив подписи на плакате «Фашизму – нет!».
«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» справедливо отмечал академик Д. С. Лихачев. Творческая работа по созданию музея колледжа является одной из форм проектной деятельности. Создавая экспозицию «Покровская слобода, Покровск, Энгельс. Этапы истории» студенты разрабатывали прикладной проект «Жизнь и быт жителей Покровской слободы». Ребята совместно с мастерами производственного обучения создали на базе учебных мастерских макет русской печи. Студенты проводили исследования об истории возникновения и назначении прялки, самовара, утюга, сундука, русской и украинской избы. Исследовательские работы были красочно оформлены. Теперь любой посетитель музея может самостоятельно ознакомиться с их содержанием. Радует то, что эта увлекательная работа нашла отклик не только в душах студентов, но и их родителей, бабушек, дедушек. Поэтому музейная экспозиция колледжа постоянно пополняется старинными экспонатами, рассказывающими о жизни наших предков.
Каждый день звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих студентов. Их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я, маленькая частичка Вселенной, дарю им счастье познания и общения, ведь я – преподаватель, историк, помогающий ребятам познать мир, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь.
«Побывав на Ваших уроках, я заинтересовалась историей….», сказала недавно первокурсница Шаханина Настя. Не награда ли эти слова за нелёгкую, но всегда любимую работу?
ГБОУ СО СПО "Энгельсский колледж профессиональных технологий"
Лукьянова Елена Ивановна, преподаватель истории.Студенты на уроке истории.
Музей колледжа. Экспозиция "Жизнь и быт жителей Покровской слободы". Печь создана руками студентов под руководством мастеров производственного обучения на базе учебных мастерских.
Активное участие в пополнении этнографической экспозиции принимают родители, бабушки, дедушки студентов.
Экспозиция, посвящённая истории колледжа. В декабре 2012 года нашему учебному заведению исполнилось 50 лет.
Исследование боевого пути участников Великой Отечественной войны, работников колледжа, по их наградным листам