МОЯ ФОРМУЛА УСПЕХА
Успех - что стоит за этим словом? Каков образ жизни успешного человека? По каким признакам (критериям) определить, что ты стал успешным? Для взрослого человека успех – это благополучная семья, надежные друзья, крепкое здоровье и любимая работа. Я знаю, что я успешна в семье, в кругу друзей и на работе. А в чем секрет моего профессионального успеха? Я постаралась вывести свою формулу успеха.
Ещё обучаясь в школе, я поняла, насколько трудна и ответственна работа педагога. Я, безусловно, ценила и любила своих учителей, однако, у меня и в мыслях не было выбрать эту профессию для себя в будущем.
Окончив школу с медалью и поступив в университет, я мечтала о карьере ученого-математика. Но жизнь распорядилась иначе. В тяжёлые «девяностые» классическая наука оказалась никому не нужна и я, по воле случая, пришла в систему профессионального образования. О чём, к слову, сейчас ни секунды не жалею! Теперь я – мастер производственного обучения. А ведь мастер – это профессионал высокого уровня и абсолютно понятно, что никто не становится им в одночасье. Недаром на Руси говорят: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся». То, что много лет назад в меня поверили мои старшие коллеги и руководители, поделились своим опытом, поддержали в трудных ситуациях, т.е. создали мне условия для успеха, и явилось началом моего педагогического роста. Предвосхищаемая успешность (ожидание успешности, надежда на неё) – вот первое слагаемое моей формулы успеха.
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» (Д.И. Менделеев). Конечно, любому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети – очень разные. Одно бесспорно, что каждый учащийся – личность индивидуальная, неповторимая. Для меня, как мастера производственного обучения необычайно важно каждому ребенку дать возможность самореализоваться, почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Мой опыт работы показывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние учащегося, резко изменяет его деятельность. К нам в училище приходят дети с различным уровнем подготовки, иногда это и педагогически запущенные ученики. И как радуется душа, когда такой ребенок начинает самостоятельно выполнять задания, решать определенные задачи, с пониманием отвечать на вопросы учителя. Такой путь от маленького успеха к большому я стараюсь пройти с каждым учеником. Маленькие «семена успеха» дают «большие плоды»: мои учащиеся хорошо осваивают профессию, большинство – удачно трудоустраивается, многие – продолжают дальнейшее обучение в ВУЗах и СУЗах. Успешное взаимодействие ученика и учителя – второе слагаемое формулы.
«Цель обучения – научиться обходиться без учителя» (Э. Хаббарт). Этот принцип основополагающий в моей работе, ведь я обучаю детей одной из наиболее сложных и вместе с тем современных профессий – «оператор ЭВМ». Ни в одной области деятельности человека не происходит таких быстрых изменений, как в информационных технологиях. Поэтому мне очень важно не просто передать учащимся определённые знания и умения – главное, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, интегрировать её и обязательно применять на практике. «Со знанием должно быть обязательно связано умение... Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет» (А. Дистервег). Как решить данную проблему? Ответ кажется простым: использовать нужные педтехнологии. Но это не конец решения задачи, а лишь её начало. Пока, человечество не выработало универсальной технологии обучения, позволяющей получить 100-процентый положительный результат. Вот почему, из всего многообразия педагогического опыта каждый учитель сам выбирает нужные методы, которые помогают ему достигнуть заданной цели. Поэтому, настоящий педагог-творец сродни художнику или музыканту, и так же, как они, учитель никогда не останавливается на достигнутом. Я, как и многие начинающие преподаватели, в начале своей педагогической деятельности применяла традиционные методы обучения. Однако вскоре поняла, что их явно не достаточно для подготовки современного рабочего, поэтому стала осваивать инновационные педтехнологии. Так применение активных методов обучения, значительно повысило качество подготовки выпускников, но останавливаться на достигнутом пока рано. «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е.И. Рерих). Работа над новыми профессиональными достижениями как устойчивая потребность – следующее слагаемое моего успеха.
Педагог не должен забывать простую истину: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (В.О. Ключевский). И я люблю моих учеников, несмотря на то, что некоторые из них всё меньше и меньше читают, что порой бывают не очень терпимы по отношению к окружающим людям и далеко не всегда стремятся к знаниям. Я не только мастер производственного обучения, воспитатель, наставник, но ещё и старший друг, а порой, немножко мама, ведь приходящие в училище на I курс девятиклассники переживают самый сложный и кризисный жизненный период. И пусть официально они называются учащимися, но мысленно я называю их своими детьми. Как же я радуюсь их удачам, горжусь их достижениями или огорчаюсь их промахам! Мне кажется, что именно любовь позволяет за три совместных года обучения из группы совершенно разных юношей и девушек сформировать одну дружную «семью». Недаром мои группы очень сплочённые, яркие, запоминающиеся. И мне, как «маме», очень приятно слышать от коллег: «Какая у Вас хорошая группа». Любовь к своей работе и ученикам – это последнее слагаемое моего успеха.
Неужели моя формула успеха состоит только из слагаемых. Нет, есть и вычитаемое – педагогические ошибки. Кто их избежал? Пусть первым кинет в меня камень! Недосмотрела, недоработала, не смогла найти подход или не успела. Но я стараюсь, чтобы вычитаемое уменьшалось по величине. И в этом мой личный опыт, как педагогический, так и жизненный – большой помощник. Но думаю, что мое вычитаемое никогда не будет равняться нулю – ведь маленькие минусы не позволят мне прекратить работу по самосовершенствованию и как мастеру и как педагогу.
Свое эссе хочется завершить словами Л.Н. Толстого: «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».
Ф.И.О. автора работы: Агаркова Ольга Викторовна
Занимаемая должность: мастер производственного обучения
Название учебного заведения: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Ярославской области профессиональное училище № 6