Добрый день, меня зовут Вишнякова Мария Александровна. Я хочу рассказать об очень трудном и главном – о своих взглядах на свою профессию – профессию учителя!
Говорят, для того чтобы узнать лучше человека, надо побывать у него дома. Здесь сами вещи, которыми человек себя окружил, многое расскажут о своем хозяине. Но пригласить всех вас к себе в гости, - нереально. И тогда я решила рассказать о тех вещах, которые окружают меня. Я вспомнила, что у меня есть мой детский портфель, в котором лежали различные, близкие и дорогие моему детскому сердцу предметы. Они и помогут мне сказать что-то самое сокровенное и очень-очень для меня важное. Они собраны в педагогическом натюрморте, потому что предназначение натюрморта как жанра живописи как раз и состоит в том, чтобы через изображение мира вещей и предметов рассказать о человеке что-то больше, чем может он сам. Рассмотрим его.
На первом плане изображен транспортир. И сразу вспоминаются строки: « Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал». Это поэтическая фраза Павла Когана всегда имела магнетическую власть надо мной. Может быть потому, что я отношу себя к людям активным, неравнодушным, предпочитающим не сглаживать острые проблемы, углы жизни, а решать их. Возможно, такому мировосприятию способствовали мои многолетние занятия спортом, выработавшие привычку во всем полагаться на себя.
Но что же такое угол? Эту фигуру образуют два луча, выходящие из одной точки, и устремленные в бесконечность. Из этого определения вытекает первый ассоциативный постулат моего кредо.
Судьба пересекает учителя и ученика в общей точке, чтобы, встретившись, и получив друг от друга необходимый импульс, они устремились в будущее. Учитель – это точка отсчета, задающая угол индивидуальной траектории развития и самореализации ребенка. Миссия учителя в этом смысле уникальна и возвышенна – вдохнуть в ребенка стремление к движению вперед, к счастливому восхождению к истине, к постоянной работе над собой.
Став взрослее, и пережив пик своего юношеского максимализма, я стала более критично относиться к преимуществу угла над овалом. Может быть потому, что своих студентов хочется уберечь от острых углов и колющих проблем окружающего мира, охранять ребенка в том, где он слаб. Ведь я - их учитель, а мой студент – это мой ученик.
Но при этом не изменять себе, сохранять за собой гражданскую, может быть, не удобную для кого-то позицию, а так же иметь на все свой угол зрения, ценить и поддерживать в ребенке свое «Я» - этот урок Транспортира я запомнила на всю жизнь.
Вернемся к нашему натюрморту. Госпожа линейка – еще один родственный мне по духу предмет. Ведь такие качества как целеустремленность, настойчивость – характерны и для меня. Жизненный опыт, которым по секрету поделилась со мной моя старая, добрая линейка – быть везде правильной - это скучно. Тем более работе с детьми, ведь они все - разные! Кроме того, короткий путь к достижению цели – не всегда самый достойный, т.к. есть риск стать ограниченным самому. В каждом педагогическом случае нужно проявлять творчество, не повторять уже проторенный путь – вот еще один постулат моего педагогического кредо.
А вот самые любимые спутники моего детства (да и не только моего): кисть и краски, такие же веселые и добрые, как разноцветные карандаши и фломастеры. Эти педагогические инструменты для меня сродни волшебству, они помогают мне показать детям этот мир ярким, разноцветным, перевести сложный материал на язык красочных, понятных и близких детям образов. Ведь разве можно сделать человека счастливым, не развивая в нем дар радостного, многомерного, многоцветного восприятия мира? Разве можно сделать человека добрым, не научив его сопереживать? И разве можно воспитать умных детей, если они разучились удивляться, замечать в малом что-то очень значительное и чудесное?!
Итак, урок кисти и красок: В моих силах сделать мир ребенка ярким, удивительным, наполненным чудесами и волшебством.
А что же простой карандаш? Посмотрите на жизненный прототип того, кто занял место на этом холсте. Какой он маленький и уже неказистый! А раньше был таким красавчиком: высоким и стройным. Не трудно догадаться, почему он такой теперь – слишком много работал, день за днем безоглядно радовал свой внутренний стержень.
Глядя на свой старенький простой карандаш, невольно провожу родственную параллель между его образом жизни и моделью жизни счастливого учителя, стать которым так хочется. Отдавать себя детям, постепенно расходовать свои жизненные силы, не считая это жертвой, а просто работой, своим главным предназначением – вот урок простого Карандаша.
А вот и верный друг карандаша – ластик, стерка, стирашка – так ласкового, а иногда небрежно мы называем этот маленький, но такой нужный всем предмет. Его назначение соответствует моей жизненной и педагогической позиции. Мой педагогический оптимизм состоит в том, чтобы научиться стирать из памяти обиды, негативные эмоции и верить в то, что каждый ребенок является изначально добрым, чистым человеком и стремиться к справедливости, любви и взаимопониманию.
Последняя фигура на нашем холсте – гражданин Циркуль. Его часто называют одноногим, и у меня его внешний вид всегда вызывал больше сочувствия, чем восхищения. Но именно этот, ущербный на первый взгляд, предмет способен порождать самый гармоничный продукт – круги. Ведь психологи утверждают, что круг самая доброжелательная из геометрических фигур. Круг помогает ощутить чужую радость и чувствовать чужую боль, как свою собственную. Сразу возникает ассоциация: круги на воде. Урок Циркуля или урок Круга, возможно, одно из самых главных положений моей педагогической философии. Труд учителя подобен камню, брошенному в воду и порождающему расходящиеся круги – отклики, интересы, желания и стремления в детских душах.
И хочется отметить, что те удивительные предметы, к которым я с трепетом относилась в детстве и берегла, продолжают жить рядом. И всё благодаря тому, что я выбрала труд преподавателя - такой многогранный, яркий, наполненный творчеством и созиданием прекрасного, доброго, светлого. Таковы на сегодняшний день мои размышления об этой удивительной, волшебной и значимой профессии – профессии педагога!
Вишнякова Мария Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Владимирский педагогический колледж»
Фото №1. Педагогический натюрморт
Фото №2. Фитнес в рамках клуба «Формула Здоровья» (рук. Вишнякова М.А.)
Фото №3. 1 сентября: первая встреча с куратором (группа КП-91, куратор Вишнякова М.А)
Фото №4. Мужской праздник отмечают только так: День здоровья, приуроченный к 23 февраля
(член судейской коллегии Вишнякова М.А. с участниками соревнования)
Фото №5. Студенты Владимирского педагогического колледжа со своим куратором на лыжне России 2015г.
Фото №6. Со своими студентами на форуме «Верю в Отечество»
Фото №7-8. Призёры танцевального конкурса «В ритме танца» со своим руководителем Вишняковой М.А.
Фото №9. Выходной день в кино с педагогом-психологом Вишняковой М.А.