Устименко Ирина Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы, методист ГАОУ СПО Тольяттинского социально – педагогического колледжа
Моя педагогическая философия
За то вам имя есть – Учитель.
За то вам столь высоко звание,
Что вы даете многим людям
Заветное образование.
М. Атрашкова.
Я учитель. Эту профессию я выбрала сама. Моя мама – учитель. Я видела ее склоненной над книгами, тетрадями, в кругу учеников, родителей, коллег. И я всегда гордилась своей мамой, хотела быть похожей на нее. Мечта сбылась, я окончила сначала Тольяттинское педагогическое училище, а затем – Самарский университет. Факультет русского языка и литературы.
Я помню своих первых учеников. Большие банты, за которыми ничего не видно, и очень внимательные широко раскрытые глаза. Мы вместе пришли учить и учиться. Так и вышло, мы учили друг друга, помогали, хотя этого не понимала ни одна сторона. Я думала, что я их учу. И только спустя годы поняла, как много дали мне эти маленькие человечки. Мы вместе с ними постигали мир, знания, учились писать и читать. Мы были первооткрывателями. Ходили в походы, искали стороны света, ловили бабочек и ….. взрослели. Дети обрушивали целый «водопад» вопросов, на которые нужно уметь ответить. И правильно сказал Киплинг:
Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых
И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.
Вот эта шестерка почемучек заставляла меня всегда что-то искать, находить и доводить до них сведения, но дети не всегда все принимают на веру, им нужны доказательства. И на уроках мы это все доказывали, показывали. Я старалась отдавать детям все хорошее, что у меня есть. Сердцем своим поделиться с ними. И они отвечали мне взаимностью.
Ведь для детей самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером является сам учитель. Так считал А. Дистервег. И я согласна с ним. Учитель – это творец. Создавая сам, он увлекает за собой детей. Творческая деятельность развивает чувства ребят. Изобретая, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от самого процесса деятельности, так и от результата. Развивается память, мышление, восприятие, внимание. А это помогает ученику быть успешным в учебе. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать нравственные и моральные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая свои работы, ученик отражает в них свое понимание жизни, личностные качества, по-новому осмысливает их. Творчество развивает эстетическое чувство ребенка. Так формируется восприимчивость к прекрасному.
Л. Н. Толстой говорил: «Не давайте угаснуть Божьему дару, не помешайте расцвести таинственному цветку поэзии». Да! Наша задача – прислушаться к словам великого человека. И я старалась прививать детям прекрасное рассказами о художниках, показом их картин, наблюдением за природой в разное время года. Иногда мы рисовали отдельные уголки из окружающего нас мира. Делали выставки, обсуждали, оценивали. Это очень нравилось детям. Мы вместе переходили из класса в класс, взаимодействуя с друг другом. В пятый класс пошли вместе. Я – классным руководителем и учителем русского языка и литературы. Постепенно из моих малышей сформировались юноши и девушки. Одиннадцать лет сроднили нас. Они – мои дети. Я их очень люблю. Надеюсь, что это взаимно.
Сейчас я работаю в колледже. Передо мной уже взрослые люди. На занятиях я стараюсь быть со студентами на одной волне, помня, что каждый мой шаг, случайно сказанное слово впитывается моимиобучающимися. «Студент - это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь,» - так говорил Л. Арцимович. Ведь мои студенты – будущие учителя. Что я им дам, то они и понесут дальше в жизнь, в свои школы будущим ученикам. Через поиск истины – к развитию человека, преодолению себя – вот смысл моей работы. Заразить своим знанием других, вовлечь в поиск и исследование, показать результаты своего труда, порадоваться победе и не испугаться проигрыша – вот чему я учу своих студентов. Преподаватель не должен останавливаться на достигнутом. Уча, учись сам. Иди вперед, изобретай, ищи, пробуй, только так можно стать настоящим наставником. Чем можно заинтересовать ученика? Многим. Использованием на занятиях информационно – коммуникационных технологий, создание коллективных проектов, презентаций, видеороликов, проведением интегрированных занятий, внедрением дистанционных технологий… Для подготовки этого, конечно, затрачивается много времени, нужно многое изучить, но это того стоит. Результат – заинтересованные лица студентов, их горящие глаза. Учиться и меняться, быть каждый день разным и неузнаваемым – вот наша цель. Нельзя провести два одинаковых урока.
Студенты формируют меня, как преподавателя, ведь и они меня многому учат. Воспитывая, формируя у них профессиональные компетенции, я развиваюсь творчески и сама. Совместно со студентами мы принимаем участие в городских, региональных, международных конкурсах.
Учитель, не интересующийся ничем, не увлеченный своим предметом – это не учитель. Не потерять интерес, не допустить профессионального выгорания – вот мое кредо.
Современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности. Наша профессия не позволяет быть непорядочным, слабым, так как педагог всегда на виду. Что может быть страшнее плохого учителя, оказавшегося случайно на этом месте. Хочу, чтобы мои студенты умели радоваться и сопереживать, дружить, любить, верить в свои силы, находить правильные решения в жизни, постоянно двигаться вперед, быть в поиске, ведь движение – это жизнь.
Мои студенты знают музыкальные произведения, картины, историю различных эпох, сопереживают героям прочитанных произведений. Значит, я состоялась, как учитель. Прекрасно, когда к тебе приходят твои бывшие ученики, просто так, интересуются твоими проблемами, успехами. Значит, не зря живешь, не зря носишь главное свое звание – учитель.
Мы многое отдаем детям, но и немало получаем от них. Они заряжают нас своим стремлением к знаниям, любопытством, жизненной энергией.
О том, что жизнь быстротечна, вдруг вспоминаешь, что детям отдал уже двадцать лет своей жизни. Двадцать лет я работаю учителем, сейчас преподавателем, методистом. Это много или мало? Не знаю. Кажется, все начиналось только вчера…
Я счастливый человек: у меня любимая работа, которая не дает стариться душой, счастливая семья, внимательный любящий муж, два замечательных сына, дом, сад, кошка с собакой. Жизнь прекрасна! Жизнь удалась!