Путь в профессионализм
«Прекрасное должно быть величаво»
Каждый раз, когда читаю эти строки, невольно задумываюсь: возможно ли так сказать об уроках литературы в системе среднего профессионального образования…
Как воспитать серьёзного, заинтересованного читателя? Как сделать уроки яркими, запоминающимися? Вопросы, вопросы…
Каждый раз, начиная урок литературы, мучительно пытаюсь найти на них ответы.
Да, сам статус нашего учебного заведения накладывает особый отпечаток на все общеобразовательные предметы, и, конечно, урок литературы и русского языка не исключение. Сложно быть преподавателем литературы в строительном техникуме, когда постоянно доказываешь, что общение с книгой – это, прежде всего общение с жизнью, что нельзя стать профессиональным мастером без богатого внутреннего духовного мира. Ведь ещё Аристотель говорил: «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд»
К каждому произведению можно легко найти свой ключик. И как тяжело он даётся любому учителю в преподавании, как долго мы идём к выковыванию собственной «золотой розы», чтобы учить и воспитывать грамотного и достойного гражданина…
«Знания, даваемые насильно, душат разум», - писал Анатоль Франс. Из своего опыта преподавательской работы знаю, как мы убиваем желание изучать произведение, заставляя ребят заучивать непременно те стихи Пушкина, которые предложены программой, отвечать на вопросы, которые сами вычитываем в методической литературе и ждём от них соответствующих ответов, подталкивая к ним студентов. Поэтому путь к профессиональному мастерству преподавателя литературы тернист.
Что же нужно сделать, чтобы глаза ребёнка от твоих слов на уроке «зажглись» огнём знаний, стремлений и желаний прочитать художественное произведение?
Литература – это синтез науки и искусства, поэтому главное использовать возможности художественной литературы для эстетического освоения действительности, для нравственного воспитания студентов. Проблема духовного обогащения личности обучающегося в двадцать первом веке, веке технического прогресса актуальна. Ведь литература как предметная дисциплина должна воздействовать на все стороны личности человека и служить обогащению внутреннего духовного мира человека. «Преподавание учебной дисциплины «литература» как предмета, формирующего человека», - вот один из путей достижения профессионализма в преподавании. Самое главное – стремление педагога стать ближе к обучающимся, посредством книги укрепить с детьми тесную связь. «…не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока...», - говорил Е.Н.Ильин. Поэтому верным решением к профессионализму считаю соблюдение закона трёх «О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем и принятие формулы общения с обучающимся: «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать»
Самым основным, считаю идею свободного выбора. Чтобы студенты чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. На моих уроках обучающиеся сами выбирают, какие трудные слова написать на доске при работе над изложением, какой эпиграф выбрать к теме урока, и, вообще, какую тему сочинения взять для написания работы. Свобода выбора — самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие студенты не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.
По словам Ильина, лицо ученика – зеркало урока, самое эффективное наглядное пособие. С этим положением нельзя не согласиться. На мой взгляд, интерес к предмету можно вызвать следующими моментами:
- не отрывать изучение литературы как науки от жизни, показывать, что любая тема изучения пригодится в жизни каждому, т.е. практичность теории для жизни;
- не только давать знания, но и сталкивать обучающихся с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса;
- добиваться обратной связи со студентами;
- ставить привлекательные цели;
- вызывать удивление студентов;
- поддерживать авторитет преподавателя;
- вводить занимательные моменты.
Хорошая литература – это хороший писатель + хороший читатель. Отсюда вижу свою задачу в том, чтобы формировать хорошего читателя.
Как и Е.Н. Ильин, я твердо убеждена: «… школьная книга… прежде всего и в большей степени нравственная тема, а не отрезок теории и истории литературы». Поэтому самое главное в преподавании литературы - это помочь студентам понять, что литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей и дает простор не только работе ума, но и души. А когда существует душевная заинтересованность, то можно говорить и о повышении качественной успеваемости обучающихся.
И если мои студенты в процессе обучения будут проходить путь через духовное воспитание к профессиональному мастерству, то и мой путь к профессионализму обретёт видимые очертания, я буду знать, что мой труд оставляет нравственный след в обществе и в жизни каждого моего воспитанника.
Лямкина Лариса Сергеевна, ГОУ СПО «Прокопьевский строительный техникум»