тема: « Мы такие разные, такие похожие.»Цель - профилактика экстремизма и формирование толерантности у учащихся.
Задачи:• Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
• Создание эмоционально положительного настроения у учащихся;
• Развитие чувства сопереживания, эмпатии к окружающим людям;
• Создание условий для проявления креативного мышления;
• Воспитывать уважение к мнению других;
• Формирование доверительного стиля общения в процессе общения.
Оборудование: микрофон, мультимедийная установка, маркеры или фломастеры, цв. карандаши, бумага формата А4 ( белая); магниты или двухсторонний скотч.
Учащиеся: подростки в возрасте 16-17 лет, 8 человек.
Ход занятия:
I этап. Организационная часть (3 - 5 минут)
Психолог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Приветствие. (в кругу), передавая микрофон
Участники приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно», «Привет, ты сегодня как всегда веселая …» Участник может обращаться ко свеем сразу или к конкретному человеку.
(Учащиеся присаживаются на свои места)
Педагог: А сейчас, вашему вниманию представляется некоторая информация..
На мультимедийной установке демонстрируются слайды с фотографиями разных людей: молодой человек и человек пожилого возраста; люди с разным цветом кожи; высокий и низкий человек и т.д.
II этап. Основная часть ( 20 минут)
Педагог: Скажите, пожалуйста, кого вы увидели?
Ответы ребят.
Педагог: Чем отличаются эти изображения, а чем они похожи?
Ответы ребят.
Педагог: Верно, вместе с вами мы увидели много разных людей, животных которые отличаются друг от друга цветом кожи, принадлежностью к той или иной расе, большой и маленький, кто –то своим внешним видом демонстрирует величие, а кто-то добрый, ласковый и пушистый. Также мы выделили и схожие черты: что все это живые существа, все жители планета Земля. Т.е. в сущности, мы похожие, но в то же время разные, и в этом наша уникальность, неповторимость. Таким образом, тема сегодняшнего нашего занятия: «Мы такие разные, такие похожие.»
Педагог: Предлагаю вам поучаствовать в игровом упражнении:
Упражнение «Райское место»
Учащиеся делятся на пары. Каждой группе ребят дается заранее готовый лист бумаги, имеющий выпуклые и вогнутые части (сделанный по типу частей пазла).
Психолог: Давайте вместе представим то место, где бы всем нам (людям) жилось комфортно, дружно, где каждый бы себя ощущал частью целого и все вместе мы являлись одним целым.
Ответы ребят.
Психолог: Давайте, назовем его «Райским местом»
После выполнения задания рисунки, выполненные в парах, соединяются воедино и прикрепляются к доске
Рефлексия: Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, что было бы здорово попасть в такое место, жить в гармонии друг с другом, в мире и согласии, в ладу с самим с собой и окружающими.
Вы работали в парах каждый по-своему, но сейчас эта картина воспринимается как единое целое. Вы смогли договориться, подобрать друг к другу ключик и в результате, мы видим, что каждая часть дополняет другую, преобразовывая в целое. Так и в жизни все люди разные кто-то имеет темный цвет кожи, кто-то светлый, узкий разрез глаз, а у кого-то наоборот, но все вместе мы сосуществуем рядом только в зависимости от климатических условий и образовывая «народ – народность – нацию»
Психолог: А сейчас вашему вниманию предлагается видеоролик.
(демонстрируется фильм на мультимедийной установке)
1 часть фрагмента: Войны: Если мы оглянемся назад, то были войны, люди, народы захватывали чужие территории.
2 часть фрагмента: Возрождение планеты: Ели посмотреть немножечко шире, то наша планета, жизнь зарождалась из мельчайших крупинок. Шла эволюция от простого до более сложного организма. Зарождались порядки, правила, законы.
Заключительная часть фильма: Войны: Если посмотреть то все возвращается на «круги своя», движется по кругу. И если мы хотим жить в мире, согласии, то необходимо начинать с самого себя.
III этап. Завершение ( 10 минут)
(на мультимедийной установке демонстрируется фильм «Правило бумеранга»)
Психолог: А сейчас предлагаю вам для просмотра короткометражный видеоролик.
Рефлексия: Обсуждается содержание данного видеофильма. Делается вывод о том, что еще существует правило «бумеранга», надо помнить, что человек посылая доброе в мир и получает добро, а, послав зло, мы и получаем негатив в ответ.
Психолог: В завершении наго занятия давайте обменяемся мнениями, что вам запомнилось, понравилось, над чем бы еще хотели поработать.
(учащиеся становятся в круг, зажигают свечи)
Психолог: Я предлагаю вам всем вместе зажечь огонь добра, понимания, мира на Земле. Этот огонь, то тепло, которое оно излучает, пусть проникнет в каждого из вас.
Почувствуйте и запомните эти ощущения. Давайте пошлем в мир
(учащиеся ставят свечи позади себя и делают шаг вперед,
т.о. образовывается огненный круг и в середине него учащиеся)
Психолог: Давайте возьмемся за руки, почувствуем и передадим друг другу тепло, доброту, все самое положительное которое есть вокруг нас и поможет зарождению всего самого доброго и положительного на Земле.
В окончании нашего занятия вы каждый можете забрать свой огонек доброты. И я желаю вам, что бы никакой самый сильный ветер не потушил его внутри вас, что бы он горел и грел вас внутри себя и это тепло вы передавали окружающим.
Педагог – психолог ___________ /Э.О. Акименко/
Ссылка для презентации к тренингу:http://www.slideboom.com/presentations/963900/%D0%9F%D1%80%D0%B5 или