Взаимоотношения педагога и учащихся: Как правильно их построить?
«Жизнь – бесконечное познанье. Бери свой посох и иди…» (Максимилиан Волошин)
Рассуждать о проблемах образования сегодня стало модно. Бесконечная «реформа школы» утомила учеников, их родителей и педагогов. Все чаше в средствах массовой информации обсуждаются конфликтные ситуации между учителями и учениками. Обсуждая ситуацию, все негодуют: « Ох, и детки сейчас пошли», «Ну и учителя нынче в школах, не то, что в наше время…». Поневоле задумываешься, как же переломить этот негатив, как сделать так, чтобы личность Учителя всегда воспринималась с большой буквы, чтобы учащиеся и их родители доверяли педагогу, но не перекладывали на него свои проблемы воспитания детей.
Я сижу и размышляю, как сделать так, чтобы моя жизнь в колледже, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учащимися, не прошла бесследно, чтобы мои знания и опыт, моя любовь к детям оказались востребованными.
Может, конечно, где-то есть благополучные и послушные дети, и это хорошо, но я и мои коллеги не могут похвастаться такими учащимися. Что ни семья, то горе и боль, неумение или нежелание родителей и детей понимать друг друга. И тогда эти подростки приходят к нам в колледж. И на уроках и во внеурочное время мы вместе познаем мир. Тот мир, в котором мы живем, узнаем друг друга, учимся творить и созидать.
Как трудно быть преподавателем, и как трудно быть учеником. Думаю, что именно в этой фразе и сосредоточена вся суть проблемы отношений воспитателя с его воспитанниками.
Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим. Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности подростка, я показываю, что каждый из них сам творит себя, проявляет свою неординарность. Мне очень хочется, чтобы мои выпускники стали яркими и неповторимыми. Чтобы, вновь и вновь, идя на работу в колледж, среди спешащих мне навстречу моих учеников, я видела тех, которые уже знают, как и зачем они живут.
Огромной силой притяжения должна обладать душа педагога, чтобы удержать своего воспитанника, не дать ему потеряться в водовороте мирских событий. Педагог только своим примером и своей любовью может вести детей « через тернии к звездам».
Каждый преподаватель и мастер мечтает о том, чтобы его уроки проходили тихо и гладко, без «шума-гама», но порой этого не избежать. Ведь дети великие провокаторы, они видят педагога насквозь, подмечают его слабые стороны, и стоит зазеваться, мгновенно будет нанесен удар. И как к этому относиться, если для них это игра, шутка, забава.
Реагировать нужно мгновенно, но так, чтобы эта реакция не настроила против тебя учащихся, а являлась воспитательной и поучительной, дети должны понять и почувствовать, что их любят и уважают. Без любви нет взаимопонимания. Как часто мы помним об этом в семье и почему-то забываем в классе.
С моей точки зрения, настоящий педагог – это добрый, верный друг, тот, к кому всегда можно обратиться за помощью или посмеяться вместе, обсудить свои проблемы и поделиться интересной информацией… Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.
Любой человек в своей жизни, чтобы чего-нибудь достичь, должен учиться. И уже только потом, становясь мастером, он передает свой опыт, свои знания молодому поколению. На этих правилах основывается работа педагога, мастера: «Учиться, чтобы учить, и учить, чтобы учиться».
Я, конечно, как и любой другой мастер, стремлюсь научить детей тому, что знаю сама, но в большей мере я стараюсь показать ребенку, что он – личность, что никто и никогда не сделает задание лучше, чем он. Для меня очень важно показать, что даже самый «плохой» ученик – в душе талантлив, а может быть, даже гениален.
В этом, наверное, я вижу смысл своей работы.
Анастасьева Нина Ивановна, мастер производственного обучения
КГА ПОУ "Дальнегорский индустриально –технологический колледж"