Контекст |
|
◄ НАВИГАЦИЯ ► | seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
|
Интернет-издание |
|
Последние темы | Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального)) автор Mick Ср 17 Янв 2024, 10:05 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\хавтор Виктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52 Демоэкзаменавтор Rino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48 КТП по материаловедению для МЖКХавтор Ан Ср 13 Янв 2021, 14:59 НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛКавтор Ната/П Пт 18 Дек 2020, 14:26 С Днём рождения Нина Станиславовна!автор Александр Ср 12 Авг 2020, 10:36 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования автор luna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00 Форумчане, мы еще функционируем???автор Александр Пт 17 Апр 2020, 09:55 Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторыавтор xela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39 Сотрудничествоавтор Наталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29 С Днем Рождения, Александр Алексеевич!автор Александр Ср 21 Авг 2019, 08:34 Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельностиавтор t_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52 Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"автор Татьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07 Презентации по профессии "Электромонтер"автор Карелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57 С Новым 2019 годом!автор Алекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12 Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"автор Виктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47 Так что же изменилось, и что делатьавтор Вячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47 НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУавтор xela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08 С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!автор Ольга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52 ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппаратаавтор NinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультацииавтор Алексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09 Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективыавтор Vladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41 Размышление о нравственности.автор Vladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19 Подросток и взрослыеавтор Vladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11 ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"автор Vladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55 С Днём Пограничника 28 маяавтор Vladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18 Кабинет электротехники и электроникиавтор Иринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06 Повышение квалификации по ТОП-50автор dajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51 Алгоритмыавтор Вячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52 ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!автор Алексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19 С ДНЁМ ПОБЕДЫ!автор Александр Ср 09 Май 2018, 21:55 Опять реформы?автор Вячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26 Новый подход к организации профессионального образованияавтор Алекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20 Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”автор Алекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05 Нынешние проблемы образования - будущие беды государстваавтор Алекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56 |
Сертификат участника |
|
| | Методическая разработка урока литературы | |
| Автор | Сообщение |
---|
taliza
Имя : Любовь Отчество : Алексеевна Сообщения : 2 Рейтинг : 6 Репутация : 0 На форуме с : 2013-04-12 Откуда : Самара
Поделиться ссылкой
| Тема: Методическая разработка урока литературы Чт 05 Сен 2013, 15:48 | |
| 1 1. Методическая разработка урока Тема "Рассказ А.П. Чехова "Ионыч" и русская действительность конца 19 века" 2. Тализа Любовь Алексеевна 3.ГБОУ СПО Сергиевский губернский техникум 4. Введение А.П. Чехов, перенесший нелегкое детство, тяготы ранней трудовой жизни, выросший и ставший художником в эпоху безвременья, Чехов , пораженный безжалостной болезнью, встает пред нами ив жизни и в творчестве как человек удивительно гармоничный, наделенный несокрушимым нравственным здоровьем, благородной сдержанностью, прозорливой чуткостью ко всему прекрасному в жизни и бесстрашной ненавистью к подлости и пошлости. Нас, прежде всего, привлекает в Чехове его активная доброта, мудрый юмор, нравственное влияние на окружающих, его ненависть к пошлости, фальши, бездуховности. Изучение творчества Чехова дает богатейший материал для нравственного воспитания учащихся, заставляет задуматься о смысле жизни, учит человечности и непримиримости к равнодушию и пошлости. На изучение творчества Чехова программа отводит 8 часов. Из них 1 час необходимо отвести на изучение темы «Формирование Чехова – человека и писателя», где важно заинтересовать учащихся личностью писателя, его человеколюбием, удивительным обаянием, мудрым юмором. Для этого на уроке желательно больше остановиться на воспоминаниях современников о Чехове (Бунина, Горького, Марии Павловны Чеховой и др.) Сама личность писателя, его образ жизни и духовный облик воспитывает учащихся. Чехов – мастер короткого рассказа. На материале рассказов Чехова («Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Попрыгунья», «Тоска» и.др.) важно показать чеховский гуманизм, проникновенный анализ человеческих характеров и отношений, дать понять о подтексте, глубине и масштабности, социальных обобщений в рассказах, показать художественное мастерство Чехова – новеллиста. Важно подчеркнуть злободневность рассказов Чехова и в наши дни. Второй урок – рассказ Чехова «Ионыч» и русская действительность 19 века. Можно этот урок провести как урок – диспут, так как тема духовного падения человека, его морального обнищания и в наши дни звучит очень остро. Такой урок особенно действует на мысли и чувства учащихся, воспитывает их.
Тема: Рассказ «Ионыч» и русская действительность конца 19 века. Цели урока: 1. Проследить историю духовной деградации Дмитрия Старцева 2. Выяснить причины ренегатства Старцева 3. Сопоставить эту проблему с общественной жизнью конца 19 века в России и нашим временем 4. Призвать учащихся задуматься о смысле жизни, человеческом равнодушии и бездуховности. Развивающие: 1. Развивать умение обосновывать свою точку зрения 2. Формировать исследовательские навыки Воспитательные 1. Воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи 2. Формировать умение работать в коллективе Здоровьесберегающие 1. Предупреждать переутомление путем смены деятельности
Оборудование: иллюстрации к рассказу, тексты рассказа, плакат с эпиграфом урока. Метод объяснение нового материала : собеседование
Ход урока. 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания. На дом учащимся давалось задание прочитать рассказ А.П. Чехова «Ионыч» и проследить как меняется Старцев в продолжении своего рассказа Сообщение темы и цели урока. Запись на доске и в тетрадях: Рассказ «Ионыч» и русская действительность конца 19 века» Вопрос к группе: Вы прочитали рассказ Чехова «Ионыч». Почему писатель делит короткий рассказ на главки? Ответ: Показать ступенчатость изменения Старцева. Вопрос к группе: Докажите, что Дмитрий Ионыч Старцев постепенно приходит к упадку (Запись на доске) Задание по рядам: выписать по главам детали, показывающие отношение Старцева, его внешность, отношение к людям, его чувства, мысли. 1 ряд – из 1 главы 2 ряд – из 2 и 3 главы 3 ряд – из 4 и 5 главы
Кроме того, 2 учащихся получают задания по карточкам: 1. Сравнить 2 иллюстрации к рассказу «Ионыч». Как художник показал перемену, превращение Старцева в Ионыча. 2. Что вы можете сказать о жителях города С.? Об их духовной жизни. Подтвердите свои выводы примерами из текста. После письменной работы вопрос к группе: 1. Как Чехов показывает превращение Старцева в Ионыча? (чтение выписанного в тетради по главам) 2. Как художник показал это превращение? 3. Сравните Старцева и жителей города С. Кто из них был духовно богаче?
3. Новый материал. Почему же умный, образованный человек, который гораздо выше стоит по своему духовному развитию жителей города С. Так быстро деградирует и за какие-то 8-10 лет становится хуже этих жителей, пошлым, бездушным существом?
Словарь (запись в тетрадях на доске) Деградация – постепенное ухудшение, упадок. Ренегат – человек, изменивший своими убеждениями, перешедший в лагерь противника. Учащиеся высказывают свои мнения и подтверждают текстом. Причины деградации Старцева. Затем делается вывод и записывается на доске и в тетрадях. Причины деградации: 1. Отсутствие активной борьбы с пошлостью 2. Отход от театра, склонность к игре в карты, к деньгам 3. Неустойчивость мыслей, чувств 4. Недостаточная чуткость души.
Почему же Чехов, живший в тоже время, доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья» остались людьми, а доктор Старе превратился в Ионыча? )( причины те же) - Можно ли назвать Старцева ренегатом – человеком, изменившим своим взглядам и перешедшим в лагерь противника? Почему? Ответ: Утратил человеколюбие, поэтому не пугает обывателей, напротив, вызывает преклонение их перед ним. - Были ли до Старцева в литературе примеры подобного ренегатства? - Вспомните Плюшкина. Что его роднит со Старцевым?
Почему на рубеже 80-90-х годов Чехов обратился вновь к этой проблеме? (Сообщение учащегося, заранее подготовившегося дома к этому вопросу. Учащийся сопоставляет рассказ Чехова и статью «Карьера» подчеркивает сходство судеб Ионыча и Суровина. Делается вывод о типичности этой истории).
4. Закрепление. Вывод. Имеет ли место в наше время примеры подобной деградации? Приведите примеры из жизни и из литературы Чему учит рассказ А.П. Чехова «Ионыч»? (учит различать идейную и нравственную деградацию в самых обычных человеческих судьбах, пробуждает отвращение к духовному отступничеству, будит общественную активность). Закончить урок можно словами эпиграфа урока «Чтобы жить честно…, а спокойствие – душевная подлость» (Л.Толстой). Эти 2 писателя как бы перекликаются, каждый по своему, но приходят к общему выводу, призывают и нас к человечности и непримиримости к пошлости, бездуховности. 5. Задание на дом: 1. Составить сложный план к теме «Что погубило доктора Старцева?» Прочитать пьесу «Вишневый сад» 6. Подведение итогов урока и комментирование оценок учащимися за работу на уроке.
Урок – диспут по рассказу А.П. Чехова «Оиныч» 1. Тема урока «Ох, не надо бы полнеть!» 2. Цели урока: - актуализовать знания и приемы, полученные ранее; - учить мыслить диалектически; - учить вчитываться в художественный текст, пытаясь уловить оттенки авторской интонации 3. Задачи урока: Развивающие - развивать умение обосновывать свою точку зрения; - формировать исследовательские навыки; - развивать образное мышление Воспитательные - воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи; - формировать у учащихся терпимость к чужому мнению. Здоровьесберегающие: - предупреждать переутомление путем смены деятельности
В каждом человеке живут два стремления Стремление – быть лучше и Стремление – жить лучше М.Горький
Урок наш необычный. Подумаем, возможно поспорим почему «не надо бы полнеть», какое из двух стремлений лучше: жить лучше или быть лучше.
Правила диспута преподаватель читает плакат). Высказываемся откровенно, но обязательно с фактами. Ваше высказывание должно строиться: я так думаю, что… потому что, во первых, … Вот поэтому». Итак перед нами Ионыч. 1. Плохо или хорошо быт Ионычем? (учащиеся высказывают свои мнения), (Ионычу скучно жить, он сам об этом говорит (цитата из текста) у него есть деньги, дом, работа, но нет семьи, нет цели в жизни). 2. Дополнительно: Счастлив ли он? Полезен Ионыч или вреден для общества? (полезен: он работает…) ( вреден: работает он халатно, к людям равнодушен, а равнодушие хуже преступления, вот они равнодушные, социально пассивные) (Из статьи о мещанстве, из рассказа Бакланова, цитата Ясинского). 3. Кто же Ионыч? Можно ли его назвать мещанином? Что за человек мещанин? (из статьи). Преподаватель открывает одну сторону доски. Отношение к труду, к людям, к действительности, к собственности, поэзия в жизни: - хоть как, лишь бы заработать - признать тех, кто полезен - позиция зрителя, равнодушного - на месте сердца гривенник, а весь мозг кипит жаждой наживы - приспособиться. Сначала учащиеся высказывают свои мнения. Затем открывается правая половина. Учащиеся делают вывод: мещанин ли Ионыч. 4. Почему же Старцев стал Ионычем – мещанином? (Среда недостаточная принципиальность, недостаточная чуткость, недостаточная ответственность и чувство долга – отсюда смена интересов. Изменение цели в жизни, страсть к наживе, бездуховность). 5. С кем из героев литературы второй половины 19 века можно сравнить Дмитрия Старцева? (можно провести параллель с И.И. Обломовым) В чем отличие в судьбе героев? (у Обломова среда не отняла золотое сердце, а Старцева пошлость атакует как «извне», так и «изнутри». Каков итог духовного развития Дмитрия Старцева? (душевный паралич объединяется с энергией приобретательства; см. «развлечения» Ионыча) Каково авторское отношение к герою? (Чехов не дает прямых оценок, но суд над жизнью перерастает в суд над героем). 6. Что же нужно человеку, чтобы не быть Ионычем? Послушайте отрывок из рассказа Шукшина «В профиль и анфас» (чтение в лицах). Ответ: Сам Чехов дает ответ на этот вопрос в рассказе «Попрыгунья»… образом доктора Дымова.
Подведение итогов: Итак, сегодня мы вели большой разговор о том,почему «не надо полнеть», обрастать духовным жиром, почсему стремление быть лучше должно быть главным в человеке, иначе он неизбежно превратиться в мещанина, проделает тот же путь, что и доктор Старцев. Чехов, как врач, исследовал в рассказе причины болезни мещанства. И нам понятней стал и сам Чехов, да и на себя он заставил взглянуть иначе. В заключении послушайте стихотворение Е. Витнокурова: «Есть люди не тщеславные по природе…», и какой путь вы выберите, уже сейчас нужно смотреть на себя со стороны. 4. Обобщение и выставление оценок 5. Домашнее задание (письменно). Почему Старцев превратился в Ионыча. Использовать слова: среда, принципиальность, чуткость, ответственность, социальная пассивность, чувство долга, бездуховность, страсть к наживе.
5. 1. Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов / Составление, комментарии Л. А. Сугай. М. : Рипол-Классик, 2000. |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| | Методическая разработка урока литературы | |
|
Похожие темы | |
|
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| 5>24>18>12> Актуальная тема | Пн 26 Авг 2019, 08:29 автор Наталия Акимова | Добрый день, дорогие форумчане! Мы компания разработчик ЭУМК. На данный момент мы ищем для сотрудничества автором для написания курса по системному администрированию по ФГОС. Если есть желание, материал и интерес пишите в личку.
| Комментарии: 0 |
Актуальная тема | Ср 15 Авг 2018, 10:28 автор Алексей Романов | ДОБРОГО ВСЕМ ДНЯ!
Ко мне обратилась коллега из другого учебного заведения с вопросом: "Хочу задать вопрос,- можете у вас в учебном заведении узнать- по каким …
| Комментарии: 1 |
Актуальная тема | Чт 14 Апр 2016, 09:43 автор Ната_НА | Могу проконсультировать по образовательному праву в рамках нормативных документов по уровням профессионального образования(СПО+ВО+ДПО), включая работу с профессиональными стандартами
| Комментарии: 3 |
Актуальная тема | Вс 10 Июн 2018, 22:52 автор Вячеслав Омерович |
Вячеслав Кудяков
В чем проблема нынешнего образования?
Как правило, это некомпетентность выпускников школ и не только.
Наша страна, а именно мы с вами, коллеги, …
| Комментарии: 0 |
Актуальная тема | Пн 01 Янв 2018, 22:27 автор Вячеслав Омерович | Нельзя выпускать ребенка в мир не вооруженным идейно, не обученным основным знаниям физиологии , наследственности , психологии, исторической диалектики. Только …
| Комментарии: 1 |
Самые активные пользователи за месяц | |
Самые просматриваемые темы | |
Сентябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | | | | | | Календарь |
|
Кнопка сообщества | Наша кнопка
|
|