Контекст |
|
◄ НАВИГАЦИЯ ► | seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
|
Интернет-издание |
|
Последние темы | Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального)) автор Mick Ср 17 Янв 2024, 10:05 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\хавтор Виктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52 Демоэкзаменавтор Rino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48 КТП по материаловедению для МЖКХавтор Ан Ср 13 Янв 2021, 14:59 НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛКавтор Ната/П Пт 18 Дек 2020, 14:26 С Днём рождения Нина Станиславовна!автор Александр Ср 12 Авг 2020, 10:36 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования автор luna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00 Форумчане, мы еще функционируем???автор Александр Пт 17 Апр 2020, 09:55 Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторыавтор xela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39 Сотрудничествоавтор Наталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29 С Днем Рождения, Александр Алексеевич!автор Александр Ср 21 Авг 2019, 08:34 Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельностиавтор t_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52 Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"автор Татьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07 Презентации по профессии "Электромонтер"автор Карелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57 С Новым 2019 годом!автор Алекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12 Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"автор Виктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47 Так что же изменилось, и что делатьавтор Вячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47 НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУавтор xela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08 С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!автор Ольга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52 ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппаратаавтор NinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультацииавтор Алексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09 Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективыавтор Vladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41 Размышление о нравственности.автор Vladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19 Подросток и взрослыеавтор Vladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11 ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"автор Vladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55 С Днём Пограничника 28 маяавтор Vladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18 Кабинет электротехники и электроникиавтор Иринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06 Повышение квалификации по ТОП-50автор dajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51 Алгоритмыавтор Вячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52 ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!автор Алексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19 С ДНЁМ ПОБЕДЫ!автор Александр Ср 09 Май 2018, 21:55 Опять реформы?автор Вячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26 Новый подход к организации профессионального образованияавтор Алекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20 Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”автор Алекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05 Нынешние проблемы образования - будущие беды государстваавтор Алекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56 |
Сертификат участника |
|
| | Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н. | |
| Автор | Сообщение |
---|
ПУ17Натали
Имя : Наталья Отчество : Николаевна Сообщения : 21 Рейтинг : 90 Репутация : 28 На форуме с : 2011-09-16 Откуда : Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева,д.4,кв.9
Поделиться ссылкой
| Тема: Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н. Вт 20 Сен 2011, 12:00 | |
| 1 Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти... (И.С.Тургенев) Методическая разработка урока литературы Тема: «Не искушай меня любя!» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Аудитория: 2 курс профессионального училища Автор: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель русского языка и литературы (kolja 54-56 @mail.ru) Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33 Адрес домашний: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9 Телефон: мобильный +7 915-701-98-17 Рабочий 8 (48 231) 2-02-85 Домашний 8 (48 231) 5-50-60
Тема урока : «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза») Цель урока: -проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь. - выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость. - выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства». - учить проводить исследовательскую работу по тексту. - учить высказывать свое мнение. Форма урока : диспут. Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций. Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное сопровождение , стихи А.Дементьева и П.Вегина. Ход урока: 1. Организационный момент.
Организация группы к работе, отметить отсутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока. Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти. (И.С.Тургенев)
Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» - 2мин 35 сек. - О какой любви поется в романсе ? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели). Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели. Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза») Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти». -Как вы понимаете эти слова? Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей. Мы должны разобраться , почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством , смерть Катерины – победа или поражение, выявить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение - любовь Катерины- слабость это или сила? Самоубийство Катерины - Победа это или поражение? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течении урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.
3. Реализация домашнего задания.
Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с нормой и моралью «темного царства» , вспомним прежний урок, быт и нравы города Калинова, выполнив задания. 1) Задания : «Знаете ли вы пьесу «Гроза» (раздаточный материал) Учащиеся читают вопрос и отвечают устно на него 2) Вопрос домашнего задания : Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам» , ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова) . Почему? ( Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама)
4. Новый материал.
1) Черты характера Катерины. Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому ) , ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть. Имена героев имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греч «чужеземная», «грубая». Такая Катерина в силу своего характера. -Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)- неспособность лицемерить , прямота. Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт. -Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме) Автор подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье. (зачитать отрывок) Работа с текстом : чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл. 7) Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей. В доме родителей: -« точно птичка на воле» -«маменька в ней души не чаяла» -«работать не принуждали» -«Вышивала, ходила в церковь, гуляла» В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни. В доме Кабанихи: -«завяла, как цветок» -«от любви вас и бранят» -«все по принуждению» -«меня не станет бояться, тебя и подавно»
В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи. Влияние жизни у Кабановых на Катерину: А) Осознание своей обреченности Б) Замкнутость , разочарованность в семейной жизни. В) Страстное стремление к свободе, любви , счастью.
Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?
Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи Свободолюбие - подчинение Независимость - отказ от своей воли Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал Религиозность - религиозное лицемерие Решительность - не дать жить по своей воле (неволя) Доброта , бескорыстие - грубость и брань Честность , непосредственность – обман Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.
Ваше мнение по вопросу : Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.) Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)
2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?
Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь ? Определение по словарю Ожегова ( Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)
1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина. 2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей и о любви как высоком духовном чувстве.) 3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине. 4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины - вообще нет реплик со словом «любить» Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести? Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»
Любовь не только возвышает. Любовь порой нас разрушает. Ломает судьбы и сердца… В своих желаниях прекрасна, Она бывает так опасна, Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно. И ты уже не можешь завтра Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает. Любовь вершит и все решает. И мы уходим в этот плен . И не мечтаем о свободе. Пока заря в душе восходит , Душа не хочет перемен.
Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее , которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза» (доклад учащегося) «По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России. Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.» « В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен! Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года. В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом , где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых». Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе». Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.
Можно сделать вывод , что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли , порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью. Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.
Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2) - Кого полюбила Катерина? - Почему Варвара догадывается о любви Катерины? -Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?
- Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины , ее религиозность не позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон уезжает по делам. Анализ сцены «Проводы Тихона» Д2, явл.3,4,5. (Чтение по ролям)
-Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует? - Какое значение эта сцена имеет в развитии событий? ( В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.) - Как ведет себя Тихон перед отъездом? (Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует , чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что , исполняя волю матери, он унижает свою жену. Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит : «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину)
Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10.
Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова : «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь . К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы». Чтение монолога.( читает учащийся)
- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены? ( Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины. После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ : «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины. Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…» Любовный выбор обрекает Катерину на мучения . Она встречается с Борисом.
Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)
- В чем сложность внутреннего состояния Катерины? ( Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)
- Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.) - В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)
Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.
Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся) 3) Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)
Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.» - Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу , она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться) - Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться , как название пьесы определяет поступки главной героини. - В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия? (Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы. Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души. Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.) Гроза в природе – освежает Гроза в душе –очищает Гроза в обществе –просвещает.
- Как жители Калинова воспринимали грозу ( как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям) - Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы) (Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев , «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка) -В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4? ( Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах , умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.) Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина? (Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.) - Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы с Катериной , если бы она не раскаялась? ( Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать , продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)
- Чем объясняется раскаяние Катерины? ( Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.) - могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)
Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4) (Чтение отрывка) Звучит романс «А на последок я скажу» Катерина бросается в Волгу , не примирившись с законами «темного царства». - Почему Борис не мог спасти Катерину ( Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог , как Катерина выступить против неволи из-за страха «жертвы») -Какой можно сделать вывод?
Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.
-Докажите, что смерть Катерины – это протест. (Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома) - Кто будет молится за героинь, погибших за любовь? Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага» Ты разрушаешь очаг. Синий огонь кипит В отчаянных очах. Воительница в любви, Что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, Чтобы построить храм. Героиня пьесы , разрушая семью , шла к любви, испытала минуты счастья, построила храм любви, наверное богиня любви будет молится за ее душу.
-Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)
5. Работа по учебник (Резерв) Роль Катерины играли многие актрисы, все по-разному подходили к интерпретации этого образа « Исполнительницы ролей Катерины» 1- Косицкая 2-Федотова 3-Стрепетова 4-Ермолова 5-Тарасова 6-Козырева Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины? Вывод: Разноплановые сценические воплощения – это продолжение полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение?
6.Критики о пьесе. «Что тут должен делать критик?» Сообщение учащегося Добролюбов «Луч света в темном царстве» - «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы - критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины -В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности. -Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.
Д.Писарев «Мотивы русской драмы» - Катерина – это «полоумная мечтательница -Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий -- Она постоянно кидается из одной крайности в другую - Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других -Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством. Аполлон Григорьев - увидел в Катерине поэзию народной жизни - Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»
7.Закрепление.
Тестовое задание.
8. Итог урока. Итак, мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского «Гроза», какой вывод можно о ней сделать? (сильная, решительная, способная любить, отстаивать свои чувства, но не умеющая лгать, обманывать, боящаяся бога - все это привело героиню к гибели) Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока Выставить оценки.
Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить , готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова. Звучит романс «Любовь - волшебная страна» 9. Д/з Составить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)
|
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| АДИ
Имя : Анатолий Отчество : Дмитриевич Сообщения : 3292 Рейтинг : 4547 Репутация : 1012 На форуме с : 2012-01-23 Откуда : Курганская область, г. Шадринск
Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н. Чт 01 Мар 2012, 20:06 | |
| 2 Всем огромный привет! Хорошая разработка урока. Учебный материал многим может пригодиться. |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| | Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н. | |
|
Похожие темы | |
|
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| 5>24>18>12> Актуальная тема | Пн 26 Авг 2019, 08:29 автор Наталия Акимова | Добрый день, дорогие форумчане! Мы компания разработчик ЭУМК. На данный момент мы ищем для сотрудничества автором для написания курса по системному администрированию по ФГОС. Если есть желание, материал и интерес пишите в личку.
| Комментарии: 0 |
Актуальная тема | Ср 15 Авг 2018, 10:28 автор Алексей Романов | ДОБРОГО ВСЕМ ДНЯ!
Ко мне обратилась коллега из другого учебного заведения с вопросом: "Хочу задать вопрос,- можете у вас в учебном заведении узнать- по каким …
| Комментарии: 1 |
Актуальная тема | Чт 14 Апр 2016, 09:43 автор Ната_НА | Могу проконсультировать по образовательному праву в рамках нормативных документов по уровням профессионального образования(СПО+ВО+ДПО), включая работу с профессиональными стандартами
| Комментарии: 3 |
Актуальная тема | Вс 10 Июн 2018, 22:52 автор Вячеслав Омерович |
Вячеслав Кудяков
В чем проблема нынешнего образования?
Как правило, это некомпетентность выпускников школ и не только.
Наша страна, а именно мы с вами, коллеги, …
| Комментарии: 0 |
Актуальная тема | Пн 01 Янв 2018, 22:27 автор Вячеслав Омерович | Нельзя выпускать ребенка в мир не вооруженным идейно, не обученным основным знаниям физиологии , наследственности , психологии, исторической диалектики. Только …
| Комментарии: 1 |
Самые активные пользователи за месяц | |
Самые просматриваемые темы | |
Сентябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | | | | | | Календарь |
|
Кнопка сообщества | Наша кнопка
|
|