ЭССЕ «Моя педагогическая философия»
« Не забывайте, что почва, на которой строится педагогическое
мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к
учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность
к преодолению трудностей»
В.А.Сухомлинский
Моя педагогическая деятельность в системе начального профессионального образования началась с 1988 года и продолжается до настоящего времени. Получив высшее профессиональное образование в Ленинградском институте советской торговли, трудовую деятельность начинала в должности инженера-технолога общественного питания. Когда поступило предложение стать преподавателем специальных дисциплин в профессиональном училище, решающим фактором при смене направления моей профессиональной деятельности послужило понимание того, что большую пользу обществу мои профессиональные знания принесут в процессе подготовки молодых специалистов сферы общественного питания. Перемены, произошедшие в экономическом развитии страны подтвердили, что совершённый мною выбор был правильным . Выпускники системы НПО, СПО- в настоящее время самый востребованный контингент на рынке труда, совершенно не случайно в России 2012 год был объявлен Годом человека труда. Специальность «Повар. Кондитер», где я являюсь преподавателем широкого спектра специальных дисциплин, дает широкие возможности в будущем трудоустройстве выпускников, является к тому же профессией творческой, что обеспечивает самореализацию в различных сферах деятельности , а для девушек, как будущих мам и хозяек - просто необходимо овладеть искусством организации здорового питания .
Контингент учащихся, приходящих овладеть профессией в учреждения системы НПО достаточно сложный. Кто-то не смог пройти конкурсный отбор в учебное заведение о котором мечтал, кого-то просто заставляют учиться родители, бывают достаточно взрослые люди, которые меняют профессиональную сферу деятельности ( это группы, формируемые от Центра занятости), но есть и такие, кто пришел получить желаемую профессию. Без учета индивидуальных особенностей каждого ученика, без формирования атмосферы толерантного отношения к окружающим в группе, без мотивации на достижение позитивных результатов деятельности не получить желаемых результатов обучения. Поэтому, выполняя ещё и функции классного руководителя в учебной группе, всегда руководствуюсь наставлением В.Г.Белинского: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность. » Человечность издавна считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, общества.
Своими главными задачами в педагогической деятельности определяю:
- создание условий и обеспечение ресурсов, способствующих социально-профессиональному становлению учащихся;
-воспитание человечности, позитивного мышления, творческого подхода к труду, толерантного отношения к людям.
Считаю, что достижения в решении данных задач обеспечат успешную социализацию в обществе и профессиональную самореализацию выпускников.
Осознание учениками своего профессионального призвания осуществляется в деятельности, основа которой - интеграция содержания учебных предметов и взаимодополняющие компоненты внеурочной деятельности - как два крыла птицы, помогающие учащимся подниматься к вершинам знаний.
Совместная работа педагога и учащихся по оформлению кабинета способствует формированию навыков эстетической культуры (фото 1). Сменные экспозиции, приуроченные к праздникам народного календаря (Новый Год, Рождество, Пасха, Масленица и т.д.) формируют умения накрыть праздничный стол, умение приготовить специфические блюда народной кухни (фото 2). Все эти мероприятия позволяют осуществлять трансляцию народной культуры для подрастающих поколений россиян. Познавая для себя что-то новое в практической деятельности, учащиеся повышают мотивацию к освоению профессиональных дисциплин. Участие в различных конкурсах как групповое, так и личное развивает творческую и интеллектуальную активность. С гордостью могу сказать, что мои ученики имеют дипломы победителей олимпиад и конкурсов на лучшего по профессии, ежегодно проводимых в училище. В 2011 году учащиеся группы 35 победили в областном конкурсе студенческих проектов и были награждены дипломами за лучшее выполнение теоретического задания в номинации «Повар» и дипломом второй степени в номинации « Кондитер». В 2012 году учащиеся Кутузова Мария и Новиков Игорь в составе команды Советского райпо принимали участие в региональном этапе национального чемпионата профессий и предпринимательских идей, награждены дипломом за третье место. В 2013 году учащийся Новиков Игорь принял участие в международном фестивале учебных групп «Мы - одна команда», за что также отмечен дипломом (фото 3).
Предметные недели, во время проведения которых проходят викторины, конкурсы, бинарные уроки, открытые внеклассные мероприятия - еще одна форма, повышающая познавательный интерес учащихся к выбранной профессии (фото 4).
Занимаясь творческой деятельностью вместе с учащимися, повышаю своё профессиональное мастерство, особенно интересно проходят занятия в кружке по формированию навыков украшения готовых блюд (фото 5). Здесь, действительно, есть чему поучиться друг у друга. Огромное удовлетворение от совместной деятельности – стимул к поиску новых путей совершенствования процесса преподавания. Стремление повышать свой педагогический профессиональный уровень- процесс непрерывный. «Учась сама – учу других» – моё жизненное правило.
Мои выпускники успешно трудоустраиваются после окончания училища, чему я очень рада, так как это реальная оценка моего вклада в их профессиональное становление.
У Вероники Тушновой есть замечательные строки:
«Если ты человек – ты делами Земли озабочен,
И живется тебе беспокойно и трудно тогда.
Без труда вырастают одни лопухи у обочин.
Да и то - это нам только кажется, что без труда».
Труд упорный, системный позволяет преодолевать все препятствия и добиваться успеха.
Поэтому можно смело утверждать, что ничего невозможного нет, нужно просто много трудиться в достижении поставленной цели.
Бусыгина Светлана Александровна,
преподаватель спецдисциплин
ГО КОАУ НПО ПУ №39 г. Советск Кировской обл.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5