Эссе «Моя педагогическая философия»
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь».
В.О. Ключевский.
Известно, что процесс обучения – это взаимодействие двух субъектов: учителя и ученика. Нередко, говоря о педагогической концепции, учителя подразумевают ответы на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?» и «Как учить?». А мне хочется определиться с вопросом «Кто учит?». Каким же я должна учителем……….
Почему я выбрала этот жизненный путь, эту непростую профессию? Мне кажется, что учителем надо просто родиться и ощущать себя учителем не только с того момента, когда ты переступив порог класса и впервые взглянув ученикам в глаза, поняла, что начинается совсем другая жизнь, совершенно не похожая на ту, которая была до этого, а понимать и ощущать себя учителем гораздо ранее – возможно в школе, в институте….. Так о себе могу сказать, что «учительствовать» я начала в 5 лет, когда рассаживала на диван свои игрушки, и начинала уроки….. И наконец, моя мечта осуществилась, я – учитель. Настал тот день, как я переступила порог класса и впервые произнесла: «Здравствуйте, дети. Меня зовут Ольга Анатольевна». Навсегда запомнились глаза моих первых учеников – в них читались самые разные чувства. А больше всего «плескалось» ожидание. Чего? С тех пор каждый день передо мной встает этот вопрос: «Что я могу дать ученикам? Чему научить?». И вообще, а что значит, для меня быть учителем?
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем.
Быть учителем, это значит чему-то учить детей, и каждый день, общаясь с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить.… Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа.… Для меня быть учителем – это и значит жить. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.
В моем представлении учитель - это, прежде всего друг по отношению к ученикам, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики – «тьютор». Не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Если учитель хочет быть востребованным в современном образовании, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Научить учеников верить в себя! А добиться этого можно только благодаря СОТВОРЧЕСТВУ учителя и ученика. Отсюда педагогические заповеди:
• верь в своего ученика;
• понимай и принимай его таким, какой он есть;
• уважай в каждом ребенке личность, но будь требователен;
• искренне разделяй с ним удачи и огорчения.
И требования к себе:
• будь открытой к детям, терпимой к ним;
• ищи в них, прежде всего - лучшее;
• вдохновляй своих учеников на добрые поступки. Цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает многих людей;
• возбуждай жажду познания.
Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Так вот в каждом ученике я вижу наше будущее и, воспитывая их, мне бы хотелось видеть их счастливыми, уверенными в себе, твердо, идущими к поставленной цели, сохраняя при этом свое человеческое достоинство и духовность.
Впоследствии важно было понять, какой мне быть в своей профессии. И вот начался поиск своего «я» как педагога. Постепенно выбирала те направления, на которых и строится моя педагогическая философия.
Во-первых, учитель должен знать свой предмет, владеть его методикой. Важно хорошо проработать программу, ознакомиться с каждым разделом учебника, для того чтобы мысленно поставить себя на место ученика, взглянуть на материал с его точки зрения. Главным направлением моей педагогической деятельности на уроках экономике являются деловые игры. На своих уроках я тщательно готовлюсь к теории: разрабатываю презентации, ищу интересную информацию, придумываю проблемные ситуации и конечно же творческие домашние задания.
Включить ученика в урок – это все устроить таким образом, чтобы тот на время забыл, что это урок и он на уроке. «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую», - сказал русский историк В.О. Ключевский. В моей педагогической работе «разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой экономической проблеме – является основным. Почему я акцентирую внимание именно на этом? Потому что начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает именно тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Современные психологи называют это мозговым штурмом. Используя это прием, я предлагаю ученикам разрешить проблему. Ученики же при этом могут высказывать любые мнения и точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Так у студентов развивается нестандартное мышление. Именно проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.
Во-вторых, учитель должен быть эрудированным человеком. Постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя.
В-третьих, я считаю, что учитель должен обладать педагогическим тактом, коммуникативными навыками, ораторским искусством.
Очень важно, как учитель ведет себя на уроке, как выглядит, как излагает учебный материал. Мне кажется, что педагог должен быть прекрасным во всем.
Но все-таки, главной основой педагогического труда, на мой взгляд, является любовь к своему делу и любовь к ученикам. Должны преобладать основные ценности, вечные и неизменные категории: доброта, любовь, справедливость, честность, требовательность. Быть доброй, но не добренькой, позволять и помогать ученику реализоваться, но не пускать все на самотек. Тому, у кого душа лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя.
Подбирать для каждого ученика свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки.
Терпение, недопустимость грубого отношения и вымещения на детях своих личных проблем, обращение внимания не только на сильных учеников, современное общение с учащимися – важнейшие профессиональные качества педагога.
В каждом ребенке я вижу наше будущее и, воспитывая их, мне бы хотелось видеть их счастливыми, уверенными в себе, твердо идущими к поставленной цели, умеющими самореализоваться и быть подготовленными к жизни в современном обществе.
Да, конечно же, спешить передать свои знания, учить не поучая. Помня заповедь Сократа «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться». Три основных направления моей философии, надеюсь, как три кита будут, поддерживать меня в будущем, потому как учитель- это не профессия, а образ жизни.
Добро нести, добру учить,
Добиться цели через трудности
Любовью истине служить –
Я называю это мудростью.
Мудрец подобен водам родника.
Постигнуть мудрость - в жизни разобраться
И передать ее ученикам,
Чтобы плодов от их трудов дождаться.