Неталиева Алия Гизатуллаевна, учитель истории и обществознания
МКОУ « Басинская ООШ» Астраханская область, Лиманский район, село Басы
Тема урока: «Всё для фронта – всё для победы». (9 класс)
(слайд №1)
Цели и задачи урока: (слайд №2)
1) рассмотреть основные направления эвакуации экономики;
2) оценить вклад науки в военное производство в Великой Отечественной войне;
2) способствовать созданию условий для глубокого осмысления и понимания Великой Отечественной войны как подлинной народной трагедии;
3) изучать и оценить вклад тружеников тыла земляков – басинцев;
4) содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
5) способствовать формированию преемственности героических традиций старших поколений для обеспечения будущего своей Родины.
Оборудование: карта «СССР в Великой Отечественной войне», наглядные пособия, раздаточный материал.
Ход урока:
1) Эвакуация экономики на Восток.
2)Вклад науки в победу над врагом.
3) Героический труд советского народа в промышленности и сельском хозяйстве.
Учитель: (слайд№3) И.В.Сталин, выступая 3июля 1941г. по радио, говорил о многом. В памяти миллионов советских людей на долгие годы остались его обращения к ним: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается... Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый военный лад, все подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…»
Они подчеркивали необходимость единства народа, помогли каждому яснее и ярче осознать смертельную опасность, нависшую над страной. Люди перестали осознавать себя лишь «винтиками» системы, смело проявляли свои богатые таланты и инициативу, направляли их на защиту Родины. Ответьте на вопрос: «Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты? Какой по характеру являлась эта война для советского народа?
(Ученик отвечает.)
Учитель: Война показала, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.
Учитель: (слайд №4)Вопрос эвакуации объектов промышленности и сельского хозяйства подготовил учащийся Юсупов Ринат.
Ученик: Угроза захвата немцами наиболее развитых промышленных районов страны потребовала организовать вывоз наиболее ценного оборудования, созданного трудом советских людей в годы первых пятилеток. Началась грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик, оборудования колхозов и МТС, скота. Предстояло под налетами вражеской авиации в короткий срок вывезти тысячи предприятий и миллионы людей.
Был создан Свет по эвакуации. Уже за первые пять месяцев войны удалось направить из прифронтовых в восточные районы страны более 1500 крупных промышленных предприятий и свыше 10 млн.человек.
Важной задачей являлось налаживание работы этих предприятий на новом месте, порой станки и оборудование монтировались под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых для нашей армии оружия и боеприпасов (слайд №5,6,7,
. Трудящиеся, включая подростков в возрасте с 15 лет, занятые на военных предприятиях, считались мобилизованными до конца войны.Самовольный уход с этих предприятий рассматривалось как дезертирство. За уклонение от трудовой мобилизации устанавливалась уголовная ответственность Рабочие получали лишь по 400-500г хлеба в день, а иждивенцы и того меньше – по 300-400г. Но для большинства трудящихся жизнь в годы войны имела характер полуголодного существования. Война оставила без крова миллионы людей, приходилось жить в землянках, бараках. Несмотря на это, люди готовы были идти на любые жертвы, во многом отказывать себе, чтобы сокрушить врага.
Все это сочеталось с постоянным психологическим напряжением: горем в связи с гибелью близкого человека, ожиданием письма с фронта (а вдруг это будет похоронка?), 11-12 часовым рабочим днем, редкими выходными, тревогой за детей, оказавшиеся без присмотра. И труд – труд во имя приближения победы.
Учитель:
К концу 1942г. утраченные мощности военной промышленности удалось не только восстановить, но и превзойти, что позволило ликвидировать превосходство фашистской Германии в производстве основных видов вооружений и их качестве. Так, например, если в декабре 1941г. в действующей армии был 1731 танк и самоходное орудие, 21983 орудия,2495 новых типов самолетов, то в июле 1943г. их численность возросла 9580, 98790,8293 единиц соответственно. Велик был трудовой энтузиазм людей, их чувство ответственности за судьбы близких, за Родину.
Учитель: Тяжелое положение существовало и в сельском хозяйстве. (слайд № 9,10,11,12) Деревня обезлюдела. Большинство мужчин ушло на фронт. Их заменили женщины, подростки, старики. В МТС число женщин-трактористок и комбайнеров в 1942г. составляло 40%. Были такие женские тракторные бригады, которые во время сева работали в поле по 22 часа в сутки. Женщины выращивали и откармливали скотину для снабжения фронта мясом, молоком, шерстью и т.д.. Женщины-крестьянки кормили страну.
В колхозах был увеличен, по сравнению с предвоенным, обязательный минимум трудодней, причем значительно – в 1,5 раза. Минимум трудодней устанавливался и для подростков, начиная с 12 лет.
Учитель: Большой вклад в победу внесла наука и советские ученые.
( слайд№ 13, 14, 15,16) Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. Всего за 18 дней в 1943г. была сконструирована 152-мм гаубица, а ее массовый выпуск освоен за 40 дней. Началось массовое производство знаменитых «катюш», серийный выпуск истребителя Як-9, а вслед за ним Як-3, пикирующего бомбардировщика Ту-2 и двухместного штурмовика Ил-2. Нарастало производство танков и самоходных орудий. Т-34 стал лучшим танком второй мировой войны. В сентябре 1943г. на вооружение Красной Армии поступил новый тяжелый танк ИС, созданный под руководством Ж.Я.Котина. Теоретические разработки в области аэродинамики С.А.Чаплыгина, М.В.Келдыша позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.
Учитель: Ребята! В нашем селе много тружеников тыла, которые награждены памятными медалями за свой ратный труд в годы Великой Отечественной войны. Сегодня об одной из них расскажет ученица Хамидова Жанета.
Ученица: (слайд №17)Я подготовила материал об одном замечательном человеке нашего села Неталиевой Росте Жавязовне. Она имеет звание ветерана труда, награждена памятными медалями за свой тяжелый труд в годы войны. Роста Жавязовна родилась в 1927году в поселке Бараний баз (ныне п. Пойменный) Наримановского района в многодетной семье. Когда ей исполнилось 14 лет, ее отец и брат ушли на фронт. У нее на руках осталась вся семья: пятилетняя сестренка, десятилетний братишка и больная мать. Ей приходилось работать в кормозаготовительном колхозе, чтобы помочь фронту и прокормить семью. Она с группой детей пасла крупный рогатый скот, ухаживала за молодняком, откармливала его в степях Калмыкии, затем оттуда гнала телят пешком на Астраханский мясокомбинат. Работала на сенозаготовке: сено косили, копнили, скирдовали. За свой добросовестный труд Неталиева Роста Джаузовна награждена юбилейными медалями, медалью «Ветеран труда».Ей сейчас 86 лет и она на заслуженном отдыхе. Роста Джаузовна рассказала нам, что в ее семье есть два фронтовика это ее отец и брат(слайд№18,19,20)
Учитель: Ответьте на вопросы: Что является важным фактором победы СССР над фашистской Германией? Каково значение науки в военном производстве?
Учитель: Домашнее задание: написать эссе на тему «Все для фронта, все для победы!» на примере своих бабушек и дедушек, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
Список использованной литературы:
1. Учебник «История России XX – начало XXI века» А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта. М., Просвещение, 2009г.
2. Книга для учителей «История России 1945-2008гг.» А.В.Филиппов, А.И.Уткин, С.В. Алексеева; под редакцией А.В.Филиппова. М.Просвещение 2008г