КОГОБУ СПО «Кировский механико-технологический техникум молочной промышленности»
Классный час на тему "
Бабий Яр: трагедия и память"
Преподаватель: Никонова Н. С.
Группа: Б - 22
Дата проведения: 22.04 2011
Продолжительность: 1 час
Педагогические задачи:
• Определить, какие факты военных событий на территории оккупированного Киева известны студентам? Что они знают о трагедии в Бабьем Яре?
• Выявить, на каком уровне находится интерес к событиям Великой Отечественной войны у современной молодежи? И какое место в жизни современной молодежи занимает тема Великой Отечественной войны?
• Узнать мнение студентов о том, следует ли знать молодому поколению о зверствах немецких оккупантов на территории нашей страны? А если следует, то зачем?
• Выявить направления воспитательной работы по патриотической тематике.
• Проанализировать и сделать выводы об организации воспитательной работы на основании того, могут ли факты подобного рода оказать влияние на нравственное и патриотическое воспитание молодежи?
Цель:
Познавательно-информационная:
• Исследовать одно из событий Великой Отечественной Войны – смерть мирного населения в тылу врага – трагедия в Бабьем Яре:
- анализ событий, приведших к трагедии
- оценка событий, происшедших в Бабьем Яре
• Жестокость немецких оккупантов по отношению к живым и мертвым:
- сравнение и оценка взглядов людей, переживших трагедию и современного поколения на действия немецких оккупантов
- сделать выводы о месте событий, происшедших в сентябре 1941 года в Бабьем Яре, в судьбе страны.
Воспитательная:
• Вызвать сочувствие, сопереживание и сострадание к участникам трагических событий Великой Отечественной войны.
• Формировать чувства ответственности за жизнь близких людей и гордость за несломленный дух участников событий Великой Отечественной войны
• Определить роль событий в Бабьем Яре в формировании нравственных качеств у современного молодого поколения
Предварительная работа:
1. Подбор материала: работа с литературой и Internet
2. Оформление материала в логической последовательности
3. Работа студентов по оформлению кабинета: рисование плакатов, печать на принтере, размещение на стенах и доске
4. Подбор музыки
5. Подбор чтецов и ведущих
План проведения классного часа:
1. Мотивационно-целевой блок:
Оргмомент.
Вступительное слово педагога.
2. Содержание:
Слова ведущих.
Стихотворение «Варварство» (Мусса Джалиль).
Видеофрагмент из документального фильма Чухрая «Дети из бездны».
Слова ведущих.
Отрывок из стихотворения Е. Евтушенко «Бабий Яр»
3. Заключительный блок - рефлексия:
Обсуждение услышанного и увиденного материала.
Заключительное слово педагога.
Оформление:
1. Надпись на доске «Бабий Яр: трагедия и память»;
2. Плакат – обложка книги А. Кузнецова «Бабий Яр»
3. Фотографии: с места расстрела, памятник погибшим в Бабьем Яре
4. Цитаты:
• Война превращает человека в зверя (А. Мальц)
• Война – это убийство, откровенное и ничем не прикрытое (А. Ремизов)
• Память возвращает жизнь тем, кого уже нет на свете (Г. Мопассан)
Музыка:
1. Из художественного фильма «17 мгновений весны»
2. Вивальди «Времена года: лето и зима »
Ход мероприятия:
Преподаватель:
Вступительное слово: Осталось 17 дней до празднования дня победы. Почему мы каждый год особенно много говорим в эти дни об этом дне? Может потому, что это значительная дата не только для нашей страны, но и для всего человечества? А может потому, что мы – страна победителей и каждый рожденный после 1945 года рождается со званием – поколение победителей? А может потому, что многие забыли уроки истории и продолжают преклоняться перед идеями фашизма, пропагандируя их среди молодого поколения?
Зачитывает цитаты о войне.
Задает вопрос: Какие ассоциации вызывают у вас слово «Война» (подводит к слову - смерь).
Обращает внимание на доску, на которой зарисована схема о смерти…
Сообщает: сегодня на занятии мы рассмотрим одно из событий, происшедших в сентябре 1941 года на территории оккупированной Украины, а именно в ее столице – городе Киеве.
Объявляет тему классного часа - «Бабий Яр: трагедия и память».
Задает вопрос: Говорит ли вам что-нибудь это название? Что вы знаете о событиях в Бабьем Яре?
1-й ведущий. Вот уже 60 лет отделяют нас от окончания войны. Уже четвертое поколение растет под мирным небом. Но из людской памяти не уходят те злодеяния, те чудовищные преступления, что совершили немецкие захватчики. Сколько не говори о войне, всех событий не охватить и каждый год открываются все новые и новые страницы военных событий второй мировой.
2-й ведущий. Сегодня мы коснемся лишь одной истории, одной трагедии. Ее можно рассматривать как трагедию одного народа – евреев, а можно рассматривать как трагедию всей страны, в которой этот народ жил и живет. Так как немецкая акция, направленная против одного народа, переросла в трагедию всей страны.
3-й ведущий. Немцы заняли Киев 19 сентября 1941 года, где кроме украинцев и русских проживала значительная часть евреев. Немедленно, согласно плану «Барбаросса» была создана полиция из местных сочувствующих. Началась волна арестов, обысков, облав. Розыскные мероприятия велись по книге «Особая розыскная книга СССР», созданная спецслужбами немецкой разведки до начала войны с Советским союзом.
1-й ведущий. 21-22 сентября 1941 года в Киеве одно за другим взрывались здания на Крещатике, где размещались различные немецкие структуры, и это послужило предлогом для начала уничтожения жителей города Киева, в особенности – евреев. 28 сентября повсюду были расклеены объявления немецких властей: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 к управе».
2-й ведущий. Поскольку около места сбора проходила железная дорога, то многие думали, что их собирают для эвакуации в какой-нибудь концлагерь или на работы в Германию. Именно поэтому основная часть киевских евреев спокойно собралась на указанное место. Кроме этого, были проведены дезинформационные действия: распространялись слухи о переписи евреев и их переселении. С рассветом 29 сентября начался исход десятков тысяч стариков, женщин, детей в братскую могилу. Беззащитный поток двигался 3 дня и три ночи. Озверелые немецкие офицеры отбирали у идущих вещи, в момент сопротивления избивали до полусмерти и оставляли лежать на мостовой. К месту расстрела люди подходили раздетые или в нижнем белье, прижавшись друг к другу.
3-й ведущий. С помощью городской управы было определено место расстрела – целая сеть яров на северо-западной стороне города длиной 2,5 км, глубиной – 20-25 м, с одной стороны которых был пустырь, далее роща, а другая – упиралась в кладбище.
Стихотворение «Варварство» М Джалиль.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас —
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо...
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
1-й ведущий. Расстреливали с утра до вечера. Ночью немцы ложились спать, а обреченных загоняли в пустые гаражи. Утром снова начинали расправу. Так продолжалось 5 дней. Трупы сбрасывали в яр, а вечером динамитом взрывали его склоны, чтобы засыпать землей мертвых и недобитых.
Видеосюжет из документального фильма: «Дети из бездны» - 10 мин
2-й ведущий. В Бабьем Яре, в течение двух лет немецкой оккупации, уничтожались мирные жители Киева и советские военнопленные. Всего было расстреляно 100 тысяч человек. События тех лет отражены в романе - документе Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». В книге подробно описано и то, как нацисты «заметали» следы своих преступлений.
3-й ведущий. В июле 43 года были сформированы 2 группы из военнопленных для выполнения «Акции 1005». Цель которой: извлечь трупы и сжечь их до золы. Пленные были разделены на отряды: землекопы, крючники, золотоискатели, гардеробщики, строители, кочегары, трамбовщики, огородники.
1-й ведущий. … ЗЕМЛЕКОПЫ раскапывали ямы, обнажая залежи трупов, которые были сизо-серого цвета, слежались и переплелись. Вытаскивать их было сущее мучение.
… КРЮЧНИКИ вырывали трупы и волокли их к печам. Крючникам выдали специально выкованные металлические стержни с рукояткой на одном конце и крюками на другом. Так чтобы трупы не разваливались - крючком цепляли за подбородок и волокли в нужном направлении. Иногда трупы были сцеплены, и тогда на крюк налегали два-три человека. Нередко приходилось рубить тела топорами, а нижние пласты подрывали.
От смрада немцы зажимали носы, некоторым становилось дурно. Охранники сидели на склонах оврага, и между сапог у каждого стояла, воткнутая в песок, бутылка водки. Время от времени они прикладывались к ней и поэтому все немцы в овраге были постоянно пьяны
2-й ведущий. ЗОЛОТОИСКАТЕЛИ – «ГОЛЬДЗУХЕРЫ» - имели клещи, которыми выдергивали золотые коронки. Они должны были осматриваться каждый труп по дороге к печи, снимались кольца, серьги, у одетых проверяли карманы в поисках ценностей, монет - все это складывалось в ведра. ГАРДЕРОБЩИКИ снимали с убитых все, что еще было цело.
3-й ведущий. СТРОИТЕЛИ занимались возведением печей. Под сильной охраной они ходили через овраг на противоположную сторону - на еврейское кладбище, где немцы указывали, какие гранитные памятники ломать.
Заключенные разбирали надгробия, несли в овраг, выкладывали плиты рядами. На них, строилась довольно продуманная печь- с трубами для тяги, сложными ходами, решетками. Она набивалась дровами, сверху на решетку укладывали тела головами наружу, второй ряд укладывали для перевезяки накрест, затем следовал еще слой дров и так далее, пока не вырастал штабель высотой в три метра и с каждой стороной в шесть метров.
В штабель входило примерно две тысячи убитых. Чтобы их укладывать, ставили трапы, как на стройке. Готовое сооружение обливалось из шланга нефтью ...КОЧЕГАРЫ разводили огонь снизу, а также подносили факелы к рядам, торчавшим снаружи головам.
.
2-й ведущий. ТРАМБОВЩИКИ имели дело уже с золой. На гранитных плитах с кладбища они обыкновенными трамбовками размельчали не догоревшие кости ОГОРОДНИКИ назывались так потому, что нагрузив золу на носилки, под конвоем разносили ее по окрестностям Бабьего Яра. … Расстрелы еще продолжались, но трупы уже не закапывали, а сразу сжигали в печах…
Отрывок из стихотворения «Бабий Яр» Е. Евтушенко
…Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по – судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я –
каждый здесь расстрелянный старик.
Я –
каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет…
МИНУТА МОЛЧАНИЯ…
3-й ведущий. Долгие годы на месте убийств не было никакого памятника. В середине 70-х годов появился первый памятник. В мемориальном комплексе «Национальный музей истории Великой Отечественной войны» работает выставка «Бабий Яр».
Итоги классного часа:
Преподаватель:
• Как вы думаете, почему эта трагедия так тревожит память участников тех событий? Почему люди не хотят забывать о ней?
• Какие чувства испытали вы, прослушав и просмотрев материал о событиях Бабьего Яра?
• Как вы считаете, следует ли молодому поколению знать о таких событиях и почему?
Зачитывает цитату о памяти
Итог: ГОВОРЯТ, ЧТО КОГДА ИССЯКАЕТ ПАМЯТЬ – ТРАГЕДИИ ПОВТОРЯЮТСЯ
Литература:
Анатолий Кузнецов. Бабий Яр
http://traditio-ru.org/wiki/Бабий Яр