Эссе: «Мое педагогическое кредо»
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
Аристотель
У каждого человека свой путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь.
Мой жизненный путь – это сознательный выбор – быть учителем. Я всегда знала, что буду учителем. Ещё в раннем детстве, в своей родной таёжной деревушке, в которой не было детского садика, нас, 5-летнюю малышню, приводили к бабушке. Она занималась нашим воспитанием, пока родители были на работе. И мы играли… строили какие-то домики, делали прилавки, приносили с улицы кусок жести, мел и становились тоже взрослыми. Каждый выбирал себе профессию по душе. Подружка была продавцом.
Я же всегда была учителем. Строгим, с указкой-палочкой и мелом. Я порой даже думаю: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?» Мне очень хотелось поскорее стать взрослой, получить образование и стать учителем. И вот моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «уроки»…
В 1988 году я окончила Красноярский государственный педагогический институт, физико-математический факультет. По распределению пришла работать в школу.
Помню свой первый рабочий день, когда вошла в 11 класс. Этот день я не забуду никогда. Четырнадцать любопытных и испытывающих глаз смотрят на меня. Девушки и парни, практически моего возраста. И я с ужасом осознаю, что забыла всё, что учила всю ночь перед уроком. Но какими мудрыми оказались мои первые ученики – своим доброжелательным и искренним поведением они вывели меня из состояния «стопора» и с тех пор мы стали поистине друзьями.
В этот же день (26 лет назад) родился и классный руководитель. Скоро я поняла, что классный руководитель это – вожак стаи. Если вожак сильный и мудрый, он направит своих подопечных по нужному пути. И ещё я поняла, что нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И, вместе с тем, нет работы более интересной, дающей большую отдачу.
В 1992 году окончили школу мои первые ученики, мои первые воспитанники. Я терпеливо учила их всему тому, что знала сама, и, конечно, многому училась у них. Все прошедшие годы - это годы нашей большой дружбы, своеобразная школа совместного роста, опыт совместного анализа результатов нашей деятельности.
Настоящий переворот в душе и пересмотр педагогической и жизненной позиции произошел в 1999 году. В силу различных обстоятельств, я поменяла место работы. Вот уже шестнадцать лет я работаю в профессиональном образовательном учреждении – техникуме.
Всё было за эти годы: слезы и улыбки, радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Иногда было, да и сейчас бывает очень трудно, но никогда я не пожалела о том, что стала учителем. Годы работы в техникуме меня “закалили” и многому научили: принимать детей такими, какие они есть.
Обучающиеся сегодня становятся все более неуправляемыми, неуважительными, агрессивными и жестокими. И этому есть вполне определенные причины: взаимоотношения в семье, обилие рекламы- насилия и секса на телеэкранах; влияние интернета и многое другое.
Сидя за компьютером до утра, ребята приходят на занятия не выспавшиеся
и раздражительные. В связи с такими переменами, конечно же, усложняется и
работа классного руководителя как воспитателя.
Моя личная позиция – это позитивное воспитание. Только воспитанием на любви можно получить положительный результат. Чтобы воспитать в ребенке дух сотрудничества, уверенность в себе и отзывчивость, необходимо развивать его волю, а не ломать ее.
Цель позитивного воспитания - вырастить волевого, но при этом готового к сотрудничеству ребенка. Уверенные в себе дети отчетливо осознают, кто они есть и чего хотят добиться. Они меньше поддаются давлению со стороны сверстников и не испытывают потребности бунтовать, чтобы утвердить себя. Они думают своей головой, но при этом остаются открытыми для помощи и поддержки со стороны родителей. Когда такие дети взрослеют, их не сковывают предрассудки окружающих. Они следуют своему внутреннему компасу и принимают решения самостоятельно.
В этом учебном году я уже в шестой раз набрала группу первокурсников.
22 парня. У большинства моих подопечных сложные судьбы. В группе есть ребята и осуждённые и состоящие на учёте в ИДН. Примерно 50 % обучающихся группы из социально незащищённых слоёв населения. Многие воспитываются в семьях без отца, некоторые – без мамы. Есть в группе и дети, оставшиеся без попечения родителей. К таким детям нужно относиться по-особенному. Стараюсь быть им и другом и наставником. В каждого из них я стараюсь вложить частичку своего сердца.
Для меня самая большая радость – знания своих учеников, их воспитанность, их человечность друг к другу, к окружающим.
Карл Роджерс когда -то сказал :
« Мы когда- нибудь поймем, что помочь людям быть личностью, это куда более важно, чем помочь им стать математиками, или знатоками немецкого языка, или чем бы то ни было еще». Приходя в группу, я раскрываю им своё мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что проходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И делаю это искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, обидеть, поранить юные души.
Э.Асадов писал:
Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца…
А потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть обиженное сердце. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих обучающихся. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Преподносить уроки жизни своим подопечным.
Хочется вспомнить притчу: Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.Трое рабочих делали одно и то же дело, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Сегодня я с гордостью могу сказать: «Я – учитель и я счастлива»
Веселкова Галина Васильевна
КГБПОУ «Шарыповский строительный техникум»