Моя педагогическая философия
Либо я найду путь, либо проложу его.
Ф. Сидней
Моя педагогическая философия своим началом уходит в далекие юношеские годы, но жизнь, пошла не по классической схеме: школа, институт, работа, а совершенно по другому руслу: неправильно расставленные приоритеты, ложная цель, и юношеский максимализм сделали своё дело, наверное не так, как хотелось бы, и осознание этого пришло гораздо позже. Исходя из афоризма, взятого эпиграфом, найти свой путь в жизни на ранней стадии мне не посчастливилось, поэтому пришлось этот путь прокладывать, и сделать большой круг, для того чтобы, вернуться к исходной точке через много лет, то есть, то чем я был должен заниматься все это время, а именно педагогической деятельностью, я начал заниматься совсем недавно.
Начать свою трудовую деятельность в области образования было несколько попыток и предложений, и первое из них это было предложение остаться инструктором в военно-морской школе Тихоокеанского флота, но стать настоящим моряком, с дальними походами, боевой вахтой на военном корабле взяли верх и я написал рапорт о списании меня на боевой корабль. После службы поступил в Лесосибирский педагогический институт, это была вторая попытка встать на педагогическую стезю, проучившись два года решил, что это не мое, поступил в Красноярский политехнический.
Тяжелые 90-е, рождение дочери, проблемы с работой не дали доучиться, довольно продолжительное время занимался частным бизнесом, и с его закрытием начался второй более удачный виток моей жизни. После окончания с отличием Минусинского сельскохозяйственного колледжа, отклонил очередное приглашение работать педагогом, затем Красноярский аграрный университет, работа на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях города и района, и по стечению обстоятельств пришёл работать в Минусинский сельскохозяйственный колледж , где и тружусь по настоящее время.
Долгим и тернистым оказался мой путь к истине, но я рад тому, что нашел себя, и ещё есть время для реабилитации, хочу все-таки достичь высокой планки совершенства и в педагогической деятельности, в этом заключается моя внутренняя педагогическая философия, ну а для того чтобы быть в полной гармонии с самим собой, надо трудиться, трудиться и трудиться. А с другой стороны, этот разрыв во времени имеет и положительную составляющую, теперь уже в моей будущей педагогической деятельности. Мне несколько легче осваивать современные педагогические технологии в соответствии с требованиями ФГОС, не надо переучиваться, и у меня ещё нет привычки к тем старым традиционным подходам в образовании,которые формирует время, но это мое личное мнение, основанное на анализе, совместной работы с преподавателями с большим педагогическим опытом.
На сегодняшний день, как я думаю, средние специальные заведения остаются в значительной мере консервативными в содержании и методах обучения. Доминирует авторитарный стиль общения педагогов с учащимися. Естественно, при таком подходе, выполнение социального заказа на «качественного» специалиста не может быть реализовано в полной мере. Квалифицированный специалист отличается не тем, что работает много, а тем, что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше труда, времени и сил, чем непрофессионал.
Базовыми элементами в педагогических технологиях, такого специалиста, является не овладение какой-то суммой конкретных знаний и навыков, а воспитание культуры профессионального мышления и профессиональной интуиции обучающихся. Но ничего не может быть «вложено» в голову студента преподавателем.
Из этого следует, методику преподавания нужно строить так, чтобы стимулировать учащихся к активным собственным действиям, направленным на усвоение материала. К сожалению, в практике преподавания специальных дисциплин, у многих преподавателей, распространены установки на механические упражнения и заучивание.
Такая заформализованная система за долгие годы сложила прочное представление: учеба – это обязательно тяжелый и адский труд, рассчитанный более всего на память, зубрежку. А ведь мы сами делаем учебу трудной, отказываясь от перспективных педагогических технологий, которые являются основой методик известных педагогов – новаторов.
Приблизить обучение к профессиональной деятельности позволяют активные методы обучения, создающие благоприятные условия для развертывания творческого потенциала личности, способствующие развитию познавательного интереса к предмету.
По моим личным убеждениям, думаю, да и многие коллеги согласятся со мной в том, что педагог – профессия творческая, а творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же сценарию, пожелтевшему от времени плану, или читать одни и те же лекции. Обязательно, должно появиться желание чего-то большего, возвышенного и поэтому работа должна быть интересной, насыщенной и доставлять удовольствие. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподаватель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Особенно актуальны эти навыки в настоящее время.
Современному преподавателю приходится непрерывно овладевать новыми знаниями, педагогическими технологиями, особенно это касается преподавателей специальных дисциплин, работающих в условиях постоянного изменения технологических процессов, внедрения и использования новой техники, оборудования и машин. Хотя стаж педагогической работы в образовательном учреждении у меня сравнительно небольшой, но даже этого промежутка времени мне хватило для того, чтобы понять, тех знаний которые у меня есть для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно, также, как недостаточно, просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Для успешной педагогической деятельности на современном уровне, необходимо постоянно обновлять, обогащать и наращивать свой профессиональный потенциал, а для этого требуется непрерывный процесс самообразования. Необходимость в самообразовании в условиях развитого и быстро меняющегося информационного пространства все время возрастает.
Мы получаем от жизни то, во что верим. Верим, что жизнь прекрасна — и она прекрасна. Верим, что она ужасна, — она ужасна. Верим, что выхода нет, — и не находим его. Верим, что выход есть, — обязательно его увидим. Ждем беды — она обязательно придет. Боимся заболеть — заболеем. Верим в успех — мы его создадим. Ждем счастья — оно уже на пути к нам!… Наша вера создает нашу реальность.
Жить нужно с открытым сердцем, с любовью в нём ко всему окружающему, и начинать новое надо всегда с себя. Важно помнить: каждый человек, начиная от рождения и до самой его смерти, достоин самого внимательного, чуткого и бережного отношения. Вот в этих простых истинах и заключается моя внешняя педагогическая философия, которую и представляю на суд педагогического сообщества.
Ласков Василий Петрович, преподаватель специальных дисциплин
КГБОУ СПО «Минусинский сельскохозяйственный колледж»