Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы.
Демокрит
Поступив в техникум на работу, я была инженером-строителем, а не педагогом. Но проработав в нем первый год, я поняла, что смысл моей жизни - это потребность отдавать студентам частицу своей души и воспитывать в них веру в себя, веру в людей, веру в доброе отношение к миру, к человеку - как к основе гармонии, любви, радости. Только приняв эти принципы и ценности как нормы взаимодействия, можно обрести знания, мудрость, духовный опыт в освоении выбранной профессии. Педагог не создает человека. Он не рождает в нем способности любить, быть любопытным, философствовать или творить. Но дает возможность, побуждает, помогает тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным.
Каждый студент - это уникальная личность и при этом, как субъект творческой деятельности должен упорно работать. Принятие на себя студентом роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятельности – залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования познавательных интересов и потребностей, роста профессионализма будущих студентов.
Как нужно организовать учебный процесс, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности исходя из позиций жизненного и профессионального самоопределения студентов? Какие технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие. Я считаю, что только использование личностно-ориентированного обучения, достаточно такой образовательный процесс, который учтет все способности и возможности обучающихся, и, опираясь на них, будет максимально способствовать развитию личности.
Что для меня личностно-ориентированное обучение - это индивидуальный подход к каждому студенту. Это отслеживание его траектории развития, не путем сравнения студентов друг с другом, а в сравнении умений одного и того же студента - какой он был вчера, какой он стал сегодня и каким он будет завтра.
Не секрет, что в техникум приходят ребята со средним уровнем обучения в школе, но среди них есть задумчивые, сознательные, ответственные и любознательные подростки. Для них возникает большое желание придумывать различные вариации уроков, интересных игр, затейливых ситуаций на производстве, создавать и проводить различные конкурсы и олимпиады. Очень часто, поступив в техникум, ребята раскрываются, не на первом, так на втором курсе. Это происходит тогда, когда начинаются специальные предметы по выбранной специальности. Сидя на уроке в учебном заведении, студент привязан к тому, что дает преподаватель здесь и сейчас, то есть преподаватель задает темп обучения и не всегда говорит о том, что будет впереди, что ждет студента при освоении учебной единицы, что она ему даст, как он будет использовать эти знания. А для любознательных талантливых ребят, подчас каждодневные лекции скучны и однообразны, даже у самого замечательного педагога. Как же сделать лекции интересными, удовлетворить пытливость ума молодых людей, которым очень важно уже сейчас профессионально себя развивать и находить решение всевозможных задач. А это требует, прежде всего, индивидуального подхода к формированию профессиональной компетенции каждого обучающегося.
Применяя личностно-ориентированное обучение, я использую такие методы как:
а. технология КМД (Коллективно-мыслительная деятельность)
б. проблемные ситуации
в. исследовательская работа
г. проведение тематических конкурсов и олимпиад по специальности
д. дистанционные технологии
Технологию КМД применяю на уроках, как средство совместного проектирования, наполнения изучаемых тем, как возможность увеличения мотивации для тех студентов, кто не привык думать самостоятельно и использует одногруппников в получении оценок.
Проблемные ситуации - использую, как возможность максимально приблизить студентов к реальной жизни на производстве, когда от быстроты и качества решения этих ситуаций зависит человеческая жизнь. С несколькими предприятиями города, социальными партнерами, созданы площадки для обучения студентов по выбранной специальности.
Исследовательскую работу использую для успешного развития способностей студентов, роста их интеллекта, опыта и узких знаний, что отображается на качестве изучения специальности, и, как следствие, высокой востребованности в выбранной профессии. Для этого я создала СКБ - студенческое конструкторское бюро, где студентами выполняются макеты проектов технологических карт по строительству зданий. Также провожу заседания сообщества юных техников строителей (СЮТС), где обсуждаются новинки технологий строительства.
Ежегодно студенты принимают участие в конкурсах и олимпиадах по специальности, как местного, так и регионального значения - это и есть результат исследовательской работы, работы в первую очередь над собой.
Направляя на деятельность самообразования, говорю студентам словами Фрэнсиса Бэкона "Кто быстро ошибается, тот быстро исправляет ошибку", не надо бояться исследовать, делать выводы, использовать свой опыт. Из вышесказанного следует, что для поддержания творческого потенциала обучающегося, развития его познавательной активности, креативности мышления, нужно увлекать его процессом учения, предлагать ему добывать знания самостоятельно.
Я считаю, что нужно привести студентов к мысли, которую сказал великий философ и мыслитель Элберт Грин Хаббард "Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя". Современный мир диктует свои законы, информатизация образовательно-воспитательного процесса многое меняет, но не заменяет облик педагога… Но все же в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить учебный процесс, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для обучающихся. Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делает электронный учебник незаменимым средством развития и удовлетворения в информативности студентов. Также, используя электронные учебные пособия, учитель освобождается от многих рутинных операций, получает возможность отслеживать динамику обучения и развития практических навыков всех обучающихся.
В сравнении с традиционным способом организации обучения дистанционные образовательные технологии оказываются значительно более эффективными. В современном мире к качествам личности предъявляются новые требования: речь идёт об обучении в течение всей жизни, которое должно сочетаться с творчеством, умением работать в команде и личной ответственностью.
"Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил,
чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь,
надо бежать еще быстрее".
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
В наше время « безграничной» коммуникации: интернет, мобильные телефоны, телевизор и других средств передачи,– информация является доступной одновременно всем пользователям мира - это и является преимуществом электронного учебника.
В 2012 году я разработала электронный учебник по дисциплине, а сейчас в соответствии с новым стандартом - по теме «Особенности технологии и организации возведения гражданских зданий» на специальности 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Целью его было создание современными средствами ИКТ условий для индивидуализации обучения, построение адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развитие творческого потенциала.
Важнейшее достоинство дистанционного обучения заключается, прежде всего, в том, что при его организации появляется реальная возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности студента и его образовательные потребности.
В наше время все убыстряется прогресс, и я считаю, что преподаватель должен успевать за меняющимися условиями жизни, труда, этой эпохи, этого времени, но не забывать, что он сеет: доброе, вечное и любимое им дело...
И обязательно он увидит результаты своих трудов в успешности его бывших студентов...
Наследова Ольга Владимировна ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮЭТ "Южноуральский Энергетический техникум"