«Я думаю, что учитель – это не просто профессия, учитель – это человек, предназначение которого «… в душах писать, как на белых страницах, в живые сердца входить, как в тома…» (В. Лунев).
Учитель – связующая нить между прошлым и будущим. След человека – это не только посаженные деревья и построенные дома. Все, что тобой сделано, остается жить в тебе самом и в других людях, передается из поколения в поколение как духовное богатство, как самая главная ценность. С этой точки зрения учительская профессия – этот профессия счастливых людей.
Почему же именно такой жизненный путь выбрала я для себя? Желание быть учителем у меня возникло в детстве. Моя мама иногда брала меня в школу, где она работала учителем математики. Я очень любила ходить на уроки, внимательно слушала рассказы и объяснения учителей, мечтала о том, как побыстрее вырасти и пойти учиться в школу. С огромным удовольствием и интересом принимала участие в походах и экскурсиях с учениками. Поэтому после окончания школы, я поступила в педагогический колледж. За время учебы в колледже, я получила не только теоретические постулаты и правила, но и первый педагогический опыт. Помню свой первый урок и свои ощущения: «Двадцать незнакомых мне лиц… Двадцать пар глаз, которые испытывающее смотрят на тебя: кто-то доверчиво, кто-то напряженно, кто-то с интересом, кто-то с безразличием, кто-то с пониманием. Ты – один, а их – двадцать… У тебя всего лишь 40 минут, а так много надо успеть…». После таких уроков действительно понимаешь, что сделал правильный выбор. Самое главное – учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.
Учась на последнем курсе в колледже, я начала работать в школе учителем математики в среднем звене. Очень важным мне кажется стиль отношений с учениками, родителями, коллегами, людьми, меня окружающими. За время работы в школе я поняла, что очень важно уметь понять ребенка, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А. Сухомлинского я прочитала, что «если ребенок живет во вражде, он учится агрессии; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребенка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают, он учится верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня ориентиром в воспитательной деятельности. Учитель, по моему мнению, должен быть добрым, но не добреньким, позволять и помогать ребенку реализоваться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого ученика свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех; справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить свои ошибки.
После окончания университета, у меня появилась возможность снова вернуться к своей профессии, правда теперь в роли преподавателя информатики в Россошанском колледже мясной и молочной промышленности, где работаю и сейчас.
По моему мнению, XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации, поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. Современный урок невозможно было бы представить и без новых технических средств обучения, одним из которых стал компьютер.
Педагог – инженер человеческих душ. Он осуществляет связь времен, передает эстафету из настоящего в будущее, что делает его труд творческим, увлекательным и возлагает ответственность перед сегодняшним и завтрашним поколениями. Говорят, что для того, чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Считаю, что никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, – лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.
Основой педагогической деятельности является необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести учащегося в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Поэтому на своих уроках стараюсь использовать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы.
Пытаясь как можно продуктивнее использовать время урока, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. Необходимо формировать и навык учебного труда, и старательность в учебной работе. А чтобы развить старательность, необходимо сформировать интерес. Для этого я стараюсь вовлекать каждого в учебный процесс, создавая условия для успеха, движения вперед. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растет активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность, что отражается и на успеваемости.
Помогая студентам осознать цель работы и способы ее выполнения, даю им советы и рекомендации, ставлю перед ними вопросы и одновременно приучаю их к навыкам самоконтроля. Одним из способов организации самостоятельной деятельности студентов является письменный опрос, который играет важную роль в усвоении учащимися курса информатики. При фронтальном проведении выявляю уровень общей подготовки группы и каждого студента в отдельности.
При обучении применяю различные виды самостоятельных работ. При составлении заданий для этих работ исхожу из принципа «от простого к сложному». Формулировки заданий в письменных работах стараюсь сделать четкими и понятными. При проведении работ подхожу индивидуально, чтобы студент не потерял веры в свои силы и знания. Поэтому составляю многовариантные и разноуровневые карточки для индивидуальной работы.
Педагогическая деятельность каждый день раскрывает передо мной секреты, загадки детских душ, преподносит сюрпризы, заставляет учиться, познавать и открывать новое, дарит неповторимую радость общения, мобилизует душевные и интеллектуальные возможности, стимулирует к постоянному творчеству и саморазвитию. За это я благодарна своей судьбе, своей профессии, своим ученикам.
Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится слушать рассуждения о мире глазами детей, радоваться их успехам и сопереживать неудачам. Я знаю, что иного выбора у меня все равно не было. Я родилась для того, чтобы быть учителем...
Сухорукова Людмила Александровна
ГОБУ СПО ВО «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»