«Моя педагогическая философия».
«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику».
У.Эмерсон
Мой путь в педагогическую профессию был очень долгим. Я поздно пришла в педагогику, хотя изначально всегда знала, что буду только учителем и никакие другие варианты даже не рассматривала. Но…жизнь распорядилась по-своему, и когда моим мечтам всё-таки суждено было сбыться, я поняла, что теперь нахожусь на своём месте. Последние десять лет моей педагогической работы связаны со студенческим общежитием.
Воспитатель общежития… Кто он? Что это за профессия, о существовании которой многие даже не подозревают и порой бывают очень удивлены, задавая тебе вопрос: «А что у нас в общежитиях воспитатели есть? А чем они там занимаются?».
Вообще, воспитатель общежития – профессия не слишком известная, т.к. немного людей работает по этой специальности, но в Начальном и Среднем Профессиональном образовании воспитатель общежития играет не последнюю роль.
Как-то на одном из сайтов прочитала: «… взрослый, благоразумный человек среди толпы «гоповцев» просто жизненно необходим». К сожалению, общежитие сегодня для многих представляется как социально опасная среда, в которой процветают пьянство, наркомания и различные правонарушения. И вот своей деятельностью я пытаюсь доказать, что это не так.
Проживание в общежитии – это особый период в жизни каждого студента. Мы все были студентами, многие из нас проживали в общежитии и с удовольствием вспоминаем это время: весёлое, беззаботное, полное приключений, ярких впечатлений, шумных вечеринок – начало самостоятельной жизни!
Попадая в общежитие, подростки оказываются в совершенно новой для себя социальной роли. Они отрезаны от влияния семьи, родственников, школьных друзей, что вызывает у некоторых из них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, угрюмостью. У них ещё не окончательно сложились привычки, характер, стиль поведения, ценностные установки. А в общежитии продолжается процесс формирования личности под воздействием общения и влияния самой среды общежития. И именно в этот момент большое значение имеют их отношения с воспитателем. Он становится для них тем взрослым, который заменяет родителей. И поэтому, воспитатель в общежитии должен быть не просто организатором дел, а человеком, которому можно довериться, на которого можно положиться.
Что же больше всего ценят в воспитателе студенты, проживающие в общежитии? Это доброжелательность, отзывчивость и понимание, ровность в общении, юмор и широту взглядов, возможность в любой момент получить дружеский совет и помощь. Стать авторитетом для студентов непросто. Нужно быть интересным человеком, компетентным в различных областях современной жизни, уметь не только учить, но и самому учиться у современной молодёжи, уходить от стереотипов в воспитании, уметь мыслить нестандартно.
Поэтому, прежде всего, стараюсь идти в ногу со временем, чтобы быть в курсе того, чем живёт сегодняшняя молодёжь, стараюсь быть очень внимательной и чуткой по отношению к студентам, не забывая, что каждый мой неправильный шаг, каждое случайно сказанное слово может привести к непоправимым последствиям. Главное в отношениях со студентами – это уважать их так же, как себя.
Общежитие – это учреждение, в котором существует очень много правил и требований к их выполнению. Поэтому отношения со студентами я строю так, чтобы эти правила не стали камнем преткновения для налаживания хороших дружеских отношений, чтобы студенты поняли - невыполнение этих правил невыгодно, прежде всего, им.
Я стараюсь создать в общежитии такие условия, чтобы все студенты чувствовали себя комфортно, чтобы не было одиноких, отверженных, выключенных из коллектива, чтобы общежитие действительно стало для них вторым домом, где будет всем интересно, уютно и тепло.
Работа со студентами доставляет мне большое удовольствие, хотя найти общий язык с молодёжью, которая в наше время бывает и непредсказуема, и амбициозна порой непросто.
Ежегодно, знакомясь с первокурсниками, видишь, насколько они отличаются от предыдущих студентов и что необходимо искать какие-то новые формы и методы работы, потому что понимаешь, что все, что было раньше, с этими молодыми людьми не сработает. Поэтому воспитатель должен постоянно совершенствовать своё мастерство, должен идти вперёд, осваивая инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забывать доброе старое. Чтобы удовлетворить потребности современной молодёжи, воспитателю просто необходимы самые разносторонние знания.
Для меня, высшее проявление педагогической успешности – это не те высокие показатели своей педагогической работы, которые мы отражаем в аттестационных материалах, а радость от услышанных при встрече добрых слов своих воспитанников: «Как мы соскучились по вас и нашему общежитию!»
Карле Лариса Ивановна
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Училище (техникум) олимпийского резерва»
г.Абакан, Республика Хакасия