«Моя педагогическая философия»
Учить стараюсь я студентов мыслить,
А не чужое повторять.
Сама стремлюсь побольше знать.
Читать, искать, быть интересной.
А главное, пожалуй, честной
Повсюду и везде, всегда,
Что много требует труда
И много сил, когда под вечер,
Обдумывая новый день,
Сон отогнав, отбросив лень,
Творю урок для новой встречи.
Е. Ю. Гетман
Около 23 лет педагогической работы. Много? Да. Но и теперь я с радостным ожиданием встречи с моими студентами вхожу в аудиторию и с улыбкой говорю: «Здравствуйте, ребята!». Они тоже ждут: каким будет новый урок, целая пара – 90 минут нашей жизни? Каждый раз, я испытываю разные чувства: и радость от встречи со студентами ; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть, иначе урок не имеет смысла. Урок – это часть жизни. Жизнь нельзя повторить, а значит, нельзя повторить и урок. Я считаю, что каждый урок уникален, «завтра» принесет свои ожидания и свои победы.
Учить нужно только на успех! Для меня важно, чему именно студент научился сегодня, какой новый шаг вперед он сделал. Не ругаю за неуспешность, помню, что у человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности.
Самое сложное и главное сегодня – преодоление стереотипов мышления, освобождение от ошибочных представлений, поиск новых, отвечающих требованиям современности подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Моя миссия – быть хорошим педагогом. Что для меня это значит?
Во-первых, хорошо знать свои дисциплины, так как считаю, что никто не может дать другому то, чего не имеет сам.
Во-вторых, хороший педагог всегда верит в то, что в любом подростке больше хорошего, чем плохого; умеет видеть их радости и горести, знает душу подростка. Поэтому большую роль в процессе педагогической деятельности я уделяю теме нравственного совершенства личности. Считаю, что юношей и девушек надо не только воспитывать, но и вовлекать в процесс самовоспитания, результатом которого является то, что они начинают думать о самих себе, задумываются над вопросом: что во мне хорошего и плохого? Учу их следующему: « Окончился день, подумай: что я сделал для того, чтобы принести радость и счастье людям, чему новому научился?» Стараюсь привить им библейское золотое правило нравственности: « Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой» Это и есть процесс созидания самих себя.
В третьих, стараюсь говорить на своих уроках о культуре общения, поведения, потому, что считаю, что юноши и девушки делают плохое не всегда потому, что их учат делать плохое, а чаще всегда потому, что их не учат делать хорошее. Важным в этой области морального воспитания является то, что побуждение к хорошим поступкам была совесть и воля самих подростков Подросток всегда должен чувствовать, что без его воли хороший поступок был бы невозможен. Стараюсь научить студентов быть человеком. Ведь мало родиться человеком, человеком нужно стать – жить по совести, любить других и торопиться делать добрые дела.
Считаю, что преподаватель – ответственная профессия, так как он несет моральную обязанность перед обществом. « Труд педагога ни с чем несравним. Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла – это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле. Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле – еле начинает обозначаться то, что ты замыслил; никого так часто не посещает чувство недовольства, как учителя; ни в каком труде ошибки и неудачи не ведут к тяжелым последствиям, как в учительском… Учителю часто бывает некогда подумать о себе, так как он вынужден думать о других, и это для него не самопожертвование, не безропотное подчинение судьбе, а подлинное счастье личной жизни» , - писал В.А. Сухомлинский
И для меня всегда счастье, когда мои студенты, уходя с урока, благодарят меня за интересный урок; или, закончив техникум, приходят ко мне и благодарят за те знания, которые помогли им в жизни, поздравляют с праздниками. Большей благодарности, большей награды в моей педагогической деятельности для меня нет. И этим я счастлива.
Не всегда всё получается на этом трудном пути, бывают ошибки, порой охватывает отчаяние, хочется всё бросить и уйти… Но наступает новый день, я снова иду на работу, и я рада этому, потому что там меня любят и ждут ребята. Говорю «спасибо» судьбе за то, что она привела меня в техникум. Ведь благодаря этой работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый студент - это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа, и каждая двойка - причина для серьёзного размышления.
Ловлю себя на мысли о том, что в последнее время перестала думать о своём предназначении, может, потому, что его нашла?..
В результате исследований возможен ответ на вечные вопросы преподавателя: «Каков я как преподаватель? Что я сейчас делаю и почему именно так? Почему я получил такой результат, а не иной? Как воспринимают и понимают меня студенты? Почему я так расстроился (обрадовался, смутился, рассердился)? Действительно ли я понимаю своих студентов? Понимают ли они меня?…» Да, отвечать на вопросы, приведенные выше, которые все же ставит перед собой профессиональный преподаватель, бывает очень трудно. «Размышления требуют времени, волевых усилий, вырывают его из уютного мира привычной жизни, приводят к небезболезненным признаниям своих ошибок, подвигают к переоценке ценностей, заставляют изменять себя. Это так. Но только такой - думающий, сомневающийся, анализирующий себя педагог становится настоящим мастером своей профессии. Только такой - думающий, рефлексивный преподаватель может решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: задачи развития личности подрастающего человека».
Мне очень хочется, чтобы мои ученики были яркими и неповторимыми. Когда я встречаю своих выпускников, слышу их рассказы о себе, об их достижениях, успехах, то испытываю искреннюю радость и гордость. Ведь в том, что они обрели себя, есть и моя заслуга.
Я иногда спрашиваю себя: верным ли был выбор моей профессии?
И сама себе отвечаю: «Да! Потому что я люблю свою профессию!»
Григорьян Эллада, преподаватель ГБОУ СПО Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства