«Моя педагогическая философия».
«В деле воспитания развитие навыков должно
предшествовать развитию ума».
Аристотель
У всякого человека бывает два воспитания:
одно, которое ему дают другие,
и другое, более важное, которое
он даёт себе сам.
Эдуард Ги66он
Современная педагогика давно является противоречивой темой и имеет разнообразное значение в разных суждениях современного отечественного и зарубежного опыта.
При всем разнообразии подходов в понимании и постижении целей, методов и способов обучения существует общее, объединяющее все эти направления:
1. максимальное внедрение принципов развивающего обучения;
2. разработка новых принципов обучению в процессе активной деятельности учащихся;
3. подготовка учащихся к адаптации в быстро меняющихся условиях, к жизни в сложном, порой непредсказуемом мире.
Педагогическое сознание складывается из таких основных аспектов, как научно теоретические знания, личного практического опыта, идеологических, нравственных, культурных позиций педагога. Именно овладение всеми этими качествами, и, безусловно, способность и желание применять их и применять правильно, позволит сложный педагогический механизм философии привести в действие, продуктивное и дающее плоды успеха.
Однако самым главным остается, на мой взгляд, это взаимоотношение с учащимся, если понадобится с каждым отдельно. Невозможно воспринимать аудиторию как бездушную массу, и отдавать потом информации только в одном направлении, это приводит механизм в тупик. Поэтому многие ученые- педагоги отдают предпочтение диалогу, как ведущей идее современной образовательной модели. Проще говоря, общение с учащимся, контакт. Именно диалог связан с развитием субъект-субъективного взаимодействия преподавателя и учащегося и является способом формирования личностного сознания и возрастания идей, то есть лежит в основе современной модели педагогической деятельности.
Теория педагогического общения, направленная на развитие познавательной активности учащихся, имеет большое количество различ¬ных интерпретаций коммуникативности.
Внимание к человеку – начало начал. Нет внимания – нет ничего. И если
пример воспитывает, то, не уделяя должного внимания подростку– ученику, как можем мы рассчитывать на это с его стороны? Внимание, расходуемое на
другого никогда не пропадает зря. Оно возвращается к нам, если не в виде
благодарности и добрых чувств, то всегда в виде драгоценного опыта.
Современный век и современная эпоха значительно отличаются от других столетий своей насыщенной информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Современное занятие в образовательном процессе невозможно себе представить без достижений новых технологий. Но не следует забывать, что любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник как вспомогательное средство, которое позволяет сохранить время и обеспечить комфорт. Настоящее, эмоциональное слово преподавателя, который осознано, выбрал профессию и считает ее нормой своей жизни, не возможно и не удастся заменить, потому как «живое слово» базируется на многолетнем опыте и постижении огромного количества информации из разных источников. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся, или пробуждать в них желание творить самим. Способность демократии современной педагогики предоставляет преподавателю все больше возможностей для раскрытия и развития творческого потенциала. Наивысшая степень самоотдачи, которая присуща людям этой древнейшей профессии, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Безусловно, огромную роль в этот сложном процессе выполняет педагогическая культура. Процесс обучения необходимо осуществлять как совместный поиск истины, на пути которого ошибки неизбежны, и это не страшно. Необходимо давать возможность самостоятельно найти ошибку и исправить ее, тем самым обеспечить развитие механизма саморегуляции. А так же в ходе контроля и оценки знаний иметь конкретику в требованиях и действиях, что поможет и только укрепит взаимодействие и понимание с учащимся.
Личность человека – это постоянно меняющаяся со временем и течением жизни субстанция. Внутри сознания каждого из нас заложен огромный потенциал способностей, внутренних возможностей для саморазвития. Человек получающий знания - учащийся – этот как архитектор, который проектирует свою собственную жизнь, свое будущее, а затем как строитель воплощает все задуманное в жизнь. Роль преподавателя заключается в том, чтобы наблюдать и направлять его в случае ошибок, но и обязательно подпитывать наиболее рациональными решениями, подталкивать к правильному выбору. А так же раскрывать перед ним полное содержание и затем вместе переходить на новый уровень следующего этапа развития. От способности прогнозирования и прагматики зависит выбор той или иной стратегической траектории и методики обучения в сегодняшней высшей школе и на сегодняшнем уроке.
Основной целью служит в развитие индивидуальных способностей каждого учащегося – это совокупность действенности системы обучения, которая развивается в зависимости от каждого индивидуума в соответствии с его личными способностями. Методами могут служить опять же глубокие диалоги, охватывающие не только настоящее состояние участников, но и их прошлое, и будущее, их жизненный опыт. Через этот диалог происходит взаимообогащение мира обучающегося и преподавателя и обмен энергией.
Наделение знаниями ученика – это особый процесс, открывающий широкое безграничное пространство мира для дальнейшего развития каждой активной и творческой личности, которая, в последствии, наделена способностью вести самостоятельный результативный поиск информации, делать собственные научные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в самостоятельном поиске, в ходе исследований мышление учащегося развивается в правильном русле, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда и любопытства. Такое обучение характерно для творческого метода усвоения знаний, исходя из личностного этапа развития каждого индивидуума. Исследование учебной практики позволяет понять , что обучение для учащегося заложено в базе его постоянного развития. Необходимо делать опорой при любом методе обучения в большинстве случаев, на те мыслительные процессы учащегося, которые уже были развиты, и активизировать те, которые находятся в процессе зарождения.
Одним из важнейших условий, которые необходимо применять в педагогической деятельности – это организация процесса учебного поиска на занятии и последовательное развитие самостоятельности. Это послужит хорошей подготовкой личности к продолжению образования, к жизни в обществе, эффективной адаптации и социализации, творческого самопроявления личности.
Педагогическая философия деятельности, на мой взгляд требует, рационального и грамотного отбора содержания и структуры каждого занятия, соответствия применяемых методов и приемов самостоятельной поисковой и исследовательской работы, а так же поставленным целям и задачам. Правильное сочетание содержания образования, известных и используемых методик, приемов и форм организации познавательной деятельности при наличии к этому творческого подхода преподавателя – вот главные условия для активного саморазвития учащихся.
Современная философия образовательного процесса требует, чтобы учащийся получил в ходе обучения не только основные общепринятые знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил концепцию, собственного восприятия мира, как «умение жить в современном изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, смыслы, традиции, миропонимание. Необходимо чтоб все это пересекалось в совокупности и с человеческими высшими качествами, такими как любовь, уважение, признательность, благодарность. То есть целью воспитания служит взращивание современного сознания, которое позволит жить, бороться и развиваться только в лучших направлениях окружающего нас мира.
Я рассматриваю собственную миссию, как педагога в том, чтобы приложить максимум усилий в воспитательном процессе свободы личности учащегося, а так же постараться сформировать и соединить это с индивидуальной картиной мира, со своим личным пониманием, не исключая ответственности перед ним. Пожалуй, это и есть основа моей педагогической философии.
Лебедева Ольга Владимировна. ГБОУ СПО ВО "Ковровский техникум сервиса и технологий", г.Ковров