Проф-обр.рфФорум ПрофобразованиеПрофконкурс.рф
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
Интернет-издание
Последние темы
Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального))
авторMick Ср 17 Янв 2024, 10:05

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\х
авторВиктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52

Демоэкзамен
авторRino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48

КТП по материаловедению для МЖКХ
авторАн Ср 13 Янв 2021, 14:59

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
авторНата/П Пт 18 Дек 2020, 14:26

С Днём рождения Нина Станиславовна!
авторАлександр Ср 12 Авг 2020, 10:36

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования
авторluna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00

Форумчане, мы еще функционируем???
авторАлександр Пт 17 Апр 2020, 09:55

Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторы
авторxela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39

Сотрудничество
авторНаталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29

С Днем Рождения, Александр Алексеевич!
авторАлександр Ср 21 Авг 2019, 08:34

Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельности
авторt_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52

Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"
авторТатьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07

Презентации по профессии "Электромонтер"
авторКарелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57

С Новым 2019 годом!
авторАлекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12

Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"
авторВиктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47

Так что же изменилось, и что делать
авторВячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУ
авторxela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!
авторОльга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппарата
авторNinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультации
авторАлексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09

Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективы
авторVladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41

Размышление о нравственности.
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19

Подросток и взрослые
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11

ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"
авторVladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55

С Днём Пограничника 28 мая
авторVladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18

Кабинет электротехники и электроники
авторИринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06

Повышение квалификации по ТОП-50
авторdajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51

Алгоритмы
авторВячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!
авторАлексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
авторАлександр Ср 09 Май 2018, 21:55

Опять реформы?
авторВячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26

Новый подход к организации профессионального образования
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20

Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05

Нынешние проблемы образования - будущие беды государства
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок

J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Методическая разработка урока литературы

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
taliza

taliza

Женщина Имя : Любовь
Отчество : Алексеевна
Сообщения : 2
Рейтинг : 6
Репутация : 0
На форуме с На форуме с : 2013-04-12
Откуда : Самара


Поделиться ссылкой

Методическая разработка урока литературы Empty
СообщениеТема: Методическая разработка урока литературы   Методическая разработка урока литературы Contro11Чт 05 Сен 2013, 15:48

1
1. Методическая разработка урока  Тема "Рассказ А.П. Чехова "Ионыч" и русская действительность конца 19 века"
2. Тализа Любовь Алексеевна
3.ГБОУ СПО Сергиевский губернский техникум
4.  Введение
А.П. Чехов, перенесший нелегкое детство, тяготы ранней трудовой жизни, выросший и ставший художником в эпоху безвременья, Чехов , пораженный безжалостной болезнью, встает пред нами ив жизни и в творчестве как человек удивительно гармоничный, наделенный несокрушимым нравственным здоровьем, благородной сдержанностью, прозорливой чуткостью ко всему прекрасному в жизни и бесстрашной ненавистью к подлости и пошлости. Нас, прежде всего, привлекает в Чехове его активная доброта, мудрый юмор, нравственное влияние на окружающих, его ненависть к пошлости, фальши, бездуховности. Изучение творчества Чехова дает богатейший материал для нравственного воспитания учащихся, заставляет задуматься о смысле жизни, учит человечности и непримиримости к равнодушию и пошлости.
На изучение творчества Чехова программа отводит 8 часов. Из них 1 час необходимо отвести на изучение темы «Формирование Чехова – человека и писателя», где важно заинтересовать учащихся личностью писателя, его человеколюбием, удивительным обаянием, мудрым юмором. Для этого на уроке желательно больше остановиться на воспоминаниях современников о Чехове (Бунина, Горького, Марии Павловны Чеховой и др.)
Сама личность писателя, его образ жизни и духовный облик воспитывает учащихся.
Чехов – мастер короткого рассказа. На материале рассказов Чехова («Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Попрыгунья», «Тоска» и.др.) важно показать чеховский гуманизм, проникновенный анализ человеческих характеров и отношений, дать понять о подтексте, глубине и масштабности, социальных обобщений в рассказах, показать художественное мастерство Чехова – новеллиста. Важно подчеркнуть злободневность рассказов Чехова и в наши дни.
Второй урок – рассказ Чехова «Ионыч» и русская действительность 19 века. Можно этот урок провести как урок – диспут, так как тема духовного падения человека, его морального обнищания и в наши дни звучит очень остро. Такой урок особенно действует на мысли и чувства учащихся, воспитывает их.


Тема: Рассказ «Ионыч» и русская действительность конца 19 века.
Цели урока:
1. Проследить историю духовной деградации Дмитрия Старцева
2. Выяснить причины ренегатства Старцева
3. Сопоставить эту проблему с общественной жизнью конца 19 века в России и нашим временем
4. Призвать учащихся задуматься о смысле жизни, человеческом равнодушии и бездуховности.
Развивающие:
1. Развивать умение обосновывать свою точку зрения
2. Формировать исследовательские навыки
Воспитательные
1. Воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи
2. Формировать умение работать в коллективе
Здоровьесберегающие
1. Предупреждать переутомление путем смены деятельности

Оборудование: иллюстрации к рассказу, тексты рассказа, плакат с эпиграфом урока.
Метод объяснение нового материала : собеседование

Ход урока.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
На дом учащимся давалось задание прочитать рассказ А.П. Чехова «Ионыч» и проследить как меняется Старцев в продолжении своего рассказа
Сообщение темы и цели урока.
Запись на доске и в тетрадях: Рассказ «Ионыч» и русская действительность конца 19 века»
Вопрос к группе: Вы прочитали рассказ Чехова «Ионыч». Почему писатель делит короткий рассказ на главки?
Ответ: Показать ступенчатость изменения Старцева.
Вопрос к группе: Докажите, что Дмитрий Ионыч Старцев постепенно приходит к упадку (Запись на доске)
Задание по рядам: выписать по главам детали, показывающие отношение Старцева, его внешность, отношение к людям, его чувства, мысли.
1 ряд – из 1 главы
2 ряд – из 2 и 3 главы
3 ряд – из 4 и 5 главы

Кроме того, 2 учащихся получают задания по карточкам:
1. Сравнить 2 иллюстрации к рассказу «Ионыч». Как художник показал перемену, превращение Старцева в Ионыча.
2. Что вы можете сказать о жителях города С.? Об их духовной жизни. Подтвердите свои выводы примерами из текста.
После письменной работы вопрос к группе:
1. Как Чехов показывает превращение Старцева в Ионыча? (чтение выписанного в тетради по главам)
2. Как художник показал это превращение?
3. Сравните Старцева и жителей города С. Кто из них был духовно богаче?

3. Новый материал.
Почему же умный, образованный человек, который гораздо выше стоит по своему духовному развитию жителей города С. Так быстро деградирует и за какие-то 8-10 лет становится хуже этих жителей, пошлым, бездушным существом?

Словарь (запись в тетрадях на доске)
Деградация – постепенное ухудшение, упадок.
Ренегат – человек, изменивший своими убеждениями, перешедший в лагерь противника.
Учащиеся высказывают свои мнения и подтверждают текстом. Причины деградации Старцева. Затем делается вывод и записывается на доске и в тетрадях.
Причины деградации:
1. Отсутствие активной борьбы с пошлостью
2. Отход от театра, склонность к игре в карты, к деньгам
3. Неустойчивость мыслей, чувств
4. Недостаточная чуткость души.

Почему же Чехов, живший в тоже время, доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья» остались людьми, а доктор Старе превратился в Ионыча? )( причины те же)
- Можно ли назвать Старцева ренегатом – человеком, изменившим своим взглядам и перешедшим в лагерь противника? Почему?
Ответ: Утратил человеколюбие, поэтому не пугает обывателей, напротив, вызывает преклонение их перед ним.
- Были ли до Старцева в литературе примеры подобного ренегатства?
- Вспомните Плюшкина. Что его роднит со Старцевым?

Почему на рубеже 80-90-х годов Чехов обратился вновь к этой проблеме? (Сообщение учащегося, заранее подготовившегося дома к этому вопросу. Учащийся сопоставляет рассказ Чехова и статью «Карьера» подчеркивает сходство судеб Ионыча и Суровина. Делается вывод о типичности этой истории).

4. Закрепление. Вывод.
Имеет ли место в наше время примеры подобной деградации? Приведите примеры из жизни и из литературы
Чему учит рассказ А.П. Чехова «Ионыч»? (учит различать идейную и нравственную деградацию в самых обычных человеческих судьбах, пробуждает отвращение к духовному отступничеству, будит общественную активность).
Закончить урок можно словами эпиграфа урока «Чтобы жить честно…, а спокойствие – душевная подлость» (Л.Толстой). Эти 2 писателя как бы перекликаются, каждый по своему, но приходят к общему выводу, призывают и нас к человечности и непримиримости к пошлости, бездуховности.
5. Задание на дом:
1. Составить сложный план к теме «Что погубило доктора Старцева?»
Прочитать пьесу «Вишневый сад»
6. Подведение итогов урока и комментирование оценок учащимися за работу на уроке.


Урок – диспут по рассказу А.П. Чехова «Оиныч»
1. Тема урока «Ох, не надо бы полнеть!»
2. Цели урока:
- актуализовать знания и приемы, полученные ранее;
- учить мыслить диалектически;
- учить вчитываться в художественный текст, пытаясь уловить оттенки авторской интонации
3. Задачи урока:
Развивающие
- развивать умение обосновывать свою точку зрения;
- формировать исследовательские навыки;
- развивать образное мышление
Воспитательные
- воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
- формировать у учащихся терпимость к чужому мнению.
Здоровьесберегающие:
- предупреждать переутомление путем смены деятельности

В каждом человеке живут два стремления
Стремление – быть лучше и
Стремление – жить лучше
М.Горький

Урок наш необычный. Подумаем, возможно поспорим почему «не надо бы полнеть», какое из двух стремлений лучше: жить лучше или быть лучше.

Правила диспута преподаватель читает плакат). Высказываемся откровенно, но обязательно с фактами. Ваше высказывание должно строиться: я так думаю, что… потому что, во первых, … Вот поэтому».
Итак перед нами Ионыч.
1. Плохо или хорошо быт Ионычем? (учащиеся высказывают свои мнения), (Ионычу скучно жить, он сам об этом говорит (цитата из текста) у него есть деньги, дом, работа, но нет семьи, нет цели в жизни).
2. Дополнительно: Счастлив ли он? Полезен Ионыч или вреден для общества? (полезен: он работает…) ( вреден: работает он халатно, к людям равнодушен, а равнодушие хуже преступления, вот они равнодушные, социально пассивные) (Из статьи о мещанстве, из рассказа Бакланова, цитата Ясинского).
3. Кто же Ионыч? Можно ли его назвать мещанином? Что за человек мещанин? (из статьи).
Преподаватель открывает одну сторону доски. Отношение к труду, к людям, к действительности, к собственности, поэзия в жизни:
- хоть как, лишь бы заработать
- признать тех, кто полезен
- позиция зрителя, равнодушного
- на месте сердца гривенник, а весь мозг кипит жаждой наживы
- приспособиться.
Сначала учащиеся высказывают свои мнения. Затем открывается правая половина. Учащиеся делают вывод: мещанин ли Ионыч.
4. Почему же Старцев стал Ионычем – мещанином? (Среда недостаточная принципиальность, недостаточная чуткость, недостаточная ответственность и чувство долга – отсюда смена интересов. Изменение цели в жизни, страсть к наживе, бездуховность).
5. С кем из героев литературы второй половины 19 века можно сравнить Дмитрия Старцева? (можно провести параллель с И.И. Обломовым)
В чем отличие в судьбе героев? (у Обломова среда не отняла золотое сердце, а Старцева пошлость атакует как «извне», так и «изнутри».
Каков итог духовного развития Дмитрия Старцева? (душевный паралич объединяется с энергией приобретательства; см. «развлечения» Ионыча)
Каково авторское отношение к герою? (Чехов не дает прямых оценок, но суд над жизнью перерастает в суд над героем).
6. Что же нужно человеку, чтобы не быть Ионычем? Послушайте отрывок из рассказа Шукшина «В профиль и анфас» (чтение в лицах).
Ответ: Сам Чехов дает ответ на этот вопрос в рассказе «Попрыгунья»… образом доктора Дымова.

Подведение итогов: Итак, сегодня мы вели большой разговор о том,почему «не надо полнеть», обрастать духовным жиром, почсему стремление быть лучше должно быть главным в человеке, иначе он неизбежно превратиться в мещанина, проделает тот же путь, что и доктор Старцев. Чехов, как врач, исследовал в рассказе причины болезни мещанства. И нам понятней стал и сам Чехов, да и на себя он заставил взглянуть иначе. В заключении послушайте стихотворение Е. Витнокурова: «Есть люди не тщеславные по природе…», и какой путь вы выберите, уже сейчас нужно смотреть на себя со стороны.
4. Обобщение и выставление оценок
5. Домашнее задание (письменно). Почему Старцев превратился в Ионыча. Использовать слова: среда, принципиальность, чуткость, ответственность, социальная пассивность, чувство долга, бездуховность, страсть к наживе.


5. 1. Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов / Составление, комментарии Л. А. Сугай. М. : Рипол-Классик, 2000.
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Методическая разработка урока литературы

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

-
» Методическая разработка урока литературы "Талант любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"
» Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н.
» Методическая разработка интегрированного урока
» Методическая разработка мультимедийного урока.
» Методическая разработка инновационного урока профессия "Повар"
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование ::  КАБИНЕТ УЧАСТНИКОВ СООБЩЕСТВА :: Образовательные ресурсы участников :: Публикации, статьи, доклады.-
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна