Эссе
«Моя педагогическая философия»
Роль английского языка в моей жизни.
Я – учитель английского языка. Моя педагогическая философия…! Как сложно размышлять о своей педагогической философии. Как сложно отделить педагогическую философию от философии жизни вообще. Все из моей жизни я переношу в профессию. Ведь учитель – это и мама, и друг, и наставник, и психолог, и артист, и оратор, и врач…
Быть учителем сегодня - великая ответственность. Всё начинается со школы, а в школе - с учителя. В школе ребенок становится более образованным и просвещенным, более духовным, более нравственным и, самое главное, учится жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, то есть - учится быть счастливым! Я считаю, что главная задача педагогов на всех ступенях образования – научить детей учиться. "Век живи, век учись!" - эта старая поговорка как никогда актуальна в наше непростое время. Современный учитель находится постоянно в творческом поиске. И я, как педагог, стараюсь быть современной.
Анализируя профессиональный путь, который мне пришлось пройти за период работы , я понимаю, что, несмотря на достаточно хорошее образование, многому мне пришлось учиться, непосредственно работая в школе. В большей степени это относится к методике преподавания иностранного языка. Уже с первых лет работы в школе я поняла, что мои хорошие коммуникативные навыки иноязычной речи не в состоянии обеспечить эффективный учебный процесс. Одно дело – знать и уметь самой, и совсем другое – научить этому детей.
На своих уроках стараюсь поддерживать интерес учащихся к изучению английского языка, даю им возможность сопоставить свой жизненный опыт с аналогичным опытом их сверстников из зарубежных стран, прививаю интерес к мировой культуре. Читая и обсуждая прочитанное, учу уметь находить большой смысл даже в малом. Именно такой подход, на мой взгляд, способствует становлению творческой личности, стремящейся к знаниям. Только знание и умение их «добывать», то есть умение учиться делают человека успешным!
Моя педагогическая философия – видеть и уважать в ученике личность, стремящуюся к познанию и творчеству.
Желание добросовестно выполнять свои педагогические обязанности, постоянное стремление в своей работе на конечный результат. Меня как учителя волнуют вопросы развития и совершенствования моего педагогического мастерства. Я постоянно совершенствую педагогическое мастерство и изучаю новую методику преподавания и современные педагогические технологии. Ищу пути творческого взаимодействия учителя и учащихся на уроке, стараюсь организовать их учебный труд увлекательно и интересно.
В моем багаже есть мудрость английской философии: «Познавая себя, стремись стать лучше, интереснее». Мое педагогическое кредо: «Любое дело творчески, а иначе зачем?»
Главное в работе, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них. Быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Их радостное, коротенькое приветствие «Hello! пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы они «зажигались» и становились всё сильнее и ярче.
Продолжая свою педагогическую деятельность, я поняла, что на одинаковом уровне всех учащихся обучать невозможно, так как дети различаются умственными способностями, уровнем работоспособности и уровнем восприятия учебного материала, в целом каждый имеет свои психологические особенности. Я сделала вывод, что дойти до сознания каждого ученика можно осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Поэтому, изучив литературу, стараюсь применять на практике полученные знания. Даю каждому ученику задания в соответствии с реальными учебными возможностями. Это повышает интерес к учебной деятельности, к предмету.
Моя педагогическая задача – не передача готовых знаний, а создание такой проблемной ситуации, которая помогла бы самостоятельному движению ребенка в учебном пространстве. Я считаю, что учитель в процессе обучения указывает направление, но идти, осилить дорогу ученик должен сам. Ребенка нельзя лишать права думать самостоятельно.
Я понимаю, что мои сегодняшние ученики – это будущее России. Они должны быть и «конкурентоспособными», и «компетентными», и «мобильными, и «креативными».
Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным филологом, кто-то, путешествуя по миру, будет удивлять окружающих великолепным разговорным английским, кто-то будет хорошим отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым человеком. И очень надеюсь: среди них будут прекрасные учителя!