«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно…»
А.С. Макаренко
У каждого человека есть врожденная способность выражать свой внутренний мир. Ведь выражать свой внутренний мир- это естественная потребность человечества. Вопрос лишь в том, как мы его выражаем. А это уже зависит от нашего уровня сознания и внутренней культуры.
Каждый человек, так или иначе, ведет за собой пристальное наблюдение, чтобы понять, какой он, чем отличается от других. Познать и понять себя - естественное желание человека. Познать себя – это проникнуть в таинство своей судьбы, своих возможностей. Жизнь ставит перед нами сложные задачи, и чтобы принять правильные решения, мы опираемся на те качества, которыми обладаем. В личности заложено много задатков, которые нужно развивать. Эти задатки не остаются неизменными. Жизнь меняется, меняемся и мы. Но, изменяясь, мы далеко не все осознаем из того, что с нами происходит. Именно поэтому вопросы "почему так?" и "что делать?" преследуют нас всю жизнь.
***
Однажды, в бескрайних степных просторах появилась на свет маленькая Лужица. Она образовалась весной, когда в степи шли дожди, и благодарная Земля, впитывая в себя животворящую целительную влагу, давала жизнь всему вокруг. Вся степь в это время покрылась прекрасным ковром изумрудной травы и запестрела разноцветьем маков, васильков, тюльпанов. Всё в природе цвело и радовалось жизни. И наша Лужица тоже радовалась и с восторгом дарила капельки своей влаги всему, что её окружало. Она чувствовала себя нужной и была счастлива этим. Но как скоротечно время. Подошла к концу весна, приблизилось лето. Прекратились дожди, солнце всё жарче и жарче припекало землю, и степь стала высыхать. Поблекли травы, завяли и исчезли цветы, ручейки и лужи, образовавшиеся в результате дождей, постепенно испарялись. И только наша маленькая Лужица ещё жила, и вокруг неё оставалась ещё небольшая зелёная лужайка.
В один из жарких летних дней к Лужице приблизился Человек. Он шёл издалека, жажда томила его, на пути ему давно не встречалось чистой прохладной воды, и потому он очень удивился и обрадовался маленькой Лужице. Припав губами к кристальной поверхности, он с наслаждением пил прохладную воду, благодаря судьбу, за великолепный подарок. Утолив жажду и отдохнув после долгого пути, Человек вдруг заметил, что то, что казалось ему прекрасным оазисом, на самом деле лишь небольшой зелёный островок в бескрайней сухой степи. Сердце его заныло от разочарования. «Я думал, что ты – начало прекрасного сада, наполненного прохладой. Я думал, что ты – неиссякаемый источник Жизни, который я так давно искал. А ты – лишь Иллюзия! Ты скоро высохнешь под нещадно палящими лучами солнца и исчезнешь, так же как исчезли питающие тебя дожди!»- с горечью проговорил он, обращаясь к Лужице – «Но я всё же благодарен тебе за минуты отдыха и несколько глотков твоей кристальной воды, вернувшей мне силы. Теперь я могу идти дальше, в поисках своей мечты». И он ушёл…
А Лужица?... Ей было очень горько и обидно…Она вдруг ощутила свою ничтожность и мелкость. Да, её вода, конечно чистая и свежая, но её так мало и, разве сможет она, маленькая слабая Лужица уберечься от таких сильных и жарких лучей солнца. Конечно же, нет! И Лужица стала ждать своего конца, наблюдая и отмечая, как с каждым днём она становится всё мельче и мельче (так ей стало казаться).
А время шло, лето было в самом разгаре, жара стояла изнуряющая, и весь степной народ стремился находиться поближе к воде. И потому, вокруг нашей Лужицы всегда кипела жизнь. Приходили на водопой мелкие зверюшки, насекомые залетали посидеть в тени росшей вокруг травки и кустиков. Никому не отказывала Лужица. Всем дарила свою кристальную воду. «Пока есть во мне хоть одна капелька, я буду помогать тем, кому это необходимо» - решила она для себя. Но вот что удивительно – сколько бы не отдавала она воды, количество её в Лужице не уменьшалось. Наоборот, она постепенно набиралась и наполнялась всё больше и больше. Вокруг неё всегда зеленела трава, рос кустарник, и даже проросли первые деревца из семян, занесённых как-то ветром или птицами. И удивлённая тем, что с ней происходит, помня пророчество Человека, Лужица решила заглянуть вглубь себя, чтобы узнать, что же питает её. Каково же было её удивление и радость, когда она обнаружила, что давали ей жизнь вовсе не мимолётные дожди, а неиссякаемый источник, проложивший себе дорогу наверх из самых глубин Матушки Земли. И что маленькое сердце Лужицы бьётся вместе с великим земным сердцем. И с каждым толчком этого единого сердца всё существо Лужицы наполняется новой волной волшебной, кристально- чистой воды, питающей саму Лужицу и всё, что окружает её. Открыв эту тайну своего рождения, Лужица была несказанно счастлива.
А Человек?...
Пройдя длинный путь бесплодных исканий, разочаровавшийся и отчаявшийся, возвращался он той же дорогой. И вдруг, его взору открылся прекрасный оазис с мягким ковром изумрудной травы, молодыми деревцами, шелестящими листвой и манящими уставшего путника укрыться и отдохнуть в своей тени, и чудесным маленьким Озерцом, наполненным кристально-чистой прозрачной водой, дающей жизнь всему окружающему его великолепию.
«Опять мираж? Иллюзия?» - подумал Человек, - «Здесь ведь была лишь маленькая Лужица… Хотя, какое это имеет значение, главное – это возможность утолить жажду и отдохнуть…»
И, припав губами к живительному источнику, он почувствовал, как с каждым глотком покидают его усталость, разочарование и горечь, уступая место растекающейся по телу и наполняющей каждую его клеточку исцеляющей силе радости, любви и благодарности. Легко и свободно раскинувшись, лежал он на душистом ковре нежной травы, устремив взгляд в бескрайнее небо, слушая тихое журчание воды в озере, согреваясь теплом, идущим от земли.
На его душе было хорошо и спокойно. Он, наконец, был Дома.
Для каждой профессии существует некий минимально необходимый уровень способностей, позволяющий выполнять должностные обязанности. Достижение высокого профессионального уровня зависит от личностных качеств, мотивации и системы ценностей. Быть успешным профессионалом- это когда свои силы, знания, приобретённые из года в год, направляешь на развитие каждого ребёнка. Стараешься быть для него добрым предсказателем судьбы. Очень хочется верить, что моя профессия поможет многим детям стать более уверенными в себе, гармоничными и счастливыми. Надеюсь встречаться с детьми с большой радостью, чтобы в конце рабочего дня снова захотеть вернуться к ним, это и будет залогом моего профессионального мастерства. Для меня психология - это не только работа, но и жизнь, не только профессиональная реализация и карьерный рост, но и путь саморазвития, создания себя, работы с миром, процесс познания других людей, а так же Творчество с большой буквы. Я творю себя и свою судьбу и пытаюсь научить этому других, чтобы человек после тренинга или консультации мог сам, опираясь на самого себя, строить свою жизнь, решать проблемы иметь доступ к своим творческим, ресурсным состояниям. Ведь именно «творчество помогает понять идею самого себя». Обретённая психическая, творческая Сила сродни магической Силе: она даёт возможность осознать своё всемогущество и реализовывать его.
Пусть станет невозможное — возможным! Пусть станет близким то, что далеко ! И пусть все то, что было очень сложным, решается красиво и легко!
Автор неизвестен.
На сегодня имею три направления в своей профессиональной деятельности - это педагог-психолог, учитель начальной школы и логопед. Данное эссе я посвящая профессии, которой отдала 22 года и по сей день не жалею, что судьба дала мне возможность называться этим очень не простым, но замечательным словом «Учитель». Каждый день прихожу в школу и встречаюсь с самой большой ценностью на земле – с детьми. Врачам доверяют здоровье людей, а нам доверено в детях всё. Нужно приложить много усилий, чтобы дети чувствовали себя как цветы в саду. Ведь «Ребёнок – это цветок, который распускает свои лепестки тогда, когда ему комфортно и интересно, и вянет, когда ему не хватает теплоты».
Моя миссия, как педагога – создать такие условия, чтобы все были открыты навстречу новым идеям. В каждом ребёнке стремлюсь сформировать яркую, интересную личность и помочь ему раскрыть свой талант и стать успешным. От своих учащихся я жду не послушания, а открытий. Необходимо создать условия, при которых ученик испытывает череду эмоций. Каждый прожитый день должен оставлять массу впечатлений и позитивных эмоций. И девиз: Всегда, везде и всюду — хочу, могу и буду! сопровождает весь учебно-познавательный процесс, который постепенно трансформируется в привычку.
Каждый ученик должен проходить этот путь, но скорость движения по нему индивидуальна. Характер ученика, его привычки, жизненный опыт, полученные ранее умения и навыки - все влияет на процесс обучения. Моя задача – все это знать, понимать, чувствовать состояние ученика. От восторга до творчества – один шаг, но самый трудный. Пытаюсь донести до своих учеников, очень важную для меня, мысль: это осознание каждым человеком собственной значимости, неповторимости, уникальности. Только тот, кто испытал собственные «муки творчества», может по достоинству оценить авторские находки другого. Именно, созидатель, а не просто слушатель - тот, кто сам переживал радость творческих удач и открытий. Раскрытие индивидуальности через создание специальным образом организованной творческой среды – в этом я вижу цель своей педагогической деятельности. Педагог должен сегодня не просто учить способам познания и преобразования окружающего мира, но и, прежде всего, помочь ученику искать свою особенность, свой индивидуальный путь в культурном пространстве этого мира.
В своей работе я соблюдаю следующие педагогические заповеди:
1. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.
2. Быть справедливым и последовательным. Быть справедливым – это, значит, увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка.
3. Приучать ребенка мыслить самостоятельно.
4. Чаще улыбаться детям! Улыбка учителя создаёт общий благоприятный психологический настрой.
5. Проявлять неподдельный интерес к личности ребёнка. Воспринимать вопросы и высказывания ребенка всерьез.
Нет лучшей награды для меня, как педагога, улыбки, с которой ребята встречают меня на занятиях, радости в глазах детей, когда захожу в класс. Когда ученики благодарят за доброту, отзывчивость и мудрость…. Ради этого стоит быть Педагогом.