Проф-обр.рфФорум ПрофобразованиеПрофконкурс.рф
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
Интернет-издание
Последние темы
Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального))
авторMick Ср 17 Янв 2024, 10:05

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\х
авторВиктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52

Демоэкзамен
авторRino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48

КТП по материаловедению для МЖКХ
авторАн Ср 13 Янв 2021, 14:59

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
авторНата/П Пт 18 Дек 2020, 14:26

С Днём рождения Нина Станиславовна!
авторАлександр Ср 12 Авг 2020, 10:36

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования
авторluna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00

Форумчане, мы еще функционируем???
авторАлександр Пт 17 Апр 2020, 09:55

Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторы
авторxela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39

Сотрудничество
авторНаталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29

С Днем Рождения, Александр Алексеевич!
авторАлександр Ср 21 Авг 2019, 08:34

Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельности
авторt_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52

Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"
авторТатьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07

Презентации по профессии "Электромонтер"
авторКарелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57

С Новым 2019 годом!
авторАлекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12

Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"
авторВиктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47

Так что же изменилось, и что делать
авторВячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУ
авторxela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!
авторОльга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппарата
авторNinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультации
авторАлексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09

Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективы
авторVladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41

Размышление о нравственности.
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19

Подросток и взрослые
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11

ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"
авторVladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55

С Днём Пограничника 28 мая
авторVladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18

Кабинет электротехники и электроники
авторИринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06

Повышение квалификации по ТОП-50
авторdajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51

Алгоритмы
авторВячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!
авторАлексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
авторАлександр Ср 09 Май 2018, 21:55

Опять реформы?
авторВячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26

Новый подход к организации профессионального образования
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20

Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05

Нынешние проблемы образования - будущие беды государства
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок

J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Научно-исследовательская конференция "Шаг в будущее"

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
НАТАЛЕК

НАТАЛЕК

Женщина Имя : Наталья
Отчество : Сергеевна
Сообщения : 10
Рейтинг : 16
Репутация : 2
На форуме с На форуме с : 2012-06-14
Откуда : Когалым


Поделиться ссылкой

Научно-исследовательская конференция "Шаг в будущее" Empty
СообщениеТема: Научно-исследовательская конференция "Шаг в будущее"   Научно-исследовательская конференция "Шаг в будущее" Contro11Ср 14 Ноя 2012, 13:40

1
Бюджетное учреждение начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Когалымское профессиональное у
чилище»







Учебно-исследовательская работа на тему:

«ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ НОВОГО КОЛЛЕКТИВА»
[/center]








Подготовил: обучающийся I курса
группы №125
по профессии
«Оператор нефтяных
и газовых скважин»
Бызов Роман Саидович

Научные руководители: Иванова Н.С.,
преподаватель обществознания
Свищук Е.М.,
педагог - психолог





Когалым, 2011

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты феномена межличностных
отношений в современной науке
1.1 Общение как многоплановый процесс развития
межличностных отношений………………………………..5
1.2 Общение как обмен информацией……………………..6
1.3 Общение как межличностное взаимодействие………..7
1.4 Общение как понимание людьми друг друга………….9
1.5 Лидер как «значимый другой» в системе
межличностных отношений………………………………..10
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования межличностных отношений в ситуации развития нового коллектива
2.1Описание метода исследования. Характеристика
экспериментальной выборки……………………………… 14
2.2. Анализ результатов эксперимента…………………… 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………….. 18
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….19










ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
В современном обществе проблема межличностных отношений носит особенно актуальный характер. Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Ни какая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимания. Особо актуальна данная проблема в учреждении начального профессионального образования в силу того, что межличностные отношения первокурсников формируются в условиях объединения представителей нескольких школ, представляющих отдельную социальную среду и в период развития, часто именуемый психологами как «переходный», «трудный». Данные обстоятельства и обусловили выбор темы исследования и обозначили направление работы.
Объект нашего исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений в ситуации развития нового коллектива.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что новый коллектив (в нашем исследовании – учебная группа) будет успешно сформирован при правильной организации межличностных отношений, основанной на научном подходе под руководством грамотного лидера.
Цель нашего исследования: изучить проблему формирования межличностных отношений в ситуации развития нового коллектива, а именно, учебной группы.
Исходя из поставленной цели, мы определи следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты проблемы межличностных отношений в современной науке;
-провести экспериментальное исследование формирования межличностных отношений в новой учебной группе;
-опираясь на теоретические знания и выводы, полученные в ходе эксперимента, разработать пособие - руководство для лидеров новых учебных групп, с целью оказания помощи в оптимизации межличностных отношений и для результативности работы старосты в адаптационный период группы.
Наше исследование состоит из трёх этапов:
1.Теоретический этап - на данном этапе мы изучили исследования данной проблемы социологами и психологами и определили для себя основные теории феномена межличностных отношений.
2.Эксперементальный этап - для подтверждения результатов теоретического исследования и определения проблемы межличностных отношений в условиях формирования нового коллектива, мы провели социометрическое исследование на базе «Когалымского профессионального училища» в группе №125 по профессии «Операторы нефтяных и газовых скважин».
3.Практический этап - результаты исследования подтвердили актуальность изучаемой нами проблемы в учебном заведении. Более того, формирование продуктивных межличностных отношений в новой учебной группе в адаптационный период зависит от позиции лидера. Учитывая тот факт, что лидер группы первого курса так же находится ситуации социальной и профессиональной адаптации, считаем актуальным организацию методической помощи. Это послужило основанием для разработки методических рекомендаций для лидеров групп I курса, в нашем случае – это пособие – руководство «Лидер. От истоков к совершенству».Таким образом, учебно – исследовательская работа является обобщением теоретического и экспериментального опыта, представленного в практической деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
1.1 Общение как многоплановый процесс развития
межличностных отношений
Межличностные отношения выступают в качестве междисциплинарного предмета познания, к которому обращены многие науки: социология, психология, лингвистика (и в особенности психолингвистика), информатика, педагогика и др. Это в значительной степени объясняет многоплановый характер категории данного феномена.
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые являются предметом нашего изучения.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношений – это углубленное изучение различных социальных фактов.
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.
Итак, межличностное общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности (коммуникативная сторона общения).
Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен не только словами, но и действиями.
Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и, наконец, перцептивную (взаимовосприятие) .
1.2. Общение как обмен информацией
Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде всего является язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, то есть расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.
Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, то есть говорить на "одном языке". Очень трудно понять значение. В которое говорящий вкладывает свой личностный смысл, если для других общающихся родным является другой язык.
Значение – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение.
Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта.
1.3 Общение как межличностное взаимодействие
Вступая в межличностные отношения, люди ставят подсознательно перед собой цель оказать воздействие на другого человека.
Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей.
Общение имеет или, во всяком случае, предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Межличностные отношения представляют собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга .
Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей .
Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы.
Диапазон социальных норм чрезвычайно широк – от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, долга и патриотизма, до правил вежливости.
Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, "используемых" общающимися людьми. Под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам, положению в семье и т.д.).
Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения.
Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То или иное исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.
Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.
Нельзя представлять себе межличностные отношения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. Причиной возникновения конфликтов являются также непреодоленные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.
Помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют некоторый личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. .



1.4 Общение как понимание людьми друг друга
За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект – осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников.
Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. "При общении Вы, прежде всего, ищите в человеке душу, его внутренний мир", – писал К.С.Станиславский .
Однако эта реконструкция внутреннего мира другого человека задача весьма сложная. Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими коммуникативные средства, и ему приходится проделать определенную работу для того, чтобы, опираясь на эти данные, понять, что представляют собой люди, с которыми он вступил в общение, сделать заключение об их способностях, мыслях, намерениях и т.д.
Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности "прочтения" их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.
Если бы каждый человек всегда располагал полной, научно обоснованной информацией о людях, с которыми он вступил в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними с безошибочной точностью. Однако в повседневной жизни субъект, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения называется каузальной атрибуцией.
Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно – либо на основе идентификации с другим человеком, то есть при приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.
Стереотип здесь – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.п.
Проблемы коммуникативной деятельности межличностного взаимодействия и восприятия человека человеком исследуются главным образом социальной психологией.
1.5Лидер как "Значимый другой"
в системе межличностных отношений
Взаимодействие людей может быть эффективным лишь в том случае, если его участники являются взаимно значимыми. Безразличие и слепота к индивидуальным особенностям и запросам партнера, игнорирование его внутреннего мира, оценок, позиции искажают результат взаимовлияния, тормозят, а порой и парализуют само взаимодействие. Именно поэтому в современной психологии с особой остротой встает проблема "значимого другого" или проблема лидерства.
Если обратиться к истории вопроса, то нетрудно выстроить развернутую во времени цепочку нарастания заинтересованности проблематикой значимых отношений, первые знания о которой на десятилетия предваряют 30-е годы нашего столетия, когда во многом усилиями американского ученого Г.Салливана в психологическом лексиконе прочно утвердилось понятие "значимый другой". Изучением этой проблемы занимались такие У.Джеймс, Ч.Кули, Г.Салливан, Г.Хайман и с момента 30-40-х годов, она (проблема) стала одной из ключевых в социальной психологии и особо актуальна в настоящее время .
И на настоящий момент проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии и социологии.
В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой.
Лидер призван стимулировать группу, нацеливать ее на решении определенных задач, заботиться о средствах, при которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что дает право при рассмотрении проблемы описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. От того, как реализуются действительные возможности лидера во многом зависит уровень развития малой группы.
Таким образом, теоретическое изучение проблемы межличностного общения в современной науке позволило нам сделать следующие выводы:
1. Межличностные отношения строятся в процессе общения.
2. Общение – это в первую очередь обмен информацией. Поэтому очень важно, как воспринимается язык говорящего другими.
3. Общение – это способ взаимодействия, основанный на определённых целях и установках. Поэтому очень важным фактором в формировании межличностных отношений в новой учебной группе является правильно выстроенная иерархия связей, подчинений и соподчинений.
4. Общение – это, прежде всего, способ понять друг друга. Поэтому нельзя не учитывать его перцептивную сторону, т. е восприятие субъектов общения друг другом, принимая возможные установки, стереотипы поведения и, как следствие, возможную каузальную атрибуцию.
5. В формировании межличностных отношений в малой группе ключевой фигурой является лидер – «значимый другой», социальная и психологическая грамотность которого является залогом правильного руководства, обеспечивающим слаженную работу коллектива.
Сделанные на основе теоретических знаний выводы, позволяют нам подтвердить выдвинутое нами предположение о том, что, учитывая все аспекты, составляющие процесс общения, грамотному лидеру возможно построить максимально адаптивные и продуктивные межличностные отношения в группе, что будет являться фактором развития коллектива и отдельных личностей.


























ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ НОВОГО КОЛЛЕКТИВА
1.1 Описание метода исследования.
Характеристика экспериментальной выборки
Имея определённую теоретическую базу знаний по изучаемой проблеме, мы провели эмпирическое исследование на базе «Когалымского профессионального училища».
Экспериментальная группа обучающихся 1 курса в количестве 25 юношей. Средний возраст обучающихся – 16-17 лет. Группа является новым учебным коллективом, в который пришли обучающиеся из 6 школ города Когалыма. В коллективе обучаются юноши 7 национальностей.
Таким образом, главным интересом, а также, естественным препятствием в установлении межличностных отношений является то, что респонденты ранее находились в разной социальной среде, что предполагает возможное образование в коллективе микрогрупп по «школьной принадлежности» и социо – культурному и национальному фактору. Объединяющим групповым фактом является профессиональная мотивация. Однако, на адаптационном этапе развития группы, мотивация в большей мере характеризуется внешней составляющей – только интересом и носит поверхностный характер.
В своем исследовании мы использовали метод социометрических измерений. Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем: После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы, в нашем случае – это вышеизложенные предположения. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора: раскрыть свои симпатии и антипатии ответив на 2 противоположных вопроса, поставивших респондентов в ситуацию выбора. Обучающиеся должны были указать по три выбора (по степени актуальности) как отрицательных, так и положительных, указав фамилии членов группы. Таким образом, каждый член группы обязан отвечать на вопросы, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.
Итак, используя социометрическую методику, нам предстояло просмотреть процесс формирования межличностных отношений в ситуации развития новой группы.
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Результаты опроса показали следующую картину:
1. Группа на момент эксперимента все ещё является спонтанной, т.к. наблюдается 17 членов коллектива, имеющих все лишь по 1- 2 положительных выбора. Это та ситуация, когда «каждый сам по себе».
2. В группе наблюдается 1 микрогруппа, состоящая из 5 человек, которые обозначили себя взаимными положительными выборами. Более того, участники микрогруппы имеют по 2- 3 положительных выбора со стороны других респондентов и трое из них имеют по 4 отрицательных выбора. Данный факт может быть сигналом к тому, что группе возможно конфликтное взаимодействие, а так же не исключается позиция доминирования со стороны членов микрогруппы.
3. Отмечены два человека, занимающие позицию «белой вороны» - данные респонденты существуют автономно от группы.
4. Один обучающийся является не принятым - «отверженным».
Вывод: исследование на примере экспериментальной выборки, принимающей участие в социометрии, показало, что в адаптационный период группа нуждается в грамотном управлении, способствующем оптимизации процесса образования коллектива, объединённого социальной и профессиональной целью.
Таким образом, нами доказана актуальность научного подхода в организации лидерской деятельности, что послужило основанием для разработки методических рекомендаций в помощь лидеру группы. Пособие – руководство «Лидер. От истоков к совершенству», являющееся практическим результатом проведённой нами учебно – исследовательской работы представлено в приложении 1.










Заключение
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает обществознание и социальная психология.
Тема представленной нами учебно – исследовательской работы является отражением проблемы особенно актуальной в условиях обучения в образовательном учреждении начального профессионального образования по следующим критериям:
- обучающиеся первого курса находятся на этапе развития соответствующего так называемому «переходному возрасту», что предполагает определённые трудности и избирательность в общении;
- группа первокурсников как правило формируется из обучающихся разных школ города, представляющих свою сложившуюся социальную среду, и это может повлечь за собой определённые трудности в установлении межличностных отношений в адаптационный период;
- в указанный выше возрастной период очень важным является межличностное общение со сверстниками, поэтому правильная позиция лидера – сверстника (в нашем случае - старосты группы) является важным фактором в гармонизации развития нового учебного коллектива.
Наше исследование позволило рассмотреть теоретические аспекты феномена межличностных отношений, основанные на трудах современных социологов и психологов, которые были использованы нами при разработке методических рекомендаций. Результаты экспериментального исследования ещё раз подтвердили актуальность научного подхода в организации лидерской деятельности в малой учебной группе по формированию адаптивных и продуктивных межличностных отношений в ситуации развития коллектива, что полностью подтвердило гипотезу исследования. Обобщенным результатом нашей работы явилось практическое пособие.
Список источников
Литература
1. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 2007.
2. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 2007.
3. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 2002.
4. Радугин, А.А., Радугина, О.А. Социальная психология / А.А. Радугин, О.А. Радугина. – М.: Эксмо, 2006.
Журналы
1. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах / Я.Л. Коломинский. // Вопросы психологии. 2006.- №2, - С. 124.
2. Ломов Б.Ф. Общение: понятие, формы / Б.Ф. Ломов. // Психологический журнал. 2002. - №6. – С. 26-27.
Интернет - ресурсы
1. САЙТ: socialpsychology.ru











Приложение 1
Бюджетное учреждение начального профессионального образования «Когалымское профессиональное училище»





ЛИДЕР. ОТ ИСТОКОВ К СОВЕРШЕНСТВУ.
Методическое руководство в помощь лидерам учебных групп при организации внутригруппового взаимодействия












Когалым, 2011

Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом.
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.
1. Лидер выполняет функцию регулятора межличностных отношений в группе.
2. Лидер принимает решения, обобщая и участвуя в коллективном обсуждении, непосредственно во время возникновения проблемы.
3. Сфера деятельности лидера – малая группа, первичный коллектив. Следовательно, лидер – это субъект социальной деятельности группы, за которым общество признает право на специфическую роль в конструировании эмоциональных (экспрессивных) и деловых (инструментальных) взаимоотношений в обществе, в творческой интеграции общих усилий, в координации процессов соорганизации и совместного принятия решений.


Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров
Интеллектуальные способности Черты характера личности Приобретенные умения
• Ум и логика
• Рассудительность
• Проницательность
• Оригинальность
• Концептуальность
• Образованность
• Знание дела
• Речевая развитость
• Любопытство и познавательность
• Интуитивность
• Инициативность
• Гибкость
• Бдительность
• Созидательность и творчество
• Честность
• Личностная целостность
• Смелость
• Самоуверенность
• Уравновешенность
• Независимость
• Самостоятельность
• Амбициозность
• Потребность в достижениях
• Настойчивость и упорство
• Энергичность
• Властность
• Работоспособность
• Агрессивность
• Стремление к превосходству
• Обязательность
• Участливость • Умение заручаться поддержкой
• Умение кооперироваться
• Умение завоевывать популярность и престиж
• Такт и дипломатичность
• Умение брать на себя риск и ответственность
• Умение организовывать
• Умение убеждать
• Умение менять себя
• Умение быть надежным
• Умение шутить и понимать юмор
• Умение разбираться в людях








Концепции руководства
Критерий Авторитарный стиль Демократический стиль Пассивный стиль
Природа стиля Сосредоточие всей власти и ответственности в руках лидера


Прерогатива в установлении целей и выборе средств



Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидеров

Принятие решений раздельно по уровням на основе участия


Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/ организации
Представление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе
Сильные стороны Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера
Слабые стороны Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы Демократический стиль требует много времени Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства







Механизм выдвижения в позицию лидера
Ценностный обмен Межличностное Процесс лидерства
Взаимодействие

Психологически суть ценностного обмена состоит в следующем: ценностные характеристики индивидов (значимые свойства лидерства, направленность, умение, опыт и т.д.), актуализируемые ими в ходе групповой деятельности с пользой для других членов группы и группы в целом, как бы обмениваются на авторитет и признание (ключевые компоненты статуса лидерства) в группе, также являющиеся важными человеческими ценностями.
Очень важны при этом следующие факторы, являющиеся необходимыми и обязательными для лидерства:
1. Высокий уровень активности индивида по отношению к группе вообще.
2. Способность отражать групповые психологические образования (групповые нормы и ценности).
3. Восприятие членами группы лидера, как человека, способного повести за собой.
Следует отметить, что более высокий уровень участия и влияния, то есть более высокий ценностный вклад лидера в жизнедеятельность группы, обменивается на высокий статус в группе.
Зависимость ролевой дифференциации лидерства от уровня
развития группы
Стадии развития коллектива Стиль лидерства Доминирующий тип лидерства
Начало формирования коллектива Авторитарный Чаще инструментальный, или деловой
Сформированный коллектив Демократический Универсальный

Авторитарное управление группой может быть эффективным на начальном этапе развития коллектива. Однако, сформированный коллектив сможет гармонично существовать только в условиях демократии.
САМОАНАЛИЗ ЛИДЕРА ГРУППЫ
Итак, ты понял, что лидерство – это работа и, прежде всего работа над собой.
Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают человека в лидера.
Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед ней необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к лидеру.
В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный выбор (людей, проблем, первоочередных задач).
Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).
Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию.
Функции лидера:
Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций.
Назовем некоторые из них.
Административная функция. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не только в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.
Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов группы, притязаний возможно большего числа людей, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха.
Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.
Координационная функция - согласование действий и направлений деятельности. Лидер должен приводить их решения и выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.
Интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.
Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.
Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку жизнь - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как во всех сферах общественности. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами.

Методика самооценки лидерских качеств
Инструкция:
Если ты полностью согласен с привед
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Научно-исследовательская конференция "Шаг в будущее"

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

-
» Научно-исследовательская работа студентов
» Всероссийская научно-практическая конференция «Экология и охрана окружающей среды»
» III Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность в системе образования»
» Научно-практическая конференция "Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования"
» Всероссийская научно-практическая конференция «Система качества профессиональной образовательной организации: требования, стандарты, опыт работы»
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование ::  КАБИНЕТ УЧАСТНИКОВ СООБЩЕСТВА :: Образовательные ресурсы участников :: Публикации, статьи, доклады.-
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна