Проф-обр.рфФорум ПрофобразованиеПрофконкурс.рф
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
Интернет-издание
Последние темы
Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального))
авторMick Ср 17 Янв 2024, 10:05

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\х
авторВиктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52

Демоэкзамен
авторRino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48

КТП по материаловедению для МЖКХ
авторАн Ср 13 Янв 2021, 14:59

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
авторНата/П Пт 18 Дек 2020, 14:26

С Днём рождения Нина Станиславовна!
авторАлександр Ср 12 Авг 2020, 10:36

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования
авторluna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00

Форумчане, мы еще функционируем???
авторАлександр Пт 17 Апр 2020, 09:55

Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторы
авторxela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39

Сотрудничество
авторНаталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29

С Днем Рождения, Александр Алексеевич!
авторАлександр Ср 21 Авг 2019, 08:34

Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельности
авторt_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52

Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"
авторТатьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07

Презентации по профессии "Электромонтер"
авторКарелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57

С Новым 2019 годом!
авторАлекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12

Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"
авторВиктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47

Так что же изменилось, и что делать
авторВячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУ
авторxela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!
авторОльга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппарата
авторNinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультации
авторАлексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09

Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективы
авторVladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41

Размышление о нравственности.
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19

Подросток и взрослые
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11

ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"
авторVladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55

С Днём Пограничника 28 мая
авторVladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18

Кабинет электротехники и электроники
авторИринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06

Повышение квалификации по ТОП-50
авторdajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51

Алгоритмы
авторВячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!
авторАлексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
авторАлександр Ср 09 Май 2018, 21:55

Опять реформы?
авторВячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26

Новый подход к организации профессионального образования
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20

Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05

Нынешние проблемы образования - будущие беды государства
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок

J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Использование якутских орнаментов в традиционном рукоделии

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
ЭДИТА

ЭДИТА

Женщина Имя : Эдита
Отчество : Васильевна
Сообщения : 18
Рейтинг : 48
Репутация : 2
На форуме с На форуме с : 2012-04-27
Откуда : Республика Саха (Якутия) Намский улус с. Аппаны


Поделиться ссылкой

Использование якутских орнаментов в традиционном рукоделии Empty
СообщениеТема: Использование якутских орнаментов в традиционном рукоделии   Использование якутских орнаментов в традиционном рукоделии Contro11Ср 02 Май 2012, 03:20

1
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров
Республики Саха (Якутия)
Государственное образовательное учреждение «Профессиональный лицей №2»









Использование якутских орнаментов
в традиционном рукоделии



Выполнила: учащаяся группы
«Мастер производства молочной продукции»
Егорова Людмила
Руководитель: воспитатель общежития
Никифорова Э.В.





Графский берег – 2011
Использование якутских орнаментов в традиционном рукоделии
Егорова Людмила
Намский район, с. Графский берег
Государственное образовательное учреждение «Профессиональный лицей №2»
Группа «Мастер производства молочной продукции» 1 курс
Аннотация
Проект состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В первой главе приводится история вязания крючком. Во второй главе рассказывается об истории якутского орнаментального искусства, приводятся различные трактовки лировидного орнамента. В третьей главе приводятся технологии и этапы изготовления комплекта. Цели проекта: - разработать и изготовить современный вязаный комплект, используя элементы национального орнамента; - показать, что основные направления влияния традиционного национального костюма на моделирование современной одежды связаны с улучшением качества изготовления, обогащением и многообразием форм в дизайне современной модной одежды. Задачи: -Изучить литературу по истории и технологии вязания крючком; - -Изучить литературу по истории якутского орнаментального искусства; -выбрать орнамент для комплекта; - художественное конструирование современного комплекта с использованием якутского орнамента. Актуальность: Для современных дизайнеров обращение к традициям создания национального костюма становится источником вдохновения при моделировании современной модной одежды. Якутский национальный орнамент, развивавшийся на протяжении веков, отличается богатством и разнообразием этнических форм, обнаруживает глубинные связи с историей народа. Значимость богатства национального орнамента в разработке уникальных образцов одежды, сочетающих в себе современные модные направления с использованием элементов моделирования традиционного костюма неоценима. Методы исследования: предметно-аналитический, художественно-стилистический, типологический, методика художественного конструирования. Научная новизна: Разработана дизайн-программа на основе использования якутских национальных орнаментов в дизайн-проектировании современного вязаного комплекта. Вывод: Элементы традиционного костюма прекрасно уживаются с современным моделированием, обогащая изделие и делая его неповторимым.
Использование якутских орнаментов в традиционном рукоделии
Егорова Людмила
Намский район, с. Графский берег
Государственное образовательное учреждение «Профессиональный лицей №2»
Группа «Мастер производства молочной продукции» 1курс
План исследований
Проблема: Существуют разные мнения о возможности сочетания произведения народного искусства, каким является традиционный национальный костюм, с современными изделиями массового производства. Одни считают такое сочетание вообще невозможным: оно представляется им эклектичным. Другие, наоборот, полагают, что произведения народного искусства вполне могут уживаться с современным моделированием, обогащая его. Знакомство с творчеством дизайнеров современной одежды вносит ясность в вопрос: в наше время отмечается рост интереса специалистов к освоению национальной одежды, что позволяет им успешно развивать одно из перспективных направлений современного моделирования. Объект и предмет исследования: Объектом исследования выступает традиционная якутская одежда. Научный предмет исследования - использование принципов построения традиционной одежды в дизайн-проектировании современного комплекта. Гипотеза: - дизайн, как универсальное проектное средство, может способствовать решению этой проблемы, т.к. особенность дизайна заключается в том, что он предполагает не адаптацию существующих образцов, а разработку принципиально новых изделий, более эффективных с технологических и привлекательных с эстетических позиций. -элементы традиционного костюма могут прекрасно уживаться с современным моделированием, обогащая изделие и делая его неповторимым. Методы исследований: Проблематика исследования потребовала изучения культурологической, исторической, искусствоведческой литературы. При этом в собственно исследовательских целях необходимо было проследить историю вязания крючком, историю якутского орнаментального искусства, технологию вязания крючком, показать, что традиционный костюм является составной частью материальной и духовной культуры и отражает вековые представления народа саха об эстетическом идеале и нравственных установках. В основу исследования истории вязания крючком положены работы Терешкович Т.А., Максимовой Ю.С., Краузе А. Основой изучения культуры и искусства якутского народа явились труды Бориса Фёдоровича Неустроева – Мандар Уус, Тишиной Татьяны Петровны, Хабаровой Маргариты Валериановны, Заболоцкой Зинаиды Михайловны. В своей работе над проектом я использовала следующие методы исследования:
• предметно-аналитический метод применен для исследования иллюстративного материала;
• художественно-стилистический метод использован при анализе художественно-декоративного оформления традиционной якутской одежды;
• типологический метод применен при определении типов и видов орнаментов;
• методика художественного конструирования использована для художественного проектирования современного вязаного комплекта. Вязание крючком – вид рукоделия, зарождение и первые опыты которого теряются в глубинах истории. Период развития этого ремесла был, без сомнения, очень длительным. При всей недолговечности пряжи и трикотажа чудом дошедшие до наших дней старинные вязаные изделия и их изображения дают некоторое представление о древности промысла. Я составила условную хронологию развития вязания крючком:
• В одной из египетских пирамид было найдено изображение женщины, надевающей носки, датируемое историками 1900 г. до н. э.
• В застывшей лаве Помпеи был обнаружен отпечаток вязаного чулка, отнесённый археологами к 79 году нашей эры.
• Древнейшие находки вязаных изделий Нового Света (Перу) датируются III веком нашей эры. К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри.
• Древнейшие сохранившиеся экземпляры ручного вязания Старого Света и Востока датируются IV-V веками нашей эры и свидетельствуют о высокоразвитой технике вязания, составления узора и подборе цвета.
• Триумфальное шествие по Европе (прил. №1) трикотаж начинает примерно в IX век нашей эры. Мастера Испании в XVI веке достигли большого успеха в вязании шелковых чулок.
• В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе.
• В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века.
При изготовлении своего комплекта я соединила два вида декоративно-прикладных искусства – вязание крючком и вышивку якутского орнамента «Лира». Для этого я ознакомилась с литературой по истории якутских орнаментов. В работе Тишиной Татьяны Петровны говорится, что центральным мотивом группы орнаментов является процветшая лира (прил. №6), связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов исследователи связывают с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйиэхсит и Аан Алахчын. Последняя обитает в священном дереве Аал-Лук-Мас (древе жизни), которое является источником изобилия. В работах Хабаровой М.В. допускается возможность трактовки этого орнамента следующим образом: как стилизованное изображение коровьих рогов или следа от конского копыта. Известный модельер Августина Филиппова называет лиру кодом общения для всего человечества и считает, что она символизирует творческое начало. Исследователи считают допустимым неоднозначность трактовки лировидных изображений.
При выборе моделей были просмотрены журналы вязания, изучены схемы к моделям.
При выборе цвета пряжи проведено ознакомление с трудами по символике цвета. В выбранной мной основной пряже присутствуют три цвета: белый, розовый, сиреневый. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок». Символика цвета имеет давнюю историю.
Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость; сиреневый цвет - творческий потенциал, изобилие, радость, волшебство; розовый - любовь, романтика, начало любовных отношений. Таким образом, эти цвета присущи чистоте, любви, молодости, креативности.
В работе использовала акриловую пряжу. Акрил - это синтетическая пряжа, сырье для которой добывают из природного газа. Основными свойствами акриловой пряжи являются: прочность, термопластичность и светостойкость. Замечательная пряжа получается при смешивании акрила с шерстью или мохером. Теплые и удобные вещи из нее меньше сваливаются.
Технология конструирования комплекта Этапы конструирования платка
1. Конструирование (вязание) платка
2. Вышивание якутского орнамента «Лира»;
3. Отделка бусинками.
4. Отделка бахромой
Приёмы вязания, использованные при вязании платка:
1. Цепочка из воздушных петель
2. Столбик с накидом;
3. Соединительный столбик;
4. Изнаночный рельефный столбик с накидом
Этапы конструирования берета
1.Конструирование берета; 2.Вывязывание ушек; 3.Вышивание якутского орнамента «Лира»; 4.Отделка бусинками; 5. Отделка ушек кисточками; Приемы вязания, использованные при вязании берета 1. Цепочка из воздушных петель; 2. Столбик без накида; 3. Столбик с накидом; 4. Соединительный столбик;




















Оглавление
Введение___________________________________________________________________8
Глава 1. История вязания крючком_____________________________________________ 9
Глава 2. История якутского орнаментального искусства___________________________10
Глава 3. Алгоритм выполнения комплекта с использованием якутских национальных орнаментов_________________________________________________________________13
Заключение_________________________________________________________________15
Библиография_______________________________________________________________16
Приложения
























Использование якутских орнаментов в традиционном рукоделии
Егорова Людмила
Намский район, с. Графский берег
Государственное образовательное учреждение «Профессиональный лицей №2»
1 курс «Мастер производства молочной продукции»
Введение
«Истоки способностей и дарования детей
находятся на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Существуют разные мнения о возможности сочетания произведения народного искусства, каким является традиционный национальный костюм, с современными изделиями массового производства. Одни считают такое сочетание вообще невозможным: оно представляется им эклектичным. Другие, наоборот, полагают, что произведения народного искусства вполне могут уживаться с современным моделированием, обогащая его. Знакомство с творчеством дизайнеров современной одежды вносит ясность в вопрос: в наше время отмечается рост интереса специалистов к освоению национальной одежды, что позволяет им успешно развивать одно из перспективных направлений современного моделирования [1].
При изготовлении своего комплекта я соединила два вида декоративно-прикладных искусства – вязание крючком и вышивку якутских орнаментов. Для этого я ознакомилась с литературой по истории якутских орнаментов. Основой изучения культуры и искусства якутского народа явились труды Бориса Фёдоровича Неустроева – Мандар Уус, Тишиной Татьяны Петровны, Хабаровой Маргариты Валериановны, Заболоцкой Зинаиды Михайловны.
Для своего проекта я нашла в журнале замечательные схемы для выполнения платка и берета [3, 4]. Умение читать схемы в журналах (прил. № 5) даёт неограниченные возможности для вязания крючком.
Платок является идеальным дополнением к одежде, а если он еще и связан из шерстяных ниток, то прекрасно согреет вас холодным осенним вечером. Мода на ношение берета была всегда. Особенной популярностью этот вид аксессуара пользовался сначала в Европе, а сейчас берет носят во всем мире.
Первые навыки вязания крючком мне привила учительница технологии Копырина Кюнняй Гаврильевна. На кружок вязания, который ведет воспитатель общежития Никифорова Эдита Васильевна, я решила записаться, чтобы дополнить и закрепить свои знания вязания крючком, для воплощения моих творческих замыслов в жизнь.

Глава 1. История вязания крючком
Основой изучения истории вязания крючком явились труды Вязание крючком – вид рукоделия, зарождение и первые опыты которого теряются в глубинах истории. Период развития этого ремесла был, без сомнения, очень длительным. При всей недолговечности пряжи и трикотажа чудом дошедшие до наших дней старинные вязаные изделия и их изображения дают некоторое представление о древности промысла.[5]
В одной из египетских пирамид было найдено изображение женщины, надевающей носки, датируемое историками 1900 г. до н. э. В усыпальнице другой пирамиды сохранились детские вязаные чулки, отнесённые учёными к III-IV векам нашей эры. Они учитывали форму обуви – большой палец отделён от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. При изготовлении таких носков и чулок большой палец вывязывался отдельно, как на варежках, что говорит о владении сложной техникой вязания. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Позже, в IX-XI веках нашей эры искусные вязальщицы украшали изделия не только абстрактными узорами, но письменами. В музеях Детройта и Баделя можно увидеть образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабскими текстами [5].
В застывшей лаве Помпеи был обнаружен отпечаток вязаного чулка, отнесённый археологами к 79 году нашей эры. Древнейшие находки вязаных изделий Нового Света (Перу) датируются III веком нашей эры. К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высочайшей технике вязания. Оригинал хранится в Текстильной галерее Института Искусств в Детройте [5].
Древнейшие сохранившиеся экземпляры ручного вязания Старого Света и Востока датируются IV-V веками нашей эры и свидетельствуют о высокоразвитой технике вязания, составления узора и подборе цвета.
Триумфальное шествие по Европе (прил. №1) трикотаж начинает примерно в IX век нашей эры. Вязаные изделия поначалу стоили очень дорого и были по карману лишь состоятельным людям. Мастера Испании в XVI веке достигли большого успеха в вязании шелковых чулок. Получив в подарок одну пару, английский король Генрих VIII был счастлив – воистину королевский подарок! А шведский король Эрик IV выложил за пару шелковых чулок сумму, равную годовому жалованию королевского сапожника [6].
В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и постепенно превращается сначала в кустарное домашнее ремесло, а затем и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки[7]. Интересно, что на протяжении длительного времени, вязанием в Европе занимались именно мужчины, а не женщины (прил. №1).
Первые вязальные крючки были примитивными гнутыми иглами в пробковых ручках, такими пользовались бедные ирландские вязальщицы, и дорогими серебряными, стальными, из слоновой кости, созданные не столько для работы, сколько для украшения и привлечения внимания к дамским рукам. Мадемуазель Риего дела Бланшардье, опубликовавшей в 1846 году первую книгу моделей из ирландского кружева, обычно приписывают изобретение этого вида вязания крючком [7].
Берет имеет французские корни (происхождение — французское слово beret) и традиционно ассоциируется с Францией. Берет представляет собой головной убор округлой формы с плоской поверхностью. Изначально береты, сшитые из шерсти, использовались крестьянами из области Франции, которая граничит с севером Испании. Эта деталь гардероба становится модной и популярной в средневековой Европе. В России берет начали носить в начале 19 века исключительно замужние женщины. В то время эти головные уборы изготавливались из шелка, бархата, кружев. Позднее береты получили распространение в сообществе художников и стали атрибутом артистической натуры [6]. В наше время этот вид аксессуара пользуется особой популярностью во всем мире.
В раннехристианскую эпоху (300-600гг.) головной платок был неизменным атрибутом женского костюма. Мужской шейный платок поначалу имел исключительно прикладное значение - еще воины Древнего Китая и римские легионеры обматывали шею куском ткани в случае болезни или, желая защититься от холода и ветра [6].
Уже гораздо позже платки стали носить исключительно для красоты. В современном вязании крючком различают три основные техники – тунисское вязание (выполняется длинным крючком), обычное вязание (плотное или тамбурное, выполняется коротким крючком) и филейное вязание (отдельные элементы вывязываются коротким крючком, а затем с помощью определённых техник собираются в готовое изделие [8].









Глава 2. История якутского орнаментального искусства
Орнамент - неразрывная составная прикладного искусства. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем сосредоточены глубина его мысли, творческая фантазия, художественное мастерство.
Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов [9]
Изобразительные средства якутов очень разнообразны. Их мотивы зависят от того, для каких изделий они предназначены и отсюда их виды (прил. №2) [10]:
Виды якутских орнаментов:
• линейный орнамент
• ребристый рисунок, орнамент в виде трав
• орнамент в виде косых линий
• орнамент в виде неба (елочка)
• ломаные линии (вид урасы)
• орнамент в виде сети
• орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей
• орнамент в виде коровы
• сердцеобразный орнамент
• орнаменты в виде бараньих рогов
• лировидный орнамент
• орнамент в виде завитков
• растительный побежок
• орнамент в виде муравья
• растительный рисунок
• рисунок в виде цветов
• орнамент в виде солнца
В шитье, вышивании, традиционном костюме, как и в других видах якутского прикладного искусства, отразились представления народа о красоте, особенности его кочевого быта в условиях суровой сибирской природы. Яркими орнаментами украшались шубы, платья, торбаса, рукавицы, шапки, кошельки, конское убранство – чепраки, кычимы, лепсе. Эти вышивки помещались на на предметах культовых, обрядовых, праздничных.
Любимые цвета якутских мастериц – красный и черный, далее следуют зеленый, желтый, коричневый, синий. Орнамент вышивали нитками в контраст к основному фону. Якутские мастерицы свободно варьировали эти традиционные цветовые сочетания. В чепраках и кычимах четко выделяли среднюю часть обычно лировидным орнаментом [9]. В работе Тишиной Татьяны Петровны говорится, что центральным мотивом группы орнаментов является процветшая лира (прил. №6), связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов исследователи связывают с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. Последняя обитает в священном дереве Аал-Лук-Мас (древе жизни), которое является источником изобилия; дети ее – бесчисленные духи деревьев и трав. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. Изображение цветов в орнаменте отличается профильным характером. Мотив елочки и трилистника, возможно, местного происхождения; он отмечен в вышивке других народов Сибири, в частности, эвенков, у которых связан с местной флорой. Мотив лотоса восходит к древнеегипетской орнаментальной культуре. В русском цветочном орнаменте он не встречается. Мотив тюльпана, возможно, отражает связи с Персией, Ираном через Среднюю Азию. Пышный цветок, соотносимый некоторыми исследователями со средиземноморским ареалом культуры, присущ и древнерусскому, и кавказскому искусству. Возможно, это модификация сардааны – любимого в Центральной Якутии цветка из семейства лилейных [11].
Стилизованное изображение бараньих или коровьих рогов похоже не только на лиру и хомус, но еще и на след от конского копыта. Народные мастера говорят, что этот мотив является символом коня, что это орнаментальный след конского копыта [9].
Исследователи считают допустимым неоднозначность объяснения лировидных изображений: в древности они могли символизировать небо и землю в их двуединстве [9].
Работы исследователей якутского декоративно-прикладного искусства имеют огромную практическую ценность для изучения истории, помогают самодеятельным мастерам по дереву и шитью, оказывают неоценимую помощь подрастающему поколению.







Глава 3. Алгоритм выполнения комплекта
с использованием якутских национальных орнаментов
Обоснование выбора материала:
450 г. 100% синтетической пряжи «акрил» по 400 метров цвета «BABY PRINT» и крючок №2. Акрил - это синтетическая пряжа, сырье для которой добывают из природного газа. Основными свойствами акриловой пряжи являются: прочность, термопластичность и светостойкость. Замечательная пряжа получается при смешивании акрила с шерстью или мохером. Теплые и удобные вещи из нее меньше сваливаются [5].
Обоснование выбора цвета пряжи: В выбранной мной основной пряже присутствуют три цвета: белый, розовый, сиреневый. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок». Символика цвета имеет давнюю историю [12].
Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость; сиреневый цвет - творческий потенциал, изобилие, радость, волшебство; розовый - любовь, романтика, начало любовных отношений. Таким образом, эти цвета присущи чистоте, любви, молодости, креативности.
Обоснование выбора якутского орнамента «Лира»: Главный элемент в украшении моего платка – «Лира». Она одновременно напоминает якутский музыкальный инструмент хомус и лиру – символ, известный во многих культурах. Лира связана с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов исследователи связывают с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. Последняя обитает в священном дереве Аал-Лук-Мас (древе жизни), которое является источником изобилия [9]. Известный модельер Августина Филиппова называет лиру кодом общения для всего человечества и считает, что она символизирует творческое начало.
Техника последовательности изготовления комплекта
При изготовлении платка я использовала следующие приёмы вязания крючком (прил. №3):
1. Цепочка из воздушных петель
2. Столбик с накидом
3. Столбик с двумя накидами
4. Соединительный столбик
5. Изнаночный рельефный столбик с накидом [13].
Описание вязания платка:
Сначала набираем 10 воздушных петель, соединяем в круг..
Набираем шесть воздушных петель. В круг вяжем 5 столбиков с накидом. Потом шесть воздушных петель. Опять 5 столбиков с накидом в круг из 10 воздушных петель. Заканчиваем ряд столбиком с двумя накидами в круг из десяти воздушных петель. Далее вяжем по схеме (прил. №4)[4].
Следующий этап – отделка платка якутским национальным орнаментом «Лира» (прил. №Cool.
5. Вышивание якутского орнамента «Лира»;
6. Отделка бусинками.
7. Отделка бахромой
Приёмы вязания, использованные при вязании берета (прил. №3):
1. Цепочка из воздушных петель
.2. Столбик без накида
3. Столбик с накидом
4. Соединительный столбик [13]
Описание вязания берета:
1. Конструирование (вязание) берета;
2. Вывязывание ушек;
3. Вышивание якутского орнамента «Лира» на ушках;
4. Отделка кисточками ушек
5. Отделка бусинками.
Набираем 5 воздушных петель, соединяем в круг. Далее 17 рядов вяжем по схеме (прил. №4) [3]. Затем вяжем столбиками без накида, убавляя петли до размера головы. Последний ряд выполняем вязкой «рачий шаг». Следующий этап – вывязывание ушек в национальном стиле (чепрак) (прил. №7). В головных уборах таится часть души человека, поэтому украшения связывали человека с Высшими Божествами. Кража и порча головных уборов приравнивались к большому греху [9]. Для берета я также использовала якутский центральный орнамент «Лира» (прил. №7).




Заключение
В заключение своей работы я пришла к выводам:
- Национальные костюмы являются одним из основных этнокультурных источников для современных дизайнеров, богатство и разнообразие этнических костюмных форм, их глубинные связи с историей народа, мифологией и искусством обуславливают особый интерес модельеров и дают все новые варианты освоения национальной одежды.
- элементы традиционного костюма прекрасно уживаются с современным моделированием, обогащая его.
При проектировании комплекта я узнала историю вязания крючком, историю якутского орнаментального искусства, усовершенствовала навыки вязания, получила огромное удовольствие от результатов своего проекта (прил. №9).

















Библиография
1. Заболоцкая З.М. Традиционная якутская одежда как творческий источник //Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы 8-й международной научной конференции /под ред. Н.М.Калашниковой. - СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005.
2. Заболоцкая З.М. Использование традиций народной одежды в экодизайне современного костюма.- Якутск. 3.Берет//Летние комплекты.-2011.-№11.-С.18-19
4. Комплект цвета крем-брюле – шаль и шапочка// Вязание крючком.-2005.-№9.- С. 23.
5. Полная энциклопедия женских рукоделий / Пер. с франц. — М.: Восхождение, 1992. — 608 с.
6. Краузе А. Вязание. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана. – 1989;
7. Максимова Ю.С. Ручное вязание. – М. – 1959
8. Терешкович Т.А. Рукодельница. – Мн.: Полымя, 1992.- 222 с.: ил. 9. Народное искусство Якутии/сост. М.В. Хабарова.-Л.: «Художник РСФСР», 1981. – 144 с.
10. Неустроев Б.Ф. Саха орнаменнара / Киирии тыл авт. Р.С. Гаврильева. - Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1990. - 98 с., ил.
11. Тишина Т.П. Якутское орнаментальное искусство // Культура народностей Севера: Традиции и современность. - Новосибирск, 1986.
12. Обухов Я. Символика цвета // Журнал практического психолога
13. Еременко Т. И. Вязание крючком // Рукоделие — 2-е изд., спр. и доп. — М.: Легпромбытиздат, 1989.













Приложение №1
История вязания крючком

























Ирландское кружево, конец XIX века.
Рисунок этого образца имитирует
фламандское игольное кружево XVII века


Приложение № 2
Виды якутских орнаментов




















Приложение №3
Техника основных приёмов вязания крючком
Цепочка из воздушных петель Столбик без накида


Полустолбик без накида Полустолбик с накидом


Столбик с накидом Столбик с двумя накидами



Пышный столбик Лицевой рельефный столбик с накидом


Изнаночный рельефный столбик с накидом









Приложение №4

Модели и схемы, использованные в работе над комплектом

Платок










Берет
















Приложение №5

Условные обозначения в схемах вязания крючком






























Приложение №6

Якутский центральный орнамент «Лира»




























Приложение №7

Прототип ушек берета – чепрак с лировидным центральным орнаментом






















Приложение №8
Лировидный орнамент на платке







Платок и берет без декорирования



Приложение №9
Я довольна результатами своей работы
























Приложение №10
Техника безопасности при вязании крючком:
1. Держать крючок правильно
2. Не отвлекаться во время работы
3. Не оставлять крючок на изделии
4. Не оставлять крючок маленьким детям
5. Не брать крючок в рот
6. Не подносить крючок к глазам
7. После окончания работы положить крючок в ларец для хранения
8. Место должно быть чистым, удобным для работы
9. Не должно быть ничего лишнего
10. Не разбрасывать нитки


[img][/img][img][/img]Использование якутских орнаментов в традиционном рукоделии пеарег
Цитата :
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Использование якутских орнаментов в традиционном рукоделии

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

-
» Разновидности и значения якутских коновязей на территории Намского района
» Доклад Сергеевой Галины Викторовны ГБОУ РС(Я) Профессиональный лицей №2 "Технология производства якутских национальных молочных продуктов"
» Использование Web-сайта на уроках
» Использование МАО на уроках производственного обучения
» использование презентаций на специальности 270802
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование :: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА :: Методическая копилка-
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна