Проф-обр.рфФорум ПрофобразованиеПрофконкурс.рф
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
Интернет-издание
Последние темы
Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального))
авторMick Ср 17 Янв 2024, 10:05

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\х
авторВиктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52

Демоэкзамен
авторRino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48

КТП по материаловедению для МЖКХ
авторАн Ср 13 Янв 2021, 14:59

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
авторНата/П Пт 18 Дек 2020, 14:26

С Днём рождения Нина Станиславовна!
авторАлександр Ср 12 Авг 2020, 10:36

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования
авторluna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00

Форумчане, мы еще функционируем???
авторАлександр Пт 17 Апр 2020, 09:55

Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторы
авторxela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39

Сотрудничество
авторНаталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29

С Днем Рождения, Александр Алексеевич!
авторАлександр Ср 21 Авг 2019, 08:34

Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельности
авторt_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52

Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"
авторТатьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07

Презентации по профессии "Электромонтер"
авторКарелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57

С Новым 2019 годом!
авторАлекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12

Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"
авторВиктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47

Так что же изменилось, и что делать
авторВячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУ
авторxela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!
авторОльга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппарата
авторNinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультации
авторАлексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09

Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективы
авторVladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41

Размышление о нравственности.
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19

Подросток и взрослые
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11

ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"
авторVladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55

С Днём Пограничника 28 мая
авторVladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18

Кабинет электротехники и электроники
авторИринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06

Повышение квалификации по ТОП-50
авторdajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51

Алгоритмы
авторВячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!
авторАлексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
авторАлександр Ср 09 Май 2018, 21:55

Опять реформы?
авторВячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26

Новый подход к организации профессионального образования
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20

Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05

Нынешние проблемы образования - будущие беды государства
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок

J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Принять нельзя поправить

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Александр

Александр

Мужчина Имя : Александр
Отчество : Алексеевич
Сообщения : 3426
Рейтинг : 7924
Репутация : 1136
На форуме с На форуме с : 2010-11-30
Откуда : МО, Домодедово

http://проф-обр.рф/

Поделиться ссылкой

Принять нельзя поправить Empty
СообщениеТема: Принять нельзя поправить   Принять нельзя поправить Contro11Пн 19 Сен 2011, 20:11

1
Принять нельзя поправить PictureУчителя сочли реформы Минобра губительными для школ

В четверг, 15 сентября, в нескольких регионах страны состоялись митинги преподавателей школ, вузов и детских садов, а также студентов - они протестовали против проходящих сейчас крупномасштабных образовательных реформ. Два важных пункта в составленном митингующими "листе ненависти" - это федеральный закон номер 83, в котором многие видят угрозу бесплатному образованию в том виде, в котором оно существует на сегодняшний день, и новая система оплаты труда (НСОТ) учителей, суть которой можно коротко обозначить поговоркой "как потопаешь, так и полопаешь". "Лента.ру" поговорила с противниками и сторонниками этих двух нововведений и выяснила их аргументы.

Реформирование отечественного образования активно ведется с середины 2000-х годов. Самые важные изменения - это разработка и внедрение новых образовательных стандартов для всех ступеней, от начальной школы до высшей, но параллельно чиновники переделывают и другие элементы системы обучения. В частности, новые законодательные акты прописывают иной порядок существования школ - им будет предоставлено намного больше автономии в финансовых вопросах - и иную схему расчета зарплат учителей.

Самостоятельная жизнь

Финансовую самостоятельность школам предоставляет федеральный закон номер 83, который был принят 8 мая 2010 года и вступил в силу с 1 января 2011 года. Он подразумевает, что, по крайней мере, часть школ перейдут в статус так называемых автономных учреждений - то есть смогут зарабатывать и распоряжаться деньгами практически так же, как, например, магазины или автосервисы. Разумеется, это сравнение очень грубое - например, в отличие от магазина, часть финансирования школы по-прежнему будут получать из бюджета. Но если раньше все оставшиеся не израсходованными средства школы должны были возвращать в бюджет, то теперь они смогут использовать их, например, для покупки новых компьютерных программ или дополнительного оборудования для спортивного зала. Если выражаться языком законотворцев, то школы переведены со сметного финансирования (когда назначение всех средств строго определено) на субсидии, которыми можно распоряжаться по собственному усмотрению.

Кроме того, 83-ФЗ разрешает школам самостоятельно распоряжаться заработанными средствами - эта возможность была дана школам аж с 1992 года, когда был принят первый в России закон "Об образовании". Но с 2004 года был введен новый бюджетный кодекс, и до появления 83-ФЗ все деньги, которые школа получала, проводя дополнительные уроки английского языка или организуя семинары для учителей, классифицировались как вненалоговые бюджетные поступления, и решение о том, как их тратить, принимал учредитель - то есть муниципалитет или регион. С введением закона номер 83 школа обрела право самостоятельно распоряжаться своими "кровными".

Читать оригинальный текст закона практически невозможно - по степени неудобоваримости слога и бестолковости структуры он может дать фору многим правительственным документам. В итоге основными читателями 83-ФЗ стали его составители, и этот факт многие аналитики считают одной из существенных причин неприятия нового закона. Такого мнения придерживается, например, Ефим Лазаревич Рачевский, руководитель московского Центра образования №548 "Царицыно", который уже много лет фактически живет по нормам 83-ФЗ.

По мнению Рачевского, новый закон "в подлиннике" не видели как минимум 95 процентов тех, кто его критикует. Эта оценка не кажется слишком завышенной - особенно если вспомнить периодически разгорающиеся в Сети скандалы по поводу неминуемой отмены в России бесплатного образования стараниями авторов 83-ФЗ - например, в прошлом году было как минимум две волны подобных слухов. Перспектива платить за школьные уроки, мягко говоря, не прибавляет закону народной любви. Минобр и лично Андрей Фурсенко много раз опровергали эти домыслы, на все лады повторяя, что платного образования в стране не будет, но народ Минобру не верит.

Статьи и записи в блогах о том, что родителям придется оплачивать существенную часть школьной программы, обычно начинаются фразами вроде вот этой: "Государство полностью отказывается от финансирования образования, что является его прямой обязанностью". В одном из интервью Рачевский так прокомментировал подобные заявления: "Задание <для школ от государства> будет основано на государственном стандарте образования, обязательном для исполнения. Это значит, что если по государственному стандарту в первом классе положено в неделю дать бесплатно 22 часа в рамках основного (общего) образования и 10 часов в рамках дополнительного образования за счет муниципалитета, то они и будут даны. И если из этих 32 часов хотя бы один час руководитель учреждения попросит оплатить родителей, то его ждет встреча с прокурором”.

Люди, вышедшие на митинг 15 сентября, о введении повсеместного платного образования не говорили. Их беспокоит другое - по мнению противников образовательных реформ, новые правила лишают директоров школ возможности принимать решения независимо от позиции региональной или муниципальной власти. Более конкретно опасения протестующих сформулировал один из организаторов митинга, сопредседатель независимого педагогического профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий: "Когда муниципальные или региональные власти говорят директорам школы: 80 процентов школ должны по новому закону №83 принять статус автономных некоммерческих организаций, те, даже если совсем не хотят этого, не могут спорить, потому что они полностью от местных властей зависят”.

Луховицкий согласен с тем, что возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь - это, теоретически, благо. Однако, по мнению организатора акций протеста, далеко не все российские школы доросли до него: "Сильная школа, с хорошим составом учителей, с талантливым менеджером-директором, может рискнуть отправиться в такое плавание. Слабая школа, каких, к сожалению, у нас все-таки большинство, в такой ситуации не выживет. Рассчитывать на то, что, бросив людей в воду, мы получим хорошо плавающих мастеров, нельзя. Скорее всего, школы будут фактически разоряться, влачить жалкое существование. Таких школ в России очень много", - говорит он.

Изменение правил финансирования школ призвано помочь лучшим из них развиваться дальше и отбраковать худшие - хорошие школы, способные предоставить широкий спектр дополнительных услуг, будут привлекать новых учеников, каждый из которых приносит с собой условный "мешок денег" (на каждого школьника государство выделяет школе определенную сумму денег - так называемое подушевое финансирование). Напротив, из плохих школ дети будут уходить, и рано или поздно такие школы отомрут. Луховицкий считает, что эта схема эффективна далеко не для всех школ: "Это в Москве хорошо, где ребенок в одну школу попал, ему не понравилось, он перешел в другую. Если в маленьком городе всего пять школ, то не сумеют все перейти в одну. В результате, школа остается плохой, но при этом она будет вынуждена тянуть деньги, организуя дополнительные образовательные услуги <так как у нее будет мало денег из-за маленького числа учеников>, толком никаких знаний не давая".

На вопрос, зачем нужно сохранять слабые школы, которые плохо учат детей, Луховицкий ответил, что слабая школа может стать сильной только в том случае, если она будет выведена из-под "гнета" региональных властей, которые требуют от школ заполнения тысяч ненужных бумажек. "Предполагать, что непонятно откуда в России появится двести пятьдесят тысяч хороших школ, восемьсот тысяч хороших учителей - это прожектерство. Не будет этого, пока не будет у учителя свободы и нормальной, достойной оплаты труда".

Рачевский с такой точкой зрения протестующих не согласен - по его мнению, практически всегда какая-то школа бывает чуть лучше остальных: “Я учился в маленьком городе с населением тридцать тысяч человек, и там было две школы - номер один и номер два. Номер два была получше, номер один похуже. И номер два всегда была переполнена, а в номере один всегда был недобор”.

Денежный стимул

Еще одно нововведение, против которого выступают Луховицкий и его единомышленники - это внедрение новой системы оплаты труда (НСОТ). Она предполагает, что зарплата учителей будет делиться на базовую и стимулирующую части, и решение о перечислении и размере последней будет принимать управляющий совет школы. Критики изменений нынешних правил оплаты труда считают, что НСОТ поставит учителей в зависимость от решений управляющих советов и лишит уверенности в завтрашнем дне (и без того не очень-то обоснованной), так как они не будут знать, сколько денег будут получать, скажем, в ближайшие полгода.

Более того, Луховицкий полагает, что объективно оценить, насколько хороша та или иная школа, в принципе невозможно. "Идеологически эта система предполагает, что во всей огромной стране (если не ошибаюсь, у нас сейчас около миллиона учителей) можно найти и отобрать миллион гениев, которые будут работать в школе. Педагогика - это не театр, не литература и даже не теоретическая физика. Это массовая профессия, а в массовой профессии не может быть миллиона гениев. Рассчитывать надо на обычного, нормального, среднего человека, честно выполняющего свою работу".

Рачевский придерживается ровно противоположных взглядов - он считает, что несправедливо платить одинаковую зарплату учителю, который подходит к своим обязанностям чисто формально, и энтузиасту, который действительно добивается, чтобы его ученики усвоили новые знания. "Этому меньшинству надо доплачивать. Пора перестать эксплуатировать учительский энтузиазм. Большинство же, которое ждет, чтобы сверху какой-нибудь дядя дал им денег только потому, что они учителя - это нонсенс". Но в одном противники и сторонники реформ в образовании сходятся - на сегодняшний день зарплаты у учителей в России безобразно маленькие.

Луховицкий и его сторонники полагают, что введение 83-ФЗ будет иметь катастрофические последствия для образовательной системы, его внедрение в нынешнем виде следует приостановить и внести в закон необходимые поправки. При этом Рачевский считает, что если новый закон и произведет какой-то эффект, то он будет, скорее, положительным. Но в любом случае, по мнению руководителя Центра образования №548 "Царицыно", результат будет виден не раньше, чем через два-три года, и до этого времени митинговать и требовать внести в новоиспеченный закон изменения неразумно.

Луховицкий, со своей стороны, уверяет, что протестная деятельность его и его единомышленников полезна. Он рассказал, что после выступлений, организованных в прошлом году, московские власти приостановили переход на НСОТ в столичных школах и начали проводить эту реформу более плавно.

Если рассматривать бурные процессы вокруг принятия 83-ФЗ и других образовательных реформ отвлеченно, то их можно принять за проявления нормальной "работы" гражданского общества. Чиновники принимают новый закон, призванный сделать жизнь людей лучше, причем в процессе работы над ним они, вроде бы, советуются с основными "получателями" результатов действия этого закона (по крайней мере, так уверяют авторы закона - протестующие же говорили об обратном), но какая-то часть граждан остается им недовольна и выражает свое мнение в форме акций протеста. Власти частично прислушиваются к требованиям несогласных, вносят коррективы, и этот процесс взаимодействия продолжается до достижения взаимоприемлемого компромисса.

Однако в действительности механизм демократического введения реформ в России пока налажен довольно плохо. Решения все еще принимаются кулуарно в закрытом режиме и с большим количеством интриг. В результате рождается масса слухов, люди ругают министерство, выходят на митинги протеста и так далее. И в такой нервной обстановке бывает трудно объективно оценить, насколько хороши собственно законы.
Ирина Якутенко
Источник
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
Александр

Александр

Мужчина Имя : Александр
Отчество : Алексеевич
Сообщения : 3426
Рейтинг : 7924
Репутация : 1136
На форуме с На форуме с : 2010-11-30
Откуда : МО, Домодедово

http://проф-обр.рф/

Поделиться ссылкой

Принять нельзя поправить Empty
СообщениеТема: Re: Принять нельзя поправить   Принять нельзя поправить Contro11Пн 19 Сен 2011, 20:14

2
Резолюция митинга "Образование – наше право, а не услуга"

Участники митинга констатируют, что многократно продекларированный приоритет интересов детей в современной России на деле оборачивается фактическим лишением их главного жизненного ресурса XXI века – полноценного образования. Превращение школ в обезличенные «образовательные учреждения», причисление образовательной отрасли в целом к сфере услуг, снижает и без того запредельно низкий социальный статус Школы и Учителя в обществе. Если этот процесс не остановить, в обозримом будущем детей просто некому будет учить. Уже сегодня в педагогических ВУЗах хронические недоборы абитуриентов, притом, что число бюджетных мест в них год от года уменьшается на 5-6 процентов.

«Забота» государства о повышении квалификации учительского корпуса проявилась в недавнем изменении системы аттестации учителей. При этом критерии оценки, как и порядок аттестации, общественного обсуждения не проходили; мнение самих учителей при их разработке проигнорировано.

Внедряемая в настоящее время новая система оплаты труда педагога (НСОТ) ставит его практически в полную финансовую зависимость от школьной администрации, лишая и без того небольших возможностей отстаивать свою точку зрения в спорных вопросах. Широко разрекламированное повышение зарплат учителям превратилось в профанацию и способствует расколу образовательного сообщества.

С переходом на подушевое финансирование под угрозой закрытия оказались все малокомплектные школы. Для чиновников Минобразования и уникальные авторские школы, и школы для детей с ОВЗ — всего лишь нерентабельные «образовательные учреждения».

Система дополнительного образования разрушается переводом ее повсеместно на платную и, как правило, весьма дорогостоящую основу. Педагоги дополнительного образования оказались в еще более сложном положении, нежели школьные преподаватели.

Проблему нехватки детских садов чиновники предпочитают решать приказами об «уплотнении» групп – за счет здоровья детей и переработок работников учреждений дошкольного образования

Родители, которым не безразлична судьба их детей, лишены возможности не только влиять на ситуацию, но и сколько-нибудь эффективно принимать участие в обсуждении основополагающих документов, регламентирующих деятельность сферы образования.

Без широкого общественного обсуждения приняты и узаконены Государственные образовательные стандарты дл основного (общего) образования, а аналогичный документ для полного (среднего) образования не прошел только благодаря широкому и повсеместному возмущению как учителей, так и родителей.

В Москве новое руководство города ускоренными темпами наверстывает «упущенное» в предыдущие годы, приводя столичное образование в соответствие с «рыночными» стандартами, а иногда, как в случае с передачей функций организации школьного питания в руки монополиста – фирмы «Конкорд» - даже забегая вперед.

Курс на урезание и коммерциализацию образования закрепленный в печально знаменитом ФЗ-83, заложен в основу подготовленного правительством проекта закона «Об образовании», в котором конкретные обязательства государства заменены невнятными декларациями.

Мы, участники митинга, как педагоги, родители, граждане, которым небезразлична судьба страны, обращаются к всем ветвям и органам власти Российской Федерации с требованием пресечь разрушение системы образования, а к обществу – активизироваться, консолидировать все возможные ресурсы и из объекта «реформирования» стать субъектом позитивных изменений в сфере образования.

В частности, мы требуем от Правительства Российской Федерации и депутатов Государственной Думы ФС РФ:

в обязательном порядке включить в будущий закон «Об образовании в Российской Федерации» положения, предусматривающие:

– повышение расходов на образование из консолидированного бюджета РФ не менее чем до 7% от объема ВВП в РФ;

– повышение расходов на высшее образование из федерального бюджета не менее чем до 5% от расходной части федерального бюджета;

– введение нормативного финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение должно получать по смете независимо от количества обучающихся, а остальные средства – по подушевому принципу.

– установление ставок педагогических работников образовательных учреждений не ниже средней заработной платы в производственных отраслях народного хозяйства;

– установление зарплаты мастеров производственного обучения в системе начального профессионального образования (НПО) на уровне работников аналогичной квалификации в соответствующих отраслях народного хозяйства данного региона;

– установление средних ставок педагогических работников средних специальных учебных заведений (ссузов) не ниже 150% от средней зарплаты в производственных отраслях народного хозяйства;

– установление средних ставок педагогических работников вузов на уровне не ниже двух средних заработных плат в производственных отраслях народного хозяйства;

– установление пенсионного обеспечения и иных социальных гарантий для педагогических работников на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих;

– установление компенсации затрат родителей на образование детей в негосударственных дошкольных учреждениях в размере средних затрат в государственных (муниципальных) дошкольных учреждениях данного региона. Федеральный бюджет должен софинансировать данные выплаты по принципу 50:50;

– установление числа детей в группе детского сада и школьном классе не более 20 человек;

– финансирование малокомплектной сельской школы вне зависимости от количества учащихся;

– сохранение в полном объеме коммунальных льгот для сельских педагогов, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживании жилья с бесплатным отоплением и электроэнергией для сельских педагогов;

– Добровольность ЕГЭ. Тестирование может применяться для текущего контроля знаний;

– сохранение начального профессионального образования как особого образовательного уровня и учреждений НПО, которые этот уровень реализуют. Начальное профессиональное образование общедоступно и бесплатно;

– установление равного положения работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий. Равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий.

- устранения препятствий на пути нормального функционирования профсоюзных объединений в сфере образования, прекращение преследования активистов свободных профсоюзов,

Мы отдаем себе отчет, что учет мнения общества со стороны бюрократов и представителей парламентских партий возможен только в результате серьезного общественного давления, совмещающего серьезную экспертную работу и «уличные» кампании.

Мы выступаем с призывом к координации усилий действующих в защиту образования инициатив общероссийскую сеть, формирование на уровне каждого города и села общественных комитетов в защиту образования. Масштаб проблем и «цена вопроса» так велики, что успех возможен только в результате экстраординарных усилий и самого широкого объединения.

ИА «ИКД»
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
Валентина2609

Валентина2609

Женщина Имя : Валентина
Отчество : Николаевна
Сообщения : 334
Рейтинг : 408
Репутация : 20
На форуме с На форуме с : 2011-11-30
Откуда : г. Нефтекумск


Поделиться ссылкой

Принять нельзя поправить Empty
СообщениеТема: Re: Принять нельзя поправить   Принять нельзя поправить Contro11Ср 14 Дек 2011, 18:15

3
Прочла...Помогло!
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Принять нельзя поправить

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

-
» Уважаемые коллеги! Предлагаю принять участие в студенческой конференции
» Госдума-5 не сумела принять закон «Об образовании в РФ» и оставила законопроект в наследство Госдуме-6
» Политики об акциях протеста: Нельзя говорить с народом при помощи ОМОНа
» Путин: студентов на предприятиях нельзя обучать на станках 1938 года
» Машину для директора купить нельзя В минобрнауки принята новая федеральная целевая программа развития образования до 2015 года
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование ::  КАБИНЕТ СООБЩЕСТВА :: Архив тем сообщества-
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна