Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами своим отношением к цитате «Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии», высказанной Александром Ниллом (1883-1973), шотландским педагогом. Его возмущал тот факт, что детей учат быть кроткими и скромными. Напротив, он считал, что дети должны все подвергать сомнению, разрушать, а затем строить заново.
На мой взгляд, это конечно, крайность. Мы все помним знаменитую цитату Интернационала:
«весь мир насилья мы разрушим
до основания, а затем
мы наш, мы новый мир построим…»
и знаем, чем закончились «души прекрасные порывы». Несмотря на тот факт, что в Википедии отмечается: «только консервативные педагоги считают эти идеи угрожающими общественному порядку», на мой взгляд, все не столь однозначно.
Несомненно, ребенок, тем более подросток, должен иметь свою критическую точку зрения. Безусловно, он должен уметь ее отстаивать. Но при этом он не должен быть «варваром», «разрушителем» априори, а быть личностью, способной к конструктивному диалогу.
В связи с этим, я считаю, что задача педагога – научить подростка, молодого человека быть креативной, творческой личностью, способной преодолевать жизненные трудности, но не за счет других людей, провоцируя конфликты, в первую очередь, с преподавателями, самоутверждаясь перед сверстниками.
В школе А. Нилла возмущала и сама ее идея «главное – это знания». Очень интересна и такая его цитата «Я предпочту, чтобы из школы выпускали счастливых дворников, чем невротиков-ученых».
По-видимому, это было взято за основу руководством нашей страны, и у нас отменили золотые медали в школе. Если дети стремились к получению высоких отметок в школе, чтобы быть награжденными золотой медалью что, как следствие, могло служить основой к поступлению в любой вуз страны, в связи с изменившимися внешними обстоятельствами, этот стимул у них отняли. Конечно, я не думаю, что руководство нашей страны вспомнило при принятии данного решения о постулатах А. Нилла, но одна из основных задач педагога – дать обучающемуся хорошие знания и научить его применять их в жизни.
Навязанная извне дисциплина, как полагал Нилл, мешает формированию внутренней самодисциплины, и поэтому, как он считал, дети, посещавшие Саммерхилл выходят из школы с более развитыми навыками критического мышления и лучшей самодисциплиной, чем ученики традиционных школ, основанных на принудительном посещении занятий.
Данного мнения я также придерживаюсь в свей работе, но только в более мягкой форме. Может быть, в связи с временными изменениями, произошли и изменения в менталитете подростков, но, все таки, к сожалению далеко не у всех современных подростков есть внутренний самоконтроль. Чаще подростки, привыкнув в семье к внешнему контролю, если не контролировать посещение занятий, на них просто не ходят.
Навязанная извне дисциплина, как полагал Нилл, мешает формированию внутренней самодисциплины, и поэтому, дети, посещавшие Саммерхилл (созданная им школа) выходят из школы с более развитыми навыками критического мышления и лучшей самодисциплиной, чем ученики традиционных школ, основанных на принудительном посещении занятий. Поэтому следующий постулат А. Нилла, который хотелось бы обсудить: «ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, оставить безо всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться», тоже, на мой взгляд, вызывает ряд сомнений.
Во-первых, если ребенок не знает каких-то образцов поведения, норм морали, в какую сторону он разовьется – еще вопрос. Во-вторых, если его «оставить в покое», то не означает ли это, что он не будет чувствовать эмоциональной близости с референтными для него людьми? В-третьих, о каком развитии идет речь? Личностного самосовершенствования, творческой самореализации или одинокой, но умеющей «оспаривать все и «вся» личности»?
Резюмируя вышесказанное, хочу отметить следующее. Не подвергается сомнению тот факт, что в атмосфере «нервозно-стервозной», формируются личности, характеризующиеся повышенной раздражительностью, тревожностью, агрессивностью.
Поэтому я, когда делаю замечание подростку, стараюсь не повышать голоса, а говорить спокойно, немного растягивая слова. Кроме того, в своей педагогической деятельности придерживаюсь разумной нормы требовательности, строгости и социальной дистанции.