«Никогда не рано спросить себя:
делом я занимаюсь или пустяками?»
А.П. Чехов
По-моему, самое страшное в жизни – это в один не слишком прекрасный момент осознать, что все, чем ты занимаешься, мелко и никому не нужно. В последнее время я часто задумываюсь над вопросом: «Насколько важен мой труд? Насколько он необходим молодому поколению? Каким должен быть современный преподаватель? Как мне научить любить свой предмет – химию?»
Судьба предопределила мне быть преподавателем в очень сложное время: обилие информации, которая воздействует на юные умы через различные источники, делает труд преподавателя таким, что каждый день приходится изобретать что-то такое, что может заинтересовать и увлечь моих студентов.
Сейчас я вспоминаю свои первые уроки, которые проводила в своей родной школе, школе №20 г. Твери. Тридцать незнакомых лиц… Тридцать пар глаз, которые испытующе смотрят на тебя: кто-то доверчиво, кто-то напряженно-внимательно, а кто-то и с глубоко спрятанной усмешкой. Именно тогда я поняла, что никогда и ни за что дети не простят своему наставнику лжи и равнодушия. И с того дня моим профессиональным девизом стали слова В.О. Кольцова: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь».
Я люблю химию, а как научить моих студентов любить мой предмет? Уверена, что современный молодой человек прежде всего должен увидеть жизненную необходимость того, что он изучает. Именно поэтому свои первые занятия с новыми студентами я начинаю с пяти постулатов на тему: «Почему нужно изучать химию»:
1. Попробуйте найти хотя бы один предмет, который был создан без участия химиков.
2. Один умный человек как-то заметил, что химики философами становятся, а вот философы химиками – нет. Так что не помешает вам стать тем, кем вы хотите.
3. На вопрос «Для чего человек живет?» химик тоже способен ответить!
«Для любви», - скажет женщина. И она будет права. Ведь способность любить, как доказано опять же химиками, определяется веществами, циркулирующими в нашей крови, которые называются гормонами.
«Для рекордов», - скажет спортсмен. И про себя подумает, что в современном спорте достижение высоких результатов невозможно без особого питания, насыщенного витаминами и микроэлементами.
«Для здоровья», - скажет пенсионер и полезет за лекарством в аптечку.
4. Химия открывает дорогу в медицину, в сельское хозяйство, в фармакологию, в промышленность.
5. Попробуйте без знания химии, не попасться на удочку шарлатанам, защитить себя от вредных пищевых добавок, обоснованно выбрать средства косметики, парфюмерии, одежду и обувь.
Но, пожалуй, еще труднее, чем вырастить хорошего химика, вырастить хорошего человека. И это тоже моя святая обязанность. Поэтому мне многое хочется передать своим студентам, я хочу не просто учить, а душевно беседовать, размышлять с ними сообща и догадываться, что самое большое счастье на Земле состоит (по словам Л.Н. Толстого) в том, чтобы «как можно меньше требовать от других и как можно больше давать другим».
Учителя сравнивают с дождевой каплей. Почему? Как дождь будит жизненные силы каждого зерна, так и моя первейшая цель – выявить уникальный потенциал каждого студента.
Я не одинока в этом мире. Ведь именно благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги – единомышленники, для которых каждый студент – это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа, и каждая «двойка» не итог работы, а причина для серьезного размышления.
В процессе работы и долгих размышлений я определила следующие основные положения моей педагогической философии:
- Научить студентов быть независимыми. Ведь чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами. Недаром народная мудрость гласит: «Дай голодному не жареную рыбу, а невод».
- Воодушевлять студентов максимально быть самим собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.
- Создать условия для выбора каждым студентом своего собственного образовательного маршрута в соответствии с его индивидуальными способностями.
- Убедить студента в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
- Привести «роман» студента с химией к счастливому продолжению.
- Сделать каждый урок проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства.
Обучая и воспитывая юных граждан нашей страны, я всегда помню, что любовь воспитывается только любовью, а доброта – добротой. Быть педагогом – это и есть мое Счастье!
Бонина Марина Александровна
ГБОУ СПО "Тверской промышленно-экономический колледж"