Катехизис методиста
«Катехизисом» называется краткое изложение христианского вероучения в вопросах и ответах. «Катехизис методиста» – это краткий конспективный перечень основных проблем, с которыми рано или поздно сталкивается методист в своей профессиональной деятельности. Правда, данный «катехизис методиста» не претендует на статус «the ultimate truth»…
На мой взгляд, основными являются следующие позиции:
1. Позиция по отношению к педагогам:
По-моему, это один из важнейших критериев, характеризующих методиста как профессионала.
Что же такое позиция по отношению к педагогам? Это особое отношение методиста к педагогам, причем, не только деловое, сколько человеческое: одних методистов педагоги интересуют больше как люди, а других – как «рабочий материал». Для методиста по призванию каждый педагог является неповторимой ценностью именно как человек, как Личность. Такой методист положительно реагирует на индивидуальные проявления педагогического стиля, отличающего одного педагога от другого. Он с удовольствием общается с педагогами и в неформальной обстановке, интересуется их внутренним миром, обращает внимание на особенности их характеров. Ему удается построить живые человеческие отношения со своими «подопечными», большое внимание уделяет постоянному повышению как профессионального, так и общекультурного уровня каждого педагога. Такой методист поощряет творческий поиск педагогов, их независимость, не пытается подчинить педагога себе во всех случаях, всегда учитывает мнение педагога по тому или иному вопросу. Он находит положительные моменты в деятельности каждого педагога и «не боится» похвалой «испортить» человека. Он верит в большой творческий потенциал педагога, верит, что каждый из них может достичь больших успехов как профессионал. Его общение с педагогами и оценивание результатов их деятельности индивидуализированы, он не пытается подогнать педагогов под какой-то безликий стандарт.
К сожалению, далеко не все методисты таковы… И мне самой еще предстоит многому научиться…
2. Методическое мастерство:
По-моему мнению, к нему можно отнести:
2.1. искусство управления:
Что в данном случае следует понимать под искусством управления? Это умение так организовать методическую работу, чтобы у педагогов не пропала мотивация к самосовершенствованию, способность к обновлению – ведь сегодня очень быстро меняется общество, меняются и дети. Поэтому педагог не должен жить вчерашним днем: он всегда должен находиться в процессе постоянного поиска – методов, форм, способов и т.д.
В искусство управления входит:
2.1.1. Умение выстроить методическую работу с педагогами так, чтобы их мотивом было не избегание неприятностей, не страх, не формальное исполнение своих должностных обязанностей, а позитивное самоутверждение («я могу, и я хочу это сделать») и самовыражение, продвижение вперед в профессиональном плане, ответственность за результаты своего труда, осознание собственной значимости.
2.1.2. Умение планировать семинары, мастер-классы, методические учебы и часы так, чтобы информации была интересна, доступна и полезна всем – и молодому, еще неопытному специалисту, и умудренному педагогу с немалым стажем работы.
2.1.3. Умение оценить и донести до педагога качество выполненной работы (проведенного занятия, написанного анализа, составленной программы и т.д.) так, чтобы каждый педагог в каждом конкретном случае сам осознал, что у него отлично получилось, а где он допустил ошибку. Нужно выяснить, поощряет ли это оценивание методистом на дальнейшие «педагогические подвиги» или просто отбивает у них желание работать в дальнейшем; воспринимает ли эти «оценки» педагог как рабочий момент, или видит в оценке нечто уничижительное для себя как профессионала.
2.1.4. Знание методистом своих педагогов: их личностных особенностей, индивидуального педагогического стиля, а порою и общего состояния здоровья.
2.2. Искусство педагогического общения. Если быть кратким, то под ним понимается умение строить свое взаимодействие с коллегами так, чтобы оно было эффективно в педагогическом смысле. Если методист умеет только приказывать, контролировать, требовать, критиковать и спрашивать, то он пока не научился профессиональному общению. У него еще впереди и горячие споры, и поиск ответов на трудные вопросы, и ведение диалогов, и выслушивание критических замечаний, и даже знакомство с искусством шутки.
2.3. Педагогическая техника – это элементы актерского мастерства, которым методист (как впрочем, и педагог) не должен пренебрегать. Такие умения, как владеть своим голосом (богатство интонаций, выразительность, четкость дикции), лицом и позой (уверенность, свобода движений, владение мимикой, способность вызвать симпатию, доверие, привносить позитив в любой ситуации) весьма и весьма ценны для педагогической деятельности.
2.4. Профессиональная эрудиция – это резерв познаний не только по своему предмету, но и по педагогике и психологии, это запас современных знаний, который методисту необходим для решения профессиональных задач.
3. Речь. Одной из специфических черт профессии методиста можно назвать постоянный деятельный контакт с другими людьми. Поэтому речь – важный элемент его профессионального мастерства. Речь методиста призвана обеспечить продуктивное взаимодействие и общение между ним и его коллегами, поэтому формированию культуры речи следует уделять особое внимание.
4. Индивидуальный темп, тип темперамента. Педагогической деятельности, как и любой личностно-ориентированной, присущ определенный индивидуальный стиль исполнения, т.е. наличие достаточно устойчивой системы способов и приемов её осуществления. А какой именно стиль исполнения складывается у того или иного педагога, определяется в первую очередь его индивидуально-психологическими особенностями – типом темперамента, чертами характера, уровнем развития профессиональных способностей и др.
5. Личностные особенности тесно связаны с типом темперамента и обусловлены приобретенным жизненным и профессиональным опытом индивида. Например, это уверенность или неуверенность в себе, способность (или неспособность) к самоконтролю и т.д. От методиста зависит, сможет ли педагог осознать и культивировать положительные черты, а нежелательные (например, вспыльчивость) – нивелировать. Также сюда можно отнести особые способности, которые напрямую не относятся к профессиональной деятельности, но обогащают педагога как Личность. И задачей методиста является помочь открыть эти способности и органично включить в учебно-воспитательный процесс учреждения. Это может быть игра на гитаре, шахматы, лепка из соленого теста, сочинение стихотворений, туризм. Они должны находить применение: педагог еще раз почувствует свою ценность, а дети увидят своего педагога с другой стороны, и, возможно, приобщатся к маленькой частичке прекрасного.
6. Манера держать себя: К сожалению (или к счастью), никто не отменял поговорку «По одежке встречают, по уму провожают». Методист всегда, что называется, «на людях», и его внимательно разглядывают, изучают и все подмечают: и костюм, и осанку, и выражение лица. Конечно, все это – далеко не главное, но все-таки методист обязан, если и не быть образцом, то как минимум, держаться достойно.
7. Личные проблемы. На результативность нашей работы влияют многие факторы: образ жизни, состояние здоровья, семья, материальное положение. Я уверенна, что методист должен учитывать их воздействие на педагогов, а для этого необходимо быть в курсе. Надо учиться человечности, сказать вовремя нужное слово, увидеть причину проведенного не на высоте занятия в плохом самочувствии или сложной ситуации в семье. Педагог будет благодарен за понимание и в следующий раз сделает все возможное, что бы оправдать оказанное доверие.
На этом и заканчиваю "Катехизис методиста". Возможно, кому-то он покажется не полным, кто-то не согласится с некоторыми позициями… Ну что ж, я не вижу в этом беды. Можно и поспорить – ведь, как известно, в спорах рождается Истина…
Лимарёва Эльвира Димовна, методист МБОУДОД «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»