Моя педагогическая философия
Больше двадцати лет я преподаю в сельском профессиональном училище. С этого года у образовательного учреждения поменялось название, но контингент обучаемых остался тот же.
Какие дети в большинстве случаев идут к нам?
В основном не сумевшие усвоить базовый уровень знаний в школе и переставшие верить в свой учебный успех. Для них училище - место, где можно «перекантоваться» ещё пару лет, пока не наступит рабочий возраст. Часть из них - дети из неблагополучных семей с уже надломленной психикой и извращённым представлением о жизни. Училище их привлекает не желанием приобрести профессию, а возможностью быть накормленными и хоть на какое-то время ограждёнными от домашних конфликтов и сцен. Возможностью получать стипендию. Пусть небольшие деньги, но это всё-таки деньги, которых они лишены в семье.
Общее у них - отсутствие желания учиться, неумение общаться, управлять своим поведением, удивляться новому, негодовать по поводу пошлости, грубости. Они уже имеют опыт быть униженными, поэтому многие в новой среде пытаются лидерствовать, чтобы унижать других. Преподаватель для большинства из них тоже уже не авторитет, потому что в школьный период от учителей не было своевременной поддержки, помощи в решении жизненных проблем.
И только единицы идут в училище осознанно для приобретения определённой профессии, с которой они связывают свою будущность.
Вот такой «живой материал» и предстаёт передо мной ежегодно в лице первокурсников. Я-то знаю, что через год-другой и они будут другими, и отношение к училищу, к своей будущей профессии, к самому процессу обучения у них начнёт меняться, и от меня во многом зависит, как это будет происходить.
Поэтому свою педагогическую деятельность я выстраиваю пошагово, как некий алгоритм.
Вначале, ещё до личного знакомства (хотя с некоторыми бывает уже и знакомы) – общая информация: кто есть кто и кто есть что. На селе сбор такой информации - это не такая уж и большая проблема. Главное здесь для меня - семья, окружающая среда, их влияние на подростка и наличие у него интересов. Это нужно, чтобы не просто предугадать следующий шаг, а прицельно простроить его. Тут не обойдёшься одним днём или ночью - вариантов будет множество, пока не остановишься на наиболее эффективных. Ведь моя задача – не только всех научить спецдисциплинам (это получается быстрее и легче всего), но одному отогреть душу, другому найти веру в себя и свои возможности, третьему помочь решить проблему, четвёртому …
За более чем два века не устарели слова французского писателя Жозефа Жубера, бывшего учителя, вполне соответствующие моему отношению к преподаванию: «Обучать – значит вдвойне учиться». И учиться не только в плане предметного профессионального роста, осваивая новое содержание образования, технологии обучения, методы преподавания, но и особенности коммуникации с подростками и юношеством, способы влияния на их внутренний мир и мотивации.
Особенно тщательно продумываю первые встречи с детьми (для меня обучающиеся в любом возрасте дети), первые учебные занятия, в основе которых в основном известные им по школе приёмы и способы учебной деятельности, рассчитанные на получение обязательного позитивного результата. Ситуация первого успеха в новом учебном коллективе необходима не только для дальнейшего стимулирования позитивного отношения к учению, но и самоутверждения в коллективе, настроя на мажорный лад. Здесь всегда боюсь не опустить планку ниже низкого, и чтобы этого не произошло, заранее готовлю индивидуальные задания с мотивированными на профессию обучающимися, объясняющими, где, по их мнению (к этому мнению сначала ненавязчиво подвожу их сама), эти знания могут пригодиться в жизни или будущей профессии.
Делюсь с учащимися сокровенным: своим своеобразным хобби - заочным дискутированием по поводу высказываний великих и тем, что меня они побуждают развиваться, расти, без этого учитель не может быть учителем. Объясняю, почему каждое учебное занятие начинаю с минуты сокровения и откровения, связанной с каким-то высказыванием. Этот приём у меня - своеобразная провокация на активизацию работы ума, вызов высказать своё мнение, борьба с равнодушием. Сначала рассуждаю вслух сама, потом постепенно и их втягиваю. Доходит до того, что обучающиеся сами приходят с афоризмами, чем-то их затронувшими.
Начинаю с высказываний, побуждающих интерес к учению. Примеры.
Английский критик и историк начала XIX века Томас Маколей: «Знания достигаются не быстрым бегом, а медленной ходьбой».
Овидий: «Чего не знаешь, того и не желаешь». Эсхил: «Мудр тот, кто знает не многое, а нужное».
Постепенно раззадориваю учащихся и ввожу свои сокровения: «Быть умным – это модно!», «Старость начинается тогда, когда человек перестаёт учиться», «Не стыдно не знать – стыдно не хотеть знать» М.В. Мирончик.
Беру высказывания, связанные с системой моральных требований, смыслом жизни и т.д.
Единственное моё требование при проведении этих минут –записывать афоризмы на специально отведённых для этого в предметных тетрадях страницах, чтобы в конце года дать задание группам составить по этим записям заповеди обучающегося, желающего стать достойным человеком и настоящим профессионалом.
Мои минуты помогают мне готовить обучающихся к взрослой жизни, адаптируют к ней, учат понимать жизненные проблемы, направляют на поиск выхода из трудной ситуации, говорят о праве на ошибку, о необходимости нести ответственность за свои поступки и т.д. Содержание предметного учебного материала часто не позволяет этого делать, да и учебное время ограничено, но для меня иногда проведение минутки важнее, чем само учебное занятие, т.к. знаю или о возникшей в группе межличностной проблеме, или о личной проблеме обучающегося.
Откровенно говорю обучающимся, что раньше передо мной как преподавателем стояла задача передачи им определённой программой суммы знаний. Сейчас же – развить стремление к восприятию знаний, к самостоятельному мышлению. Поток информации огромен, объять его невозможно, и поэтому ещё одна моя задача – научить их искать нужную информацию в разных источниках: книгах, интернете, СМИ - отбирать её, обрабатывать, хранить. Процесс этот может быть взаимообратим, т.к. иногда сами обучающиеся находят источники информации, не знакомой мне, и это приятно: процесс обучения превращается во взаимообучение.
Планируя учебное занятие, всегда продумываю мотивацию, побуждающую изучать именно эту тему, будь то крупная тема курса или тема одного занятия - показываю её взаимосвязь с предыдущими, последующими, пути практического использования. Так мотивирую обучающихся на осознанное восприятие материала.
У большинства из них не сформированы общеучебные умения, поэтому на первом курсе уделяю много внимания методике работы с учебной информацией: составлению разных видов планов текста, умению делать выписки, тезировать, делать выводы, составлять таблицы, алгоритмы, работать с разными видами тестов и т.д. Постепенно наращиваю эти умения, пока они не превращаются в навык. Обязательно учу устно воспроизводить информацию, записанную каким-то одним из вышеуказанных способов, иначе многие обучающиеся просто не могут воспользоваться ею. Подбадриваю, говорю о личностном росте каждого, о том, что они подготовили благодатную почву для дальнейшего развития, что настала пора готовить индивидуальные рефераты, доклады, разрабатывать программы проведения опытов, делать презентации и т.д. Предлагаю темы, назначаю время проведения индивидуальных и групповых консультаций.
Учебные достижения, пусть совсем небольшие, приносят радость обучающимся, способствуют повышению их традиционно заниженной самооценки, воспитывают жизнелюбие. А для меня это очень важно – сделать сам учебный процесс успешным для детей и радостным. Радуюсь их успехам вместе с ними, постепенно вытесняя негатив и к людям, и к процессу обучения, убеждённая, как и М. Горький, что «в каждом человеке есть мудрая сила строителя, и нужно ей дать развиться и расцвести». Моя задача - развивать эту «мудрую силу», которая будет способствовать каждому моему ученику быть успешным в жизни человеком. Это и есть основное кредо моей педагогической философии.
P.S. За два десятилетия у меня было уже семь выпусков. О судьбе своих подопечных я знаю, связи с ними поддерживаю, некоторые обращаются за профессиональными советами, за житейскими, и это приятно. В последних двух потоках есть дети бывших выпускников. Это тоже меня радует: они пришли учиться к нам по совету родителей, значит, и мой труд, и труд моих коллег оценён. Значит, признано и училище, давшее путёвку во взрослую жизнь.
Мирончик Марина Владимировна Карталинский многоотраслевой техникум Варненский филиал (бывшее ГБОУ НПО Профессиональное училище №88)