Эссе « Моя педагогическая философия»
Расскажи мне – я забуду,
покажи мне – я запомню,
вовлеки меня и я пойму
(Восточная поговорка)
Это изречение стало моим педагогическим кредо, которое формировалось годами.
А началось все в детстве, именно тогда рождалась это самая философия, когда, я, подражая своей первой учительнице, проводила уроки среди своих подруг.
Вот я и стала учителем, точнее мастером производственного обучения. Получен диплом индустриально-педагогического техникума – документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. Тогда меня мучил вопрос: «А смогу ли я быть мастером? Все ли у меня получится?» С той поры прошло уже много времени….
Сегодня я – МАСТЕР производственного обучения Няганского профессионального колледжа. Позади первые ошибки, серьезные испытания, первые радости и группы выпускников. Сегодня я уже смело могу рассуждать о плюсах и минусах работы мастера, о сложностях с которыми встречаюсь в работе.
А сложность труда МАСТЕРА заключается в том, чтобы сформировать, воспитать современного рабочего, отвечающего требованиям работодателя, вовлечь его в профессиональную деятельность, найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, научить его размышлять о смысле жизни, своих возможностях и ценностях и самое главное сформировать – гражданина своей страны, патриота.
Мастер и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть партнерами, составлять союз старшего и опытного и менее опытного, но, ни один из них не должен стоять над другим. Я не против дистанции между мастером и учеником, но это не барьер, который нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли ученики: уважение. И с этой высоты я им помогаю подняться по лестнице познания и профессионального мастерства. Мастер ведет по ступенькам взросления будущего рабочего, формирует фундамент их профессиональных знаний и умений, основы их мировоззрения и характера. Мастер работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны, из зерен добра и справедливости формирует душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни, свой гражданский долг. А главное – своим словом и делом преподает самую трудную на свете науку – быть человеком.
Учитывая специфику работы в профессиональном колледже (в основном сюда пришли учиться ребята, испытывающие дискомфорт от непонимания себя и недооценки их - по мнению окружающими) избрала для себя главный принцип воспитания: шагни навстречу. На своих уроках производственного обучения и во внеурочной деятельности я стараюсь не отходить от этого принципа.
Меня, как мастера и как воспитателя интересует их кругозор, проблемы и радости в их жизни. Встречи, письма, беседы, телефонные звонки, «Sms - сообщения» - это мир, созданный мною и моими учениками. Такой мир создается не на время уроков, а - на всю жизнь. И как был прав А. Шопенгауэр «отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое».
Ребята, возвращаясь, из армии бегут не домой, а в родной колледж, похвастаться «своим дембельским альбомом», сколько радости и счастья в их глазах. Смотришь и вспоминаешь, а совсем недавно, он был самый проблемный ребенок, весь взъерошенный и «ощипанный». Сколько труда стоило расположить его к себе, оставив вечерком, как бы обратясь с просьбой - помочь, расположить к себе, а потом поговорить по-душам. И узнать, что его «маленькое сердечко» уже давно больно и обижено от того, что он просто устал от тяжелой жизни, а обратиться не к кому.
Да, пришлось, потрудиться, с ним не мало, первая победа - его работа, которую мы нашли, вторая – постоянное стремление быть первым на уроках производственного обучения, для того, чтобы впоследствии иметь хорошую работу.
Сколько было таких мальчишек в моих группах. Жаль, что с некоторыми все же пришлось расстаться, но что поделаешь…. Судьба у всех разная.
Я всегда приглашаю своих выпускников, вернувшихся из армии или просто оказавшихся в колледже, в свою группу. Выпускники своим «живым словом» делятся с мальчишками своими профессиональными достижениями, высказывают слова гордости о том, что прошли обучение именно здесь, в колледже.
…Завтра опять уроки. А в голове мысли, как заинтересовать этой темой, как доступнее показать и объяснить прием сварки, как построить эффективнее урок. Эти мысли будут витать в голове, пока не выстроятся в точную последовательность урока. Да, интересно, а как выполнит эту работу Иванов, ведь он постоянно не уверен в себе, всего боится. Но, ничего, мысль уже созрела. Организую я на уроке конкурс «самого старательного ученика».
Скоро дети начнут работать на практике и увидят, что у них получается, их самооценка повысится, они осознают свою ценность, значимость. А без этого человека нет. Правда, тут кроется проблема. Ребята увидят, что за их работу хорошо платят. Слабые характером могут запустить учебу, начать «делать деньги». Тут я нужна им как воспитатель. Я ловлю момент, пытаюсь почувствовать его и не позволить, чтобы халтура мешала учебе. «Выучись, а деньги от тебя не уйдут».
В своих ребятах я воспитываю не только профессиональные качества, но и чисто человеческие. Порядочность, честность. Как надо работать? Все доводить до конца, не халтурить, не мухлевать. Чтобы можно было любоваться результатами своего труда. Честность дороже денег. Я учу работать правильно. Для этого всего, для воспитания профессионала в колледже проводят конкурсы мастерства, которые «растят» в душах ребят гордость и честность
Да, научить каждого – моя основная задача. Сколько педагогических приемов приходится использовать, сколько книг перечитывать, пересматривать интернет-ресурсы.
Я хорошо понимаю, что мастерство МАСТЕРА не случайная удача, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.
«Век живи – век учись! И ты, наконец, достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь» (Козьма Прутков). Конечно, бывают разочарования, иногда хочется все остановить, бросить. Это иногда приходит на ум, но как только я прихожу на занятия и включаюсь в работу, я говорю сама себе: «не ропщи на судьбу, если ты избрала этот путь, прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них и вовлеки их в мир познания профессии и помоги им реализовать их творческие способности».
Основой моей педагогической деятельности - постоянная необходимость в «вечном» совершенствовании. На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, это заставляет меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору материала, поиску новых технологий. Пытаться, как можно продуктивнее использовать время урока, стараться сделать их не только познавательными, но и творческими, формировать на практических заданиях культуру труда и старательность в учебной работе, вовлекать каждого ученика в учебный процесс, создавать условия для успеха, движения вперед.
Но как здорово видеть результаты своего труда. Когда «мои дети» заканчивают обучение в колледже, я понимаю, что сумела их по-настоящему НАУЧИТЬ. Потому что сама УМЕЮ. И умею хорошо!
Константинова Лариса Ивановна,
БУ "Няганский профессиональный колледж"