«Светом вечным творчества гореть!»
Откуда мы родом? Мы родом из детства,
словно из какой-нибудь страны…
Антуан де Сент-Экзюпери
Жизнь и творчество для меня синонимы, в моем представлении они тесно и неразрывно слиты.
…мне 6 лет. Из-за трудных бытовых условий мне пришлось «познакомиться» с таким прозаическим предметом как ширма. Мне было невыносимо видеть темный фон и я, недолго думая, взяла в руки акварельные краски и кисточку. Так возник мой первый маленький шедевр – растительный орнамент по мотивам мультфильма «Аленький цветочек».
…мне 8 лет. Как и у каждой девочки, у меня была любимая кукла. Но, несмотря на сильную привязанность к ней, со временем она мне стала казаться несколько скучной, и, вооружившись ножницами, марганцовкой превратила ее в сказочную принцессу-мулатку с креативной стрижкой. А для завершения образа потребовалось любимое шифоновое платье мамы. Сейчас я понимаю ее состояние, когда она увидела уменьшенную копию своего лучшего наряда на кукле…
…мне 10 лет. Маме посчастливилось раздобыть шелковые шторы насыщенного апельсинового цвета. Мне они очень нравились, и однажды, когда делала аппликацию из цветной бумаги незаметно для самой себя перешла на вырезание кружков из штор. Самым интересным в этой истории является тот факт, что шторы так и остались висеть с зияющими дырами. Данный «шедевр» с гордостью демонстрировали гостям…
…мне 11 лет. Я почему-то боялась входить в серый мрачный подъезд. Выход из этой неприятной ситуации я увидела опять же в творчестве: увешала все стены собственными рисунками, которые своим светом разрушили все мои детские страхи. Так состоялась моя первая персональная выставка рисунков и тогда же меня впервые соседи назвали художником.
…мне 14 лет. В стране – перестройка с известными для всех нас вытекающими последствиями. Меня пригласила на день рождения подруга, которая была из весьма обеспеченной семьи. А зарплату родителям задержали на неопределенный срок, поэтому им было не до моей проблемы. Опять меня выручило Творчество. Буквально за 2 часа до вечеринки я нахожу мамину разделочную доску, ошкуриваю, расписываю акварелью в хохломском стиле, покрываю лаком и с помощью отца сушу ее в духовке. Но мне было очень неловко дарить такую «самодеятельность», особенно когда увидела другие «стоящие» подарки именинницы. Настроение совсем упало до нулевого уровня. Но тут подошла подруга и сказала: «Какая ты молодец, это самый лучший подарок!» Забегая вперед, скажу, что через несколько лет при встрече Наташа как-то спросила: «Помнишь, как ты мне подарила разделочную доску? Я ей до сих пор пользуюсь, она мне очень дорога».
…мне 15 лет. Пришло время задуматься о выборе будущей профессии. И естественным для меня стал выбор профессии художника, так как я поняла, что без красок и холста жить не смогу.
…мне 16. Я стала студенткой Заочного народного университета искусств. На одном этапе обучения нам было дано задание встретиться с известным (на уровне области, района) художником. Находясь в долгом поиске, я с трудом нашла заветный адрес Тимофеева Владимира Васильевича. Не ожидая от встречи ничего особенного для себя, была поражена теплым приемом и неподдельным, искренним интересом к внутреннему, духовному миру начинающего художника. Незабываемое впечатление на меня произвела его непоказная скромность, с которой он диктовал свои «титулы и регалии» - член общества «Самодеятельные художники России», награжден дипломами и медалями лауреата Всесоюзных смотров самодеятельных художников в 1985 и 1987 годах, его работы находятся в частных коллекциях России, Израиля, Швеции, Чехии. Во время экскурсии на импровизированную выставку его работ от него не ускользнуло, с каким восхищением и вниманием я рассматривала каждую картину, каждый мазок, линию. На прощание он подарил ценный подарок – собственноручно загрунтованные холсты и свои рабочие кисти (значимость этого подарка, его духовную стоимость я оценила намного позже) и сказал такие слова: «Я увидел в твоих глазах огонь». «Гори, гори ясно, чтобы не погасла!» Эти слова до сих пор звучат внутри меня и стали моим девизом, в работе и вообще в жизни, так же я ими напутствую своих воспитанников, ступивших на мой путь. А эти кисточки и сейчас стоят на моем столе, они стали моим талисманом: начиная ответственную работу, я обязательно прибегаю к их волшебной помощи и дело спорится…
Приобретя опыт художника-оформителя, учителя по изобразительной деятельности в общеобразовательной школе, портного, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности и основам дефиле, а также универсального парикмахера, стараясь во все привнести дух творчества, заставив засиять окружающую действительность яркими, радужными красками.
На сегодняшний день я прочно связала свою профессиональную судьбу со сферой образования, а именно системой дополнительного образования. Основной мой контингент - воспитанники 4-7 лет. Я им помогаю стать своими в мире прекрасного, знакомя с основами живописи и дефиле. Для того, чтобы каждое занятие было неповторимым и «волшебным», я учу детей видеть в обычных вещах что-то необычное. Так например, на занятиях по ИЗО мы рисуем на влажных салфетках, вырезаем ручкой на мыле узоры, наносим живописные мазки на виниловые пластинки и прослушиваем их звуки, рисуем портрет мамы декоративной косметикой при помощи ватных палочек. На занятиях по дефиле воспитанника самостоятельно раскрашиваю ткань для пошива коллекции, совместно с родителями изготавливают галстуки и шляпы из газет, из синтетических мочалок мастерят заколки для волос и браслеты, создают аксессуары из пищевой фольги.
Оглядываясь назад, хочется верить и надеяться, что я зажгла искорки творчества в душах своих юных художников. Саша Бритов выбрал профессию аэрографа, в данный момент живет в Москве, является специалистом по росписи автомобилей. Салихова Фируза выбрала профессию дизайнера, ее работы украшают интерьеры зданий города Оренбурга. Губанова Лиза и Скубакова Лиза успешно продолжают обучение в детской школе искусств на художественном отделении. Я согласна с высказыванием Сергея Довлатова: «В любой работе есть место творчеству» и верю в то что «…жизнь каждого человека на Земле и есть результат его творчества».
Жизнь продолжается. И на ее мольберте возникают пейзажи, натюрморты и портреты, а красками на палитре Творчества служат яркие впечатления детства. Ведь на заре жизни трава выглядит особо изумрудно-зеленой, а небо – пронзительно-голубым и бездонным, с белыми пушистыми облаками, и кажется, что день будет длиться вечно. А ведь все мы – родом из детства…
Фаизова Эльмира Рагибовна
педагог дополнительного образования по ИЗО
МБОУДОД "Дом пионеров и школьников города Кувандыка"