Эссе на тему: «Моя педагогическая философия»
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.
У. Черчилль
Наша жизнь — это путь...Никогда не знаешь, куда нас приведёт множество дорог жизни. И как эхом из прошлого вспоминается момент из моей жизни:
« - Таня, ты работаешь преподавателем?! - изумлённо переспрашивали меня мои друзья.
Да, - уверенно отвечаю я.
Как же так? Уж никак не думали, что ты будешь преподавать. И как, нравится?
Нравится, - отвечаю я, - в этом, думаю, есть кусочек счастье...»
Честно, никогда не думала, что стану преподавать. Но стоит мне только заговорить со взрослым человеком и он тут же спрашивает: «А вы случайно не преподаватель? Уж больно речь у вас правильная...»
Очень легко идти по жизни тем педагогам, кто учился и получал эту профессию. Все педагоги по специальности, кто работает в образовании, в один голос утверждают, что эта нужная профессия, что они счастливы быть педагогами и преподавателями. Но их этому и учили в колледжах, в институтах... Такие люди уверенно говорят: «Я педагог! Я преподаватель!» И почти всегда их история успеха или призвания, а уж тем более педагогическая философия, однотипна, точнее типична.
И совсем другое дело, когда человек, не имея педагогического образования, становится педагогом. Учит и учится одновременно. Так сложилось и у меня в жизни.
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л. Толстой
Если честно, то все признанные педагоги и педагоги по специальности с недоверием смотрели на меня, молодого специалиста, который ни разу не работал с детьми, в образовании. Нелегко было в педагогическом коллективе специалисту, который проработал год в коммерческом банке. И тем не менее, получив дипломы и грамоты за образовательную деятельность и участие в конкурсах, я иду вперёд, зажигая на своём пути детские, вступающие во взрослую, профессиональную жизнь, сердца! Я вместе с ними прохожу этот путь. Мы учимся! Вместе преодолеваем трудности. Вместе сдаём экзамены и зачёты.
В наше время мало кого интересует учёба в колледже или институте. Большая часть студентов приходит не учиться, а получить диплом или по настоянию родителей, но никак не по велению своего сердца или по своему желанию. И все педагоги это осознают, понимают и искренне сочувствуют молодому поколению. Но ребят это сочувствие никак не трогает. У них другие мечты, желания, цели. И почти всё это как по шаблону. Этих ребят очень редко учат мыслить, рассуждать... А это так необходимо.
"- Нашествие - это просто побочный продукт эксперимента. Цель - создание мыслящей галактики.
- Допустим... А зачем вам это?
- Это же высшее достижение... венец прогресса... вам трудно будет осознать.
- Я осознал. Я даже догадываюсь, что мыслить она должна исключительно по-вашему. Каждый человек - галактика. Ребенок очень верит в сказки. Галактика сказок.
- Но вы и сам не такой уж гуманист. Зачем-то же носите пистолет.
- Чтобы защищать "галактики". От всяких экспериментаторов..."
Крапивин В.П.
Моя задача – так построить обучение, чтобы максимально развить заложенные природой способности каждого студента, вызвать интерес к будущей профессии (как оказалось, это очень непросто!). Какое чувство удовлетворения я испытываю, когда нахожу новые формы, приёмы, нестандартные задания, интересные игры, которые помогают передать моим студентам всё, что я знаю, а им вобрать в себя мой опыт. Даже если мои студенты будут работать не по специальности (а я по сути тоже работаю не по своей специальности), все те профессиональные знания и умения, которые они освоили, обучаясь в колледже, помогут им в их жизненном пути.
Жизнь похожа на урок алгебры.
Как только вы решите одну задачу, учитель задает следующую.
Джеймс Дент.
Я являюсь куратором выпускной группы. В конце учебного года мои студенты покинут стены учебного заведения. Может быть поступят в институт, может найдут хорошую работу. Это их выбор. Думаю, они уже научились делать свой правильный выбор...
Надеюсь, мы с ними пройдём этот путь без ошибок.
— Ошибки врачей дорого обходятся людям.
— Да. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого. (к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»)
Рядом со мной зажигаются факелы...факелы храбрых сердец «ребят с любопытными глазами». И я, и они своим светом освещаем себе и другим жизненный путь. И мир становится добрее к нам. Очень важно не потратить напрасно этот свет и не загасить его. И нам даже в темноте и пустоте не заблудиться и не свернуть со своего пути!
Вспоминаются очень хорошие строки:
Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то -
Такая, брат, у нас с тобой работа.
…
Перелистав известные тома,
Мы учим жить словами и делами.
Мы знаем: наша помощь им нужна,
Ребятам с любопытными глазами.
Но мы, преподаватели, не только «кусочек сердца» отдаём, мы приумножаем сердца, заставляя их биться.