Проф-обр.рфФорум ПрофобразованиеПрофконкурс.рф
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
Интернет-издание
Последние темы
Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального))
авторMick Ср 17 Янв 2024, 10:05

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\х
авторВиктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52

Демоэкзамен
авторRino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48

КТП по материаловедению для МЖКХ
авторАн Ср 13 Янв 2021, 14:59

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
авторНата/П Пт 18 Дек 2020, 14:26

С Днём рождения Нина Станиславовна!
авторАлександр Ср 12 Авг 2020, 10:36

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования
авторluna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00

Форумчане, мы еще функционируем???
авторАлександр Пт 17 Апр 2020, 09:55

Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторы
авторxela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39

Сотрудничество
авторНаталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29

С Днем Рождения, Александр Алексеевич!
авторАлександр Ср 21 Авг 2019, 08:34

Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельности
авторt_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52

Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"
авторТатьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07

Презентации по профессии "Электромонтер"
авторКарелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57

С Новым 2019 годом!
авторАлекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12

Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"
авторВиктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47

Так что же изменилось, и что делать
авторВячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУ
авторxela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!
авторОльга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппарата
авторNinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультации
авторАлексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09

Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективы
авторVladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41

Размышление о нравственности.
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19

Подросток и взрослые
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11

ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"
авторVladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55

С Днём Пограничника 28 мая
авторVladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18

Кабинет электротехники и электроники
авторИринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06

Повышение квалификации по ТОП-50
авторdajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51

Алгоритмы
авторВячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!
авторАлексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
авторАлександр Ср 09 Май 2018, 21:55

Опять реформы?
авторВячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26

Новый подход к организации профессионального образования
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20

Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05

Нынешние проблемы образования - будущие беды государства
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок

J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Методическое пособие по спортивным сооружениям

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Никонов А.В.

Никонов А.В.

Мужчина Имя : Александр
Отчество : Владимирович
Сообщения : 3
Рейтинг : 7
Репутация : 0
На форуме с На форуме с : 2012-12-07
Откуда : Усмань


Поделиться ссылкой

Методическое пособие по спортивным сооружениям Empty
СообщениеТема: Методическое пособие по спортивным сооружениям   Методическое пособие по спортивным сооружениям Contro11Чт 13 Дек 2012, 09:36

1
Тема. Краткие исторические сведения о спортивных сооружениях древности и периода современных Олимпийских игр. Развитие спортивных сооружений в нашей стране.

Существует два направления, определяющих материально-техническое обеспечение физической культуры и спорта на отделении физического воспитания педагогического колледжа:
- роль спортивных сооружений в развитии массовости физической культуры и росте мастерства спортсменов;
- роль специалиста по физической культуре в расширении и совершенствовании спортивных баз, в строительстве простейших плоскостных сооружений, в оборудовании залов для занятий физическими упражнениями.
Спортивные сооружения – это материально-техническая база физической культуры и спорта. Развитие массовости физической культуры и рост спортивных достижений немыслимы без специальных сооружений, создающих оптимальные условия для проведения оздоровительных мероприятий, тренировок и соревнований. В свою очередь, развитие физической культуры и спорта стимулирует создание новых спортивных комплексов.
В строительстве спортивных сооружений специалист по физической культуре играет существенную роль. При возведении крупных объектов он является заказчиком и во многом определяет особенности конструктивных, технологических и функциональных основ строительства с целью подчинения всего того, что создается, требованиям спортивной педагогики – учебного процесса, спортивных соревнований и др. Исключительно важно, чтобы специалист по физической культуре сам был организатором простейших сооружений, а для этого ему необходимо знать основы строительства, его технологию.
Знакомясь с историей возникновения и развития спортивных сооружений с древнейших времен до наших дней, следует рассматривать эволюцию строительства. В данном случае надо исходить из социальной обусловленности спорта и архитектуры и помнить, что архитектура спортивных сооружений всегда отражала и отражает классовую сущность физической культуры на различных общественно-исторических этапах развития общества.
Имеются сведения о примитивных постройках для физических упражнений, относящихся еще к каменному веку. Археологи обнаружили древние следы деятельности первобытных людей, которая была направлена на физическое совершенствование. Камень и палка, деревянное копье с острием, обожженным на огне, топор из кремня, лук и стрелы – все это было необходимо для существования древних людей. Наскальные рисунки донесли до нас сведения о специальных упражнениях, направленных на более совершенное владение различным оружием охоты. Так в одной из пещер обнаружен рисунок мамонта со схематичным изображением сердца – цели, куда следует метать копье, чтобы успешно поражать зверя. Существует материальные свидетельства того, что на стадии развития родового общества люди обучали своих детей и совершенствовались сами в беге, борьбе, метаниях в цель, гребле и передвижениях по снегу. Для этого использовались открытые площадки и специальные постройки, а также пещеры. Такие постройки найдены на территории Индии, Египта, Средней Азии и Южной Америки. По мере развития общества физическая культура, помимо ее практического назначения – выработки навыков, необходимых человеку в борьбе за существование, начинает приобретать и зрелищный характер. Это потребовало сооружения специальных арен, на которых присутствовали многочисленные зрители. Возникла необходимость в специально оборудованных местах для тренировок. Раскопки культурных центров Древней Греции подтвердили, что уже в VIII веке до н.э. там существовали комплексы, включающие стадионы и ипподромы, специально оборудованные места для тренировок атлетов.
Значительным явлением древнегреческой культуры были Олимпийские игры. Первые Олимпийские игры древности состоялись в 776 г.до н.э. На этих Играх проводились состязания в беге. Программа Игр постепенно расширялась и усложнялась. Это требовало расширения и совершенствования спортивных сооружений. Так появились площадки для борьбы, места для прыжков и метаний, ипподром, на котором проводились гонки колесниц.
Изучая развитие спортивных сооружений в Древней Греции и Риме важно обратить внимание на различие в архитектуре древнегреческих стадионов, которые отвечали демократическому характеру социально-экономического уклада страны, и древнеримских стадионов и бассейнов, носивших отпечаток рабовладельческого жестокого и воинствующего уклада жизни. Даже после потери Грецией ведущего положения на мировой арене и распространения в Европе христианства Олимпийские игры еще на протяжении длительного времени проводились с неукоснительной цикличностью (4 года), а ансамбль спортивных и культурных построек продолжал расширяться и совершенствоваться. Лишь в 394 г.н.э. римский император Феодосий I объявил Игры нечестивыми и запретил их проведение. А через год спортивные сооружения Олимпии были разрушены, когда византийцы и готы во время кровавой битвы сошлись на берегах Алфея.
В течение 15 веков со времени последней 293 античной Олимпиады спорт потерял тот демократический характер, который ему был свойственен в Древней Греции. Он стал привилегией «избранного» меньшинства.
В эпоху феодальной разобщенности средневековых государств вместо массовых спортивных соревнований древних греков получили распространение аристократические турниры рыцарей. В это время спортивное строительство потеряло свое значение и пришло в упадок.
Международный спортивный учредительный конгресс, организованный по инициативе французского общественного деятеля, историка, педагога и литератора Пьера де Кубертена (1894г.), принял решение возродить Олимпийские игры. Первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 году на Панафинийском мраморном стадионе в Афинах.
Знакомясь с историей современных Олимпийских игр, важно усвоить отличительные особенности всех основных сооружений, возведенных для проведения этих крупнейших соревнований. Здесь следует обратить внимание на то, какая страна их строила и в каких социально-экономических условиях в это время она находилась. Например, гигантский Лос-Анжелесский стадион символизировал мощь промышленного капитала США в период до второй мировой войны, а Берлинский стадион, на котором в 1936 году проводилась XI Олимпиада, воплощал своей архитектурой и оформлением захватнические устремления германского милитаризм.
Изучая историю строительства спортивных сооружений XX столетия, студенты должны усвоить и запомнить те особенности строительства сооружений, которые характерны для каждой столицы Олимпийских игр. При этом надо проследить за эволюцией специальных конструкций и типов беговых дорожек, футбольных полей, площадок, бассейнов и других сооружений. Важно также обратить внимание на новое направление в организации строительства комплексных сооружений для Олимпийских игр. Такое направление, определившееся на XVII Олимпиаде в Риме, включало не только подготовку и строительство спортивных комплексов и отдельных сооружений, но и совершенствование инфраструктуры города. Это и новые автомагистрали, вокзалы, культурные центры, это и разрушение старых обветшалых зданий, это и переустройство древних сооружений для проведения на них соревнований и т.п.
Погоня некоторых строителей Игр за престижностью и стремлением к помпезности породили понятие «гигантизм» в подготовке Олимпийских игр. Однако, как выяснилось в послеолимпийский период, многие из великолепных сооружений оказались нерентабельными для последующего использования. Организаторы в погоне за сиюминутным успехом упускали из виду основное назначение спортивных сооружений – служить базой массового спорта и физической культуры. В противовес этому следует показать пример столицы XXII Олимпийских игр – Москвы, где ансамбли новых спортивных центров стали украшением города и любимыми местами отдыха москвичей, оздоровительными зонами.
Переходя к изучению истории развития спортивных сооружений в СССР важно знать какое «наследство» получило правительство от царской империи. Два трека, пять конных манежей, три яхтклуба и примитивные залы в некоторых гимназиях – вот и весь перечень спортивных сооружений в нашей стране до Октябрьской революции.
С первых лет существования Советской власти правительство нашей страны уделяет большое внимание развитию физической культуры. Строительство простейших сооружений (площадок, футбольных полей и пр.) было необходимо при быстром росте рядов физкультурников. После окончания гражданской войны и укрепления экономики проектирование и строительство спортивных сооружений становится неотъемлемой частью решения новых градостроительных проблем. Строительство крупных стадионов в Москве, Ленинграде, Киеве было связано с растущими потребностями физкультурного движения в стране. История строительства спортивных сооружений в СССР непосредственно связана с историей физической культуры. Это облегчает понимание многих вопросов, связанных с развитием материальной базы в нашей стране для развития физической культуры. Среди многих постановлений партии и правительства по вопросам физической культуры и спорта следует выделить особо те, которые направлены на развертывание строительства сооружений в городах и сельских районах. Основным направлением развития сети спортивных сооружений в стране в период 1950-1955 г.г. было массовое строительство баз удешевленной стоимости, без больших трибун, дорогостоящих оград и сложных конструкций. В это время строительство велось за счет средств министерств, предприятий, профсоюзов и самодеятельности физкультурников.
С середины 50-х годов в стране получает распространение типовое проектирование. Индустриализация строительства, появление новых строительных материалов, стандартизация в промышленности открыли большие возможности для многоразового применения проектов спортивных сооружений, а это ускоряло строительство. С этого периода развивается строительная индустрия школьных физкультурно-спортивных сооружений. Школы получили специальные участки для физкультурных площадок. Создаются нормы проектирования спортивных сооружений.
Ускоренное развитие крупных спортивных комплексов способствовало росту спортивного мастерства советских спортсменов. Победы в Саппоро и Мюнхене доказали всему миру превосходство советской системы физического воспитания. Решение Международного Олимпийского комитета о проведении летних Олимпийских игр 1980 года в Москве еще больше ускорило строительство крупных объектов в Москве, Таллине, Ленинграде, Киеве, Минске.
В настоящее время современные спортивные комплексы и просторные дворцы спорта, плавательные бассейны и легкоатлетические манежи продолжают вступать в строй один за другим от Владивостока до Калининграда, от Норильска до Одессы, от Прибалтики до Средней Азии.

Контрольные вопросы.
1. Какую роль играет специалист по физической культуре в строительстве и эксплуатации спортивных сооружений?
2. Что побудило людей первобытного общества сооружать примитивные приспособления и создавать площадки для физических упражнений?
3. Каковы особенности и различия архитектуры древнегреческих и древнеримских стадионов, бассейнов и как соотнести их с характером социально-экономического уклада этих государств?
4. Назовите крупные олимпийские сооружения, воздвигнутые позже 1896 года?
5. Как отразилась классовая сущность физической культуры и спорта в архитектуре спортивных сооружений периода современных Олимпийских игр?
6. Что вы можете сказать о спортивных сооружениях дореволюционной России?
7. Охарактеризуйте этапы развития спортивных сооружений в нашей стране?

Тема. Классификация, паспортизация и категорийность спортивных сооружений. Организация планирования, проектирования и строительства спортивных сооружений.

Важность классификации спортивных сооружений исходит их потребности проектировщиков и строителей. Четкая классификация улучшает качество типового проектирования, уточняет показатели расчета сети спортивных сооружений.
Пользуясь рекомендованной литературой, студенты должны разобраться в многочисленных типах классификаций, тем более, что в каждом из источников классификация спортсооружений рассматривается по-разному и неоднозначно.
Впервые классификация спортивных сооружений в нашей стране была разработана и утверждена в 1947 году. В соответствии с ней все имеющиеся в стране сооружения были взяты на учет и каждому их них был заведен паспорт. Однако быстрый рост физкультурного движения в стране потребовал пересмотра классификации 1947 года. В 1970 году Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР утвердил новую классификацию. Единая классификация спортивных сооружений содержит основные материалы по терминологии и характеристике сооружений различного типа и назначения. «Спортивное сооружение, - указывается в классификации, - это специально построенное и соответственно оборудованное сооружение крытого или открытого типа, обеспечивающее проведение учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований по различным видам спорта.»
Спортивные сооружения классифицируются по различным признакам. Прежде всего, все физкультурно-спортивные сооружения, в соответствии с планировочной структурой населенных мест, делятся на:
1) микрорайонные;
2) районные;
3) межрайонные;
4) общегородские.
Далее, в соответствии со спецификой назначения сооружения и характером их использования, они подразделяются на:
1) учебно-тренировочные;
2) демонстрационные;
3) сооружения для активного отдыха.
При этом имеется ввиду основное назначение сооружения, так как в свободное от соревнований время демонстрационные сооружения используются для учебно-тренировочных занятий или для активного отдыха, а учебно-тренировочные иногда используются для соревнований. К этой классификации следует добавить спортивные сооружения специального назначения, например, для занятий с детьми, а также для лечебно-оздоровительных целей.
По своим архитектурно-планировочным и объемно-конструктивным особенностям спортивные сооружения могут быть:
1) объемные;
2) плоскостные.
И, наконец, по составу вс6е спортивные сооружения классифицируются по следующей схеме:
Методическое пособие по спортивным сооружениям 001xpt

Техническое состояние спортивного сооружения, его производственная мощность отражена в паспорте, являющемся юридическим документом. Паспорт хранится непосредственно в коллективе физической культуры, в организации, предприятии, в распоряжении которого находится это сооружение.
Паспортизация спортивных сооружений в нашей стране впервые была проведена в сороковых годах. В семидесятых годах она была проведена вновь (по состоянию на 1 января 1975г.). Это помогло точно учесть материальную базу физической культуры и спорта, оценить ее в соответствии с новыми достижениями строительной практики.
Паспорт содержит 7 разделов (от А до Ж), которые отражают: стоимость сооружения, его площадь, характер теплоснабжения, обеспечение водой, вид канализации, систему вентиляции, электроснабжения, радиофикации, характер ограждения территории; в паспорте даются сведения о всех основных и вспомогательных сооружениях. Паспорт дает право на установление категории и класса данному сооружению.
В зависимости от размеров спортсооружений, градостроительных требований, концентрации материальных ценностей, оборудования и других показателей все спортивные здания и сооружения делятся на 4 класса. К первому относят сооружения, к которым предъявляют повышенные требования (например, эти сооружения должны полностью обеспечивать проведение всероссийских и международных соревнований). К сооружениям, относящимся к 4 классу, предъявляются минимальные требования.
Приступая к рассмотрению вопроса организации проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, студенты должны познакомиться с нормами строительства и основными документами, устанавливающими эти нормы; усвоить основные моменты организации проектирования, финансирования и строительства спортивных сооружений.
Важно, чтобы выпускник физического воспитания хорошо изучил конкретные рекомендации по практической деятельности, связанной с организацией и строительством простейших сооружений (игровых полей, беговых дорожек, гимнастических городков, полос препятствий, игровых площадок). Общие положения этого раздела лекции изложены в учебнике «Спортивные сооружения» / Под ред. Ю.А.Гагина,-М.,1976 с. 283-288 и в учебном пособии А.В.Николаенко «Спортивные сооружения»,-М.,1976, с.47-51. важно, при этом выделить следующие направления:
1) расчет потребности и планирование сети спортивных сооружений;
2) нормативная литература и техническая документация для строительства спортивных сооружений;
3) этапы работ по организации проектирования и строительства спортивных сооружений.
Расчет потребности в строительстве новых спортивных сооружений производят на каждую тысячу жителей данного района, города, поселка. При этом важно, чтобы для сооружений была определена площадь территории, соответствующая нормам. Такие нормы указаны в специальной литературе. Так, например, нормативная потребность на 1000 жителей предусматривается:
- плоскостные сооружения – 0,62 га;
- площадь пола спортзалов – 110 м;
- зеркало воды в крытых бассейнах – 12 м;
- зеркало оды в открытых бассейнах – 55 м.
естественно, что с развитием городов, промышленности, с улучшением социально-бытовых условий жизни людей растут и запросы к местам занятий физкультурой и спортом. Поэтому при расчете сети спортивных сооружений учитывается перспектива развития городов, поселков и других населенных мест. Перспективу учитывают по двум направлениям:
1) рост количества спортсооружений в каждом звене общей сети по месту жительства (микрорайоны, районы, город);
2) развитие спортивных баз при учебных заведениях, в частности, при школах, так как школьное строительство всегда согласуется с общим градостроительством.
Расчет количества необходимых спортсооружений для конкретного населенного пункта ведется с учетом таких факторов, как число жителей, количество имеющихся спортивных баз, спортивные интересы населения, географическое положение, климатические условия.
В нашей стране в основе планирования сети спортивных сооружений лежит общий для всего культурно-бытового обслуживания населения принцип дифференциации на сооружения повседневного, периодического и эпизодического использования. Это так называемый ступенчатый принцип организации обслуживания населения.
Ступенчатая система сети спортивных сооружений характеризуется оптимальным размещением площадок, полей, залов, бассейнов и других физкультурно-спортивных объектов по ступеням жилых территорий города, это: сооружения для групп домов, сооружения для микрорайонов, сооружения для районов, межрайонные сооружения и, наконец, сооружения общегородского масштаба (высшая ступень сети спортивных сооружений).
Естественно, для низшей ступени сети спортивных сооружений (группа домов или микрорайон) строятся простейшие площадки или спортивные комплексы для ежедневных занятий. Они располагаются в больших дворах домов и обслуживают население, проживающее в радиусе до 500 метров (5-7 мин. ходьбы).
В состав районных сооружений входят уже более крупные объекты для систематических занятий. Пешеходная доступность таких объектов не должна превышать 20 минут ходьбы.
Межрайонные спортивные центры и физкультурные зоны парков культуры и отдыха проектируются и строятся для двух-трех районов. В их состав входят: спортивное ядро, поле для метаний, футбольные поля, площадки для волейбола, баскетбола, тенниса, бадминтона, спортивные залы, открытые и крытые бассейны. Эти сооружения располагаются в радиусе 20 минутной доступности на общественном транспорте.
Студентам следует ознакомиться с составом и количеством физкультурно-спортивных объектов для различных ступеней сети спортивных сооружений по таблицам, помещенным в учебнике «Спортивные сооружения»/Под ред. Ю.А.Гагина.-М.,1976, с.308-310. важно также хорошо усвоить планирование сети спортивных сооружений в сельской местности. Сейчас, когда а стране решается грандиозная продовольственная программа, создание агропромышленных комплексов диктует необходимость перестройки физической работы на селе.
Основным сооружением в каждом сельском населенном пункте должен быть спортивный комплекс (в крупных) или комплексная спортивная площадка (в небольших селах), дающие возможность заниматься несколькими видами спорта. Размеры и состав сооружений зависят от численности населения и природных условий.
При планировании спортивного строительства в сельской местности надо исходить из характера организации сельскохозяйственного производства. Принципиальная ступенчатая схема спортсооружений на селе может иметь примерно следующий вид:
1) поселки производственных отделений;
2) центральные усадьбы совхозов или колхозов;
3) районный центр.
Если в поселках производственных отделений надо строить небольшие комплексные площадки, преимущественно при школах, то в районном центре должен быть: спортивный комплекс, школьные спортивные площадки, залы, отдельные сооружения для популярных в данном районе видов спорта (вводно-моторная станция, гребная база, лыжные трамплины, горно-лыжная база, санные трассы и др.). в спортивный комплекс должны входить стадион с трибунами, игровые площадки, спортивный корпус с 2-4 залами, 25 метровый бассейн, тир и другие сооружения.
Нормативная литература и техническая документация по вопросам строительства спортивных сооружений достаточно полно представлена в учебно-методических изданиях, в сборниках, инструкциях, справочниках, нормалях и других источниках Сторйиздата РФ. Помимо знакомства с перечнем данной литературы, студенты должны внимательно рассмотреть и разобраться в специальной литературе:
1. СНиП-II-Л,II-70.(Строительные нормы и правила). Проектирование типовых спортивных помещений для общеобразовательной школы. -М., 1970.
2. Нормали планировочных элементов. Открытые плоскостные спортивные сооружения. –М.,1972.
Здесь следует указать, что изучение этой литературы дает возможность студентам познакомиться с принципиальными положениями о нормах строительства. Сами же нормы не являются неизменными; ежемесячно ЦИТП (Центральный институт типового проектирования) выпускает информацию о дополнениях к каталогу паспортов типовых проектов и об отмененных типовых проектах.
Для квалифицированного участия в проектировании, строительстве, расширении и эксплуатации спортивных сооружений работникам физической культуры и спорта важно знать как и в какой последовательности должна осуществляться организаторская деятельность в данном направлении.
Организация проектирования и строительства спортсооружений включает следующие этапы работ:
1) получение справки об отводе участка земли для строительства;
2) составление задания на проектирование спортсооружения;
3) составление договора на проектно-изыскательские работы с государственной организацией;
4) составление договора на строительно-монтажные работы.
При выборе участка нужно знать основные строительно-технические и санитарные требования:
- участок должен быть сухим, не затопляться дождевыми и талыми водами; иметь равнинный рельеф; обладать хорошими фильтрующими свойствами и быть пригодным для озеленения;
- уровень грунтовых вод на месте основных сооружений должен быть ниже фундамента не менее, чем на 0,7м;
- участок должен быть удален от источников пыли, дыма и иметь хорошую естественную вентиляцию.
Получив разрешение на отвод земельного участка, организация заказывает в районном архитектурном отделе или АПУ (Архитектурно-планировочном управлении) строительный паспорт, без которого нельзя вести проектирование.
Строительный паспорт включает следующие документы:
- акт обследования участка;
- архитектурно-планировочное задание (АПЗ);
- копии плана земельного участка;
- схему участка с привязками к постоянным точкам местности;
- справку о технических условиях, связанных с подключением к инженерным коммуникациям (водопровод, канализация, электричество, радио, телефон).
Исходным документом для строительства является задание на проектирование, утвержденное финансирующей организацией. Такое задание составляет основу будущего проекта. В его подготовке должен участвовать специалист по физической культуре.
В задании на проектирование обосновывают: контингент и численность занимающихся; перечень сооружений и их пропускную способность; ориентировочный расчет площади участка для строительства (в том числе площади для озеленения, проездов, проходов и т.д.); предполагаемая стоимость проектирования и строительства. В задании на проектирование также могут быть указаны типовые проекты, которые можно использовать при проектировании, а также материальные источники и резервы, предполагаемые к введению в фонд строительства.
В договоре на проектно-изыскательские работы указываются сроки и этапы выполнения работ, а также стоимость проектирования по этапам.
В процессе проектирования специалистам по физической воспитанию необходимо постоянно проводить консультации по вопросам спортивно-технологических решений сооружаемого объекта.
Контрольные вопросы.
1. Каково значение классификации спортивных сооружений для проектирования, строительства и эксплуатации?
2. Назовите основные положения действующей классификации спортивных сооружений?
3. Как классифицируются спортивные сооружения:
а) по архитектурно-планировочным и объёмно-конструктивным особенностям;
б) в соответствии с планировочной структурой населённых мест;
в) в соответствии со спецификой назначения сооружений и характером их использования;
г) по составу?
4. Охарактеризуйте паспорт спортивного сооружения, его назначение и содержание?
5. Что лежит в основе деления спортивных сооружений на категории и классы?
6. Какова нормативная потребность в строительстве спортивных сооружений на 1000 жителей района, города, посёлка?
7. С учётом каких факторов ведётся расчёт количества необходимых спортивных сооружений?
8. Дайте характеристику ступенчатому принципу организации обслуживания населения?
9. Каковы этапы работ по организации проектирования и строительства спортивных сооружений?
10. Какие документы включает строительный паспорт?
11. Что учитывается при выборе участка для строительства спортивного сооружения?

Тема. Школьные комплексные спортивные площадки.

Земельные участки школ и школ-интернатов подразделяются на учебно-опытную зону, спортивную зону, зону отдыха и хозяйственного двора. С нормами площадей этих зон студенты могут познакомиться в учебнике «Спортивные сооружения» /Под ред.Ю.А.Гагина, -М.,1976, с.271.
Для каждого типа школ и школ-интернатов министерством РФ утвержден перечень спортивных сооружений. Эти сооружения представлены в типовом проекте «Комплексы школьных спортивных площадок» (СНиП-П-Л,А-73).
В комплекс включено 8 типов площадок:
1 – для легкой атлетики;
2 – для гимнастики;
3,3а,3б – средняя, малая и большая площадки для спортивных игр и легкоатлетических метаний;
4 – комбинированная для волейбола и баскетбола;
5 – для волейбола, баскетбола и подвижных игр младших школьников;
6 – для настольного тенниса;
7 – для волейбола;
8 – для занятий гимнастикой младших школьников.
Эти типы площадок объединены в 4 комплекса:
первый – для школ с 8-12 классными помещениями, в него входят комплексные площадки 1,2,3а типов;
второй – для школ с 16 классными помещениями, он включает 1.2.3.4 типы спортивных комплексных площадок;
третий – для школ 24, 32, 40 классными помещениями, в комплекс объединены 1,2,3б,4,5 и 6 типы площадок;
четвертый – для больших школ, в которых 48 и более классных помещений, он объединяет все типы площадок – 1,2,3,3б,4,5,6,7,8.
Все размеры и контуры этих площадок имеются в основной рекомендованной литературе. На практических занятиях студенты должны изучить особенности технологии учебных занятий на каждой площадке, сделать эскизные зарисовки и выполнить контрольную работу по размещению площадок в пришкольной спортивной зоне. Задание выполняется на развернутом листе тетради в клетку.
Контрольные вопросы.
1. Какие зоны входят в состав школьного земельного участка?
2. Назовите все типы школьных комплексных площадок и охарактеризуйте их функциональные особенности?
3. Какие типы комплексных площадок предназначаются для начальных, восьмилетних и средних школ с различным числом классных помещений?
4. Что учитывается при планировке и размещении комплексных физкультурных площадок на школьном участке?

Тема. Строительство плоскостных сооружений. Конструкции открытых спортивных сооружений – площадок, игровых полей, беговых дорожек.

В этой теме студенты должны усвоить основные сведения о строительстве плоскостных сооружений. Для закрепления усвоенного материала они чертят эскизный проект спортивной площадки., игрового поля или беговой дорожки с выполнением разбивочного плана, вертикальной планировки и схемы конструкции покрытия. Кроме этого, должен быть сделан расчет необходимого количества строительного материала для проектируемого сооружения.
Площадки для баскетбола, волейбола, ручного мяча, бадминтона, тенниса представляют собой плоскостные сооружения, имеющие специальное покрытие, разметку и оборудование. Прежде чем планировать размещение площадок и футбольных полей в спортивных зонах школ, ПТУ, во дворах, в парках нужно знать как игровые, так и строительные размеры этих сооружений. Помимо этого, важно правильно сориентировать продольные оси площадок с тем, чтобы во время игры солнце светило сбоку. В частности, площадки, используемые преимущественно в вечернее время, ориентируют меридионально, т.е. их продольная ось располагается с севера на юг с допустимым отклонением в 15*. В районах с многоэтажными домами площадки целесообразно располагать с восточной стороны домов и ориентировать экваториально. При такой ориентации солнце не будет мешать игре ни в вечернее, ни в дневное время.
Игровые размеры площадок и полей устанавливаются правилами игр, строительные же размеры больше игровых на величину зон безопасности. Студентам следует познакомиться с этими размерами по учебникам и учебным пособиям.
Игровые площадки могут располагаться отдельно или блокировано.
При выравнивании больших площадей поверхности земли, на которых возводятся площадки, целесообразно использовать технику (бульдозеры, грейдеры), а малые лучше планировать вручную (лопаты, грабли, ровнялки и другой инвентарь и приспособления). При планировке и разбивке участка для сооружения площадок обычно используют простые измерительные приспособления: экер, ватерпас, мерную ленту, визир для вертикальной планировки, уровень. Для планировки больших участков территории применяют нивелир и теодолит как наиболее точные геодезические приборы.
Важно, чтобы студенты хорошо усвоили методику планировки земельного участка с использованием указанных приспособлений. Для этого на лабораторных занятиях каждый студент должен практически выполнить простейшие измерения.
Плоскую и горизонтальную поверхность размечают в соответствии со строительными размерами сооружаемой площадки. Затем образуют уклоны для стока дождевых и талых вод. Для волейбольных, бадминтонных и теннисных площадок лучше всего уклоны делать от средней линии к лицевым, а для площадок, где игроки могут находиться в любых зонах (баскетбол, ручной мяч) – от продольной оси к боковым двумя скатами. На футбольных полях уклоны направлены в четыре стороны – к боковым и лицевым (см. приложение).
Величина уклонов при вертикальной планировке поверхности площадок для спортивных игр зависит от типа покрытий (водопроницаемое, водонепроницаемое) и не превышает 0,008 (восемь тысячных), т.е. на один метр поверхности площадка снижается к лицевой (или боковой) стороне на 8 мм. Более подробно об уклонах при строительстве открытых спортсооружений можно познакомиться в специальной литературе (см. список литературы).
Объем и сложность работ по сооружению футбольных полей зависят от размеров и особенностей их конструкций. По размерам они могут быть: 69х104; 60х90; 50х75; 40х60; 20х40. по конструкции и покрытию:
1) естественное футбольное поле простой конструкции с грунтовым или травяным покрытием;
2) футбольное поле со специальным (гаревым или газонным) покровном слоем;
3) футбольное поле с покрытием из искусственных материалов (синтетические газоны).
Прежде чем перейти к рассмотрению конструкций покрытий спортивных площадок и игровых полей, необходимо познакомиться со строительными материалами.
Для устройства спортивных площадок, игровых полей и беговых дорожек простой конструкции могут быть применены следующие строительные материалы:
Инертные материалы
- кирпич молотый;
- черепица в раздробленном состоянии;
- клинкер – сильно обожженный (до спекания) кирпич;
- гарь, полученная от сжигания каменных углей;
- шлак, полученный при сгорании каменного угля в топках чугунолитейных и других заводов;
- песок (лучше морской или речной);
- гравий – окатанные камешки, размером 2-20 мм;
- щебень – раздробленный гранит или известняк;
- шлам – мелкие пористые камешки розовато-фиолетового цвета;
- пиритовые огарки – отходы химических заводов, работающих на серном или железном колчедане; они являются ценным антисептирующим материалом, предохраняющим древесину от гниения.
Вяжущие материалы
- глины (обыкновенные, жирные);
- известь;
- строительные высевки – строительный мусор, содержащий битый кирпич, известь, глину, песок;
- суглинок (тяжелый, средний, легкий).
Материалы с упругими свойствами
- торф;
- опилки хвойных пород;
- лигнин – отходы гидролизных заводов;
- мох;
- хлопковая шелуха.
При выборе строительных материалов надо учитывать местные условия и возможность заготовки их на объекте или вблизи строительства, что дает экономию средств в подвозке материалов.
Спортивные площадки
Водопроницаемые покрытия спортивных площадок изготавливаются из грунтовых (естественных или искусственных) смесей. Обычно конструкция спортивной площадки состоит из 3-4 слоев. Состав и толщина слое зависят от особенностей грунтов. Сами трудными грунтами являются глинистые и суглинистые. Они характеризуются тем, что впитывают влагу, разбухают и превращаются в водоупорный слой. На таких грунтах конструкция покрытия площадок наиболее сложная и дорогая; она обычно сооружается на щебеночном основании.
Наиболее благоприятными являются песчаные и супесчаные грунты. Здесь конструкцию покрытий можно упростить за счет уменьшения толщины, исключения нижнего слоя (основания).
Конструкции покрытий игровых площадок должны быть:
- ровными, плотными, эластичными, обеспечивающими хороший отскок мяча, водопроницаемыми, удерживающими влагу внутри;
- атмосферостойкими;
- экономичными.
Строительство площадок на плохопроницаемых грунтах (глинистых и суглинистых) связано с проведением работы по отводу грунтовых вод и влаги, скапливающейся на поверхности площадки. Для этого, кроме уклонов сооружают дренаж по периметру площадки (см. приложение). Он представляет собой канаву, имеющую уклон в сторону сборных колодцев. Наименьшую глубину 30-40 см, а ближе к колодцам 60-70 см. дренажная канава снизу заполняется щебнем, затем слоем шлака, а сверху укладывается крупнозернистый песок. Стекающая по поверхности площадок вода попадает в дренажную канаву, а по ней в колодец, от которого вода отводится по дренажным трубам в систему водослива или к близлежащему водоему (ручей, болото и т. п.).
Студенты должны внимательно отнестись к рассмотрению различных вариантов конструкции покрытий площадок. Как правило, нижний слой (5-12 см) состоит из щебня или шлака (фракцией 40-70 мм), затем после тщательной укатки с обильным поливом водой укладывается второй, более упругий слой (8-10 мм). Он состоит из шлака (фракцией 10-20 мм). Второй слой также тщательно трамбуют. Третий (упруговлагоемкий) слой (2-3 см) заполняется опилками, торфом или лигнином. Такой слой хорошо фильтр
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
АДИ

АДИ

Мужчина Имя : Анатолий
Отчество : Дмитриевич
Сообщения : 3292
Рейтинг : 4547
Репутация : 1012
На форуме с На форуме с : 2012-01-23
Откуда : Курганская область, г. Шадринск


Поделиться ссылкой

Методическое пособие по спортивным сооружениям Empty
СообщениеТема: Re: Методическое пособие по спортивным сооружениям   Методическое пособие по спортивным сооружениям Contro11Чт 13 Дек 2012, 11:28

2
Александр Владимирович! Добрый день!
Пособие хорошее.
Увидел интересные примеры и факты.
Только нет Источников - литературы.
Успехов на Форуме!
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
Никонов А.В.

Никонов А.В.

Мужчина Имя : Александр
Отчество : Владимирович
Сообщения : 3
Рейтинг : 7
Репутация : 0
На форуме с На форуме с : 2012-12-07
Откуда : Усмань


Поделиться ссылкой

Методическое пособие по спортивным сооружениям Empty
СообщениеТема: Re: Методическое пособие по спортивным сооружениям   Методическое пособие по спортивным сооружениям Contro11Чт 13 Дек 2012, 11:41

3
Продолжение методического пособия:

Студенты должны внимательно отнестись к рассмотрению различных вариантов конструкции покрытий площадок. Как правило, нижний слой (5-12 см) состоит из щебня или шлака (фракцией 40-70 мм), затем после тщательной укатки с обильным поливом водой укладывается второй, более упругий слой (8-10 мм). Он состоит из шлака (фракцией 10-20 мм). Второй слой также тщательно трамбуют. Третий (упруговлагоемкий) слой (2-3 см) заполняется опилками, торфом или лигнином. Такой слой хорошо фильтрует влагу и в то же время остается увлажненным длительное время, не давая высохнуть верхнему слою. Помимо этого он придает эластичность всей конструкции. Последним слоем покрытия площадке придают законченный вид. Этот слой (4-6 см) состоит из смеси молотого кирпича, гари, глины, песка, растительной земли, извести и других компонентов. Наиболее ценным материалом является керамическая крошка. Она очень долговечна и атмосферостойка.
В приложении показаны различные конструкции покрытий игровых площадок в зависимости от гидрогеологических и климатических условий.
В учебниках и учебных пособиях по «Спортивным сооружениям» приводятся многочисленные варианты состава спецсмеси. При сооружении теннисных площадок лучше всего использовать керамические смеси, т.к. такое покрытие обеспечивает хороший отскок мяча. Такая спецсмесь обычно состоит из 85-90% кирпрично-керамической смеси и 10-15% глины порошкообразной как связующего компонента.
Известково-кирпичные смеси также обеспечивают высокое качество покрытий; они используются для сооружения баскетбольных, волейбольных и других площадок. Здесь, кроме кирпичной смеси, значительный объём (до 20%) занимает известняк молотый. Менее прочны, но наиболее просты и дешевы глинисто-песчаные смеси. Они применяются при строительстве площадок упрощенного типа, а также при заполнении нерабочих зон комплексных площадок, дорожек ив физкультурно-спортивном городке.
В данном пособии мы не рассматриваем конструкции водонепроницаемых покрытий (асфальтовых, асфальто-резиновых, битумных). Студенты должны познакомиться с рецептами этих смесей в литературе.[/justify]

Футбольные поля.
На песчаных, супесчаных и легкосуглинистых грунтах можно соорудить футбольное поле простой конструкции.
После проведения всех подготовительных работ по счистке и планировке территории, всю площадку футбольного поля перештыковывают, перекапывают на глубину 9-10см и очищают от камней, стекол, корней и т.п. Такую очистку можно провести специальными граблями – равнялками с металлическими зубьями, но наиболее эффективный способ – просеивание верхнего слоя через грохот (металлическую сетку с отверстиями 7-8мм, прикрепленную к железной или деревянной раме ). Затем всю площадь футбольного поля выравнивают (планируют) и придают ей уклоны для стока атмосферных вод.
После выравнивания поверхности поля производится обильная поливка и укатка легким ручным катком весом 200-250кг. При появлении «привалов» производится подсыпка грунтов с добавлением вяжущих материалов. Эта операция повторяется до тех пор, пока поле приобретет вполне качественное состояние.
Футбольное поле простой конструкции с травяным покровом строить нецелесообразно, т.к. это требует значительных трудовых затрат. Одернование таких полей также требует значительных трудовых затрат, да и к тому же оголение земельных участков, где нарезается дёрн, отрицательно оказывает на состояние почвы.
Вместе с тем, в сельской местности такое поле строить гораздо проще. Выбирают ровную площадку с хорошим густым травостоем, окашивают траву до 3-4см, размечают и оборудуют футбольными воротами. Имеющиеся бугорки срезают, углубляются на 5-6см, рыхлят дно, поливают и укладывают дёрн. Ямки заделываются также с рыхлением почвы, поливкой и укладкой дёрна. На таком поле, естественно, уклоны не сооружают.
Футбольное поле со специальным покрытием является значительно совершеннее естественного, но требует гораздо больших затрат. В зависимости от почвенных, климатических и гидрогеологических условий конструкции такого поля может быть различной. Она может быть однослойной и многослойной (до5 слоёв). Такие поля могут иметь гаревую поверхность или газон. В первом случае верхний слой состоит из шлака, гари или кирпичной крошки. Для связи поверхностного слоя добавляют вяжущие материалы – средний, тяжёлый суглинок или порошкообразную глину. Во втором случае, когда футбольное поле сооружается с газонным покрытием, верхний слой состоит из почвы, важнейшим качеством которой является её плодородие. Это самое совершенное покрытие футбольных полей. Все крупнейшие футбольные поля – это сложные сооружения, в разработке, проектировании, строительстве которых участвуют несколько научно-исследовательских институтов, специальных лабораторий. Главная проблема таких сооружений - газон; он создается по законам агротехники посевом, одернованием и вегетативным способом – размножением растений.
Для создания газона на площадках и футбольных полях в северных районах страны рекомендуется следующие смеси семян:
- мятлик луговой – 45%;
- овсяница луговая – 10%;
- овсяница красная – 30%;
- клевер белый – 5%;
- тимофеевка луговая – 10%.
В последнее время большое распространение получили искусственные травяные покрытия спортивных полей. Материал, имитирующий травяной покров, используют для покрытия футбольных полей. Основой материала является слой прочного поливинилхлорида, толщиной 4,8мм, на котором крепят «стебли» травы из полипропилена, высотой 4,8мм. Материал обладает высокой износо- и биостойкостью, не вызывает аллергии. Обычно этот материал укладывают на подстилающий амортизирующий слой пенопласта, толщиной 12,7мм. Этот слой предотвращает доступ влаги из почвы.
Ковры из «Астроторфа», «Политорфа», «Тартанторфа» с длинным ворсом широко применяют на зарубежных спортивных полях.
Футбольное поле может сооружаться отдельно, но чаще всего оно входит в состав спортивного ядра. В связи с этим, система дренажного устройства лучше рассмотреть на примере комплексного сооружения.
Система дренажного устройства обычно создаётся на плохо-проницаемых грунтах и включает:
- кольцевые магистральные дрены;
- осушительные дрены;
- собственный дренаж;
- лотковый дренаж (ливнестоки).
На рисунке показаны виды дренажей и система дренажного устройства спортивного ядра.
Кольцевая дрена заполняется щебнем и дренажными трубами (а иногда только щебнем). Она в виде канавы с уклоном 0,006 идёт вдоль внутренней части беговой дорожки и по лицевым линиям футбольного поля. Этот вид дренажа служит для сбора грунтовых и поверхностных вод со всего спортивного ядра.
Осушительные дрены также имеют вид канав, заполненных щебнем и дренажными трубами. Они располагаются под покрытием футбольного поля, секторов и имеют уклон от средней части футбольного поля к его переферии.
Собственный дренаж – это сплошной дренирующий слой, состоящий из щебня. Он укладывается между грунтовым основанием и упруговлагоёмким слоем футбольного поля, секторов и беговой дорожки. Созданный при вертикальной планировке поле уклон 0,008 способствует скатыванию воды по грунту к переферической части поля.
Лотковый дренаж служит для сбора поверхностных вод со всего спортивного ядра и через сборные колодцы выводят воду за пределы участка спортивного ядра.
Щебень в дренажных канавах укладывается последовательными слоями )крупный снизу). Трубы с отверстиями в верхней их половине или без отверстий, но с зазорами в стыках укладываются на слой крупного щебня наклонно (0,006) в сторону колодцев. Сборные колодцы лучше делать из железобетонных колец или кирпича. Глубина их может доходить до 1,8м. из них вода по трубам отводится в общую канализацию или под уклон по рельефу местности.

Беговые дорожки.

В состав комплексных и легкоатлетических сооружений беговые дорожки являются наиболее ответственной частью.
Дорожки могут быть замкнутыми (круговые) и прямыми для бега на 110, 100, 60 и 30м. длина круговых дорожек может быть 400, 333,3, 250, 200 и даже 150м. малые замкнутые дорожки имеют крутые виражи, поэтому возникает сложность для бегунов при поддержании скорости на этих участках. Малые круговые дорожки чаще всего сооружаются на пришкольных участках, поэтому студенты – будущие учителя школ, должны уметь рассчитать величину наклона бегуна при прохождении им поворотов различной крутизны.
В момент преодоления виража на бегуна действует центробежная сила С, приложенная к ОЦТ спортсмена и направленная горизонтально и радиально от центра кривизны.

С= m V / R g ; где m – масса тела спортсмена;
V – скорость бега;
R – радиус кривизны беговой дорожки.
Для обеспечения динамического равновесия во время бега по повороту спортсмен должен наклониться к внутренней бровке беговой дорожки под углом , который вычисляется по формуле:

tg = V / R g ;

так, если спортсмен бежит со скоростью 10м/сек по виражу, радиус которого равен 16м (на 200-метровой замкнутой дорожке), то он должен наклониться влево на 31,5*.

tg = 10 / 16х 9,81 = 100 / 163 = 0,614;

0.614 tg равен 31,59*

таким образом, на замкнутых дорожках длиной 200м и менее трудно показать ысокий результат.
В закрытых помещениях виражи делают наклонные, это снижает отрицательное влияние центробежной силы на скорость бега.
С конца 60-х годов на крупных стадионах стали сооружать водонепроницаемые беговые дорожки с искусственным покрытием. Однако из-за высокой стоимости такое покрытие на школьных стадионах используется редко.
Принципиальной разницы в конструкциях площадок, футбольных полей и беговых дорожек нет; подобно спортивным площадкам конструкции беговых дорожек в зависимости от гидрогеологических и климатических условий строительства могут быть многослойными и с малым количеством слоёв строительного материала. Например, на рисунке показаны разрезы покрытий беговых дорожек, сооружаемых на песчаных, глинистых и скальных грунтах. Вместе с тем, состав специальных смесей покрытия беговой дорожки должен быть особенно хорошо сбалансирован и отвечать высоким требованиям этого сооружения.
Основные требования к беговой дорожке:
1) дорожка должна быть ровной, с поперечным уклоном к внутренней бровке (i =0,01);
2) она должна быть в нужной степени упругой;
3) покрытие дорожки должно быть стойким к атмосферным и механическим воздействиям, незначительно размокать от дождя, мало пылить в жару и нормально сопротивляться износу от нагрузок.
По названию основных компонентов верхнего слоя покрытия (спецслоя) определяется и название дорожки:
- гаревая;
- коксогаревая;
- пиритогаревая;
- коксопиритогаревая;
- керамическая.
Сооружение беговой дорожки на заранее спланированной и размеченной площади будущего спортивного ядра или комплексной спортивной площадки начинается с подготовки корыта, в которое последовательно укладываются и утрамбовываются отдельные конструктивные слои беговой дорожки. Но до укладки щебня, шлака и других компонентов края дорожки надежно укрепляются боковыми упорами в виде бетонной или деревянной бровки.
Резинобитумные и синтетические покрытия беговых дорожек за последнее время стали наиболее распространёнными видами покрытий. Однако для сооружений, строящих при школах, ПТУ, жилищно-коммунальных управлениях, они пока дороги. Вместе с тем, с каждым годом создаётся всё больше и больше разновидностей таких покрытий. В частности, покрытия «рездор», «арман», «настос», «тэлсток» и другие прошли экспериментальную проверку и внедряются в строительную практику.
Перспективным является рулонное покрытие типа «изол». Рулоны, толщиной 5 и 10мм можно укладывать на любую укатанную поверхность без предварительной приклейки. Такая технология особенно приемлема для школьных сооружений.

Контрольные вопросы.

1. как ориентируются игровые площадки и футбольные поля при сооружении их в физкультурно-спортивном центре района, города, посёлка?
2. Какое различие между игровыми и строительными размерами игровых площадок и футбольных полей?
3. Назовите основные измерительные приборы и приспособления, необходимые для строительства простейших плоскостных сооружений?
4. В какой последовательности выполняют начальные работы по сооружению спортивного ядра, площадок, футбольных полей? (разбивка, расчистка, разметка, планировка и т.д.)
5. Что такое вертикальная планировка плоскостного сооружения? Расскажите об уклонах и их величине.
6. Какие строительные материалы используют для сооружения открытых игровых площадок, футбольных полей, секторов для легкоатлетических прыжков и метаний, для строительства беговых дорожек?
7. Расскажите о разновидностях конструкций покрытий площадок, игровых полей, беговых дорожек, об их составе, назначении каждого слоя в зависимости от особенностей подстилающего грунта?
8. Какой строительный материал входит в состав специальных смесей гаревых, коксо-гаревых, пирито-гаревых, коксо-пирито-гаревых и керамических беговых дорожек?
9. Какова последовательность сооружения круговой беговой дорожки?
10. Расскажите о дренажной системе открытых спортивных сооружений (назначение этой системы, виды дренажей)?
11. Как устроены осушительные и кольцевые дрены?
12. Нарисуйте схему стока дождевых и талых вод на спортивном ядре, баскетбольной и волейбольной площадках?
13. Как определить величину центробежной силы, действующей на спортсмена во время пробегания его по повороту круговой беговой дорожки? Чему равен угол наклона бегуна при беге по повороту радиусом 18 метров со скоростью 8 м/сек?
14. Какая смесь семян рекомендуется при выращивании газона на футбольных полях, сооружённых в северных районах страны?

Тема. Расчет количества сооружений физкультурно-спортивного центра города, посёлка, агропромышленного комплекса, парка культуры и отдыха.

В соответствии с программой каждый студент физкультурного отделения должен выполнить расчётно-графическую работу на тему: «Расчёт количества сооружений и составление ситуационного плана физкультурно-спортивного центра».
Чтобы произвести дифференцированный расчёт количества каждого из видов сооружений для физкультурно-спортивного центра применительно к конкретным условиям, необходимо учесть следующие факторы:
1) количество жителей данного города, района или посёлка;
2) в какой климатической зоне РФ находится данный населённых пункт;
3) ориентировочное число спортсменов по отдельным видам спорта применительно к данной климатической зоне РФ;
4) единовременная пропускная способность каждого из спортивных сооружений, возводимого в этом населённом пункте.
При расчёте состава и количества спортивных сооружений студенты должны пользоваться справочными таблицами, которые имеются в специальной литературе.
Россия – крупнейшее по территории государство. Её географическое положение обуславливает чрезвычайное разнообразие природных и климатических условий. В строительной практике учитываются климатические условия, геогидрологические особенности и другие факторы, характерные для географического пояса или отдельного региона.
В зависимости от величины снежного покрова в зимнее время вся территория РФ условно разделена на 5 климатических зон:
1 – сильноснежная;
2 – многоснежная;
3 – среднеснежная;
4 – малоснежная;
5 – весьма малоснежная.
Природные условия той или иной местности откладывают отпечаток на спортивные интересы населения. Установлены количественные показатели (в%) спортсменов, занимающихся различными видами спорта каждой из климатических зон. (таблица №1)
Методическое пособие по спортивным сооружениям 002rsu

Корме определения числа спортсменов, которые будут заниматься на тех или иных сооружениях, необходимо знать единовременную пропускную способность каждого вида сооружения, только с такими данными можно довольно точно рассчитать необходимое для данного населённого пункта (города, района, посёлка и т.д.) количество спортивных площадок, игровых полей, залов, бассейнов, гребных и лыжных баз, тиров.
В таблице №2 приведены данные пропускной способности некоторых спортивных сооружений.

Таблица № 2
Единовременная пропускная способность некоторых спортивных сооружений
Методическое пособие по спортивным сооружениям 003dvf

Методика расчёта состава физкультурно-спортивного центра.
1. Определить число физкультурников в заданном населённом пункте по формуле:
А = к к к N
Где А - число физкультурников;
N – население жилого района, горда или посёлка;
к – коэффициент, учитывающий часть населения, которая будет пользоваться данным сооружением (принимается ориентировочно равным 0,3-0,4 – для жилых районов и городов и 0,5-0,6 – для посёлков);
к – коэффициент, учитывающий возможность использования одним физкультурником нескольких сооружений (принимается равным 1,4);
к – коэффициент охвата населения физкультурно-спортивной работой (принимается равным 0,4).
2. Определить количество видоспортсменов по формуле:
В = m A
Где В – искомое число физкультурников и спортсменов по определённому виду спорта (количество видоспортсменов);
m – часть спортсменов по видам спорта от общего числа А (эта величина принимается по таблице № 1).
3. Рассчитать общую пропускную способность спортивного сооружения, которая зависит от единовременной пропускной способности, количества смен в сутки, количества рабочих дней в неделю и количества занятий в неделю.
Е = Е а в/с
Где Е – общая пропускная способность сооружения;
Е – единовременная пропускная способность его;
а – количество смен в сутки (эти данные указаны в таблице №2);
в – количество рабочих дней в неделю у данного сооружения;
с – количество занятий в неделю.
4. Рассчитать количество сооружений, требуемых сооружений по отдельным видам спорта по формуле:
С = В / Е
Где С – количество сооружений, требуемое по расчёту для конкретного вида спорта;
В – число физкультурников и спортсменов, занимающихся данным видом спорта;
Е – общая пропускная способность сооружений для избранного вида спорта.
Для примера выполним расчёт количества площадок для игры в волейбол в физкультурно-спортивном центре жилого городского района с численностью населения в 40 тысяч человек.
Исходные данные:
1) город находится во 2 климатической зоне;
2) численность населения городского района, где сооружается физкультурно-спортивный центр – 40 тысяч человек;
3) предполагается, что площадки будут эксплуатироваться 6 раз в неделю;
4) в течение недели на площадках планируется организовать систематическую учебно-тренировочную и спортивно-массовую работу:
- со спортсменами старших разрядов 5 раз по 3 часа;
- со спортсменами младших разрядов 3 раза по 2 часа;
- со школьниками, начинающими спортсменами и любителями волейбола среднего и старшего возраста (группы здоровья) 2 раза по 1,5 часа.
Последовательность расчётов:
1. Определяем число физкультурников и спортсменов (А) в данном районе: А = 0,4 1,4 0,4 40000 = 8960
2. Определяем количество физкультурников и спортсменов, систематически занимающихся волейболом. Для этого берём данные из таблицы №1. Во 2 климатической зоне РФ волейболом занимаются ориентировочно 9% спортсменов, значит В = 9 8960 / 100 = 806 волейболистов.
3. Делаем расчёт общей пропускной способности волейбольной площадки (за неделю). Из таблицы №2 мы определяем, что на одной волейбольной площадке учебно-тренировочную и спортивно-массовую работу можно проводить одновременно с 18-20 спортсменами, при этом за 8 часов эксплуатации площадки в день (см.табл.№2) можно провести 4 смены команд тренирующихся(например, 1,5 часа школьники, + 2 часа волейболисты младших разрядов, + 3 часа спортсмены старших разрядов, + 1,5 часа группа здоровья).
Для определения количества занятий в неделю следует взять среднее число, включающее количество тренировок в неделю команд различной квалификации (5 раз, 3 раза, 2 раза). В данном случае это будет число 3.
Теперь имеющиеся исходные данные и данные, полученные в предварительных расчётах, подставляем в формулу 3.
Е = 20 4 6/3 = 160 человек.
Получив се необходимые параметры, определяем количество волейбольных площадок, необходимое для успешной учебно-тренировочной и спортивно-массовой работы по волейболу в данном районе.
С = 806 / 160 = 5,038 ~ 5 площадок.

Тема. Составление технологического (ситуационного) генплана физкультурно-спортивного центра.

На основе лекционных и практических занятий: основ проектирования, строительства и эксплуатации простейших спортсооружений студенты выполняют самостоятельную работу по размещению комплекса спортсооружений. В данной работе они производят расчёты, определяют необходимую площадь для размещения ранее рассчитанного количества сооружений и проектируют свой вариант технологического (ситуационного) генплана спортцентра.
Для выполнения проекта студенты должны иметь лист миллиметровой бумаги размером 40х60см. чертёж выполняется на 2/3 площади листа (40х40); справа (20х40) размещают текст пояснительной записки, расчётную таблицу и штамп (см.приложение). текст расчётно-пояснительной записки должен быть выполнен аккуратно, чертёжным шрифтом. Графическая часть генплана чертится тушью или гелевой ручкой чёрного цвета, с соблюдением всех элементарных норм графики.
Чтобы определить суммарную площадь застройки и общую пропускную способность физкультурно-спортивного центра, в расчётно-пояснительной таблице указываются соответствующие данные каждого сооружения (таблица №3).
Таблица №3
Расчётная таблица
Методическое пособие по спортивным сооружениям 004qfq

Для определения площади участка, необходимой в строительстве комплекса сооружений всего центра, следует увеличить общую площадь застройки (S) в 2 или 2,5 раза (в сельской местности площадь участка может быть больше, чем в условиях города).
Исходя из площади участка, определяются размеры его сторон. Например, площадь участка равна 90000м (9га), значит стороны его могут быть:
- 300х300 м;
- 360х250 м;
- 400х225 м;
- 500х180 м и т.д.
Величина сторон участка зависит от местных условий, в которых планируется строительство физкультурно-спортивного центра, от его функциональных особенностей, от состава сооружений и других факторов.
Затем все сооружения, указанные в расчётной таблице, размещаются на чертеже в границах планируемой площади. Этот этап в проектировании является наиболее ответственным. Здесь следует учесть многие факторы: ориентация сооружений, группировка их по типам, предполагаемое передвижение спортсменов и зрителей по физкультурно-спортивному центру при организации крупных мероприятий, проезды для машин со строительным материалом к каждой из групп сооружений и другие факторы, обеспечивающие наилучшую эксплуатацию спортивных сооружений.

Контрольные вопросы.
1. Какие факторы необходимо учесть, чтобы определить состав и количество спортсооружений для физкультурно-спортивного центра района, города или посёлка?
2. Расскажите о методике расчёта потребного количества спортивных сооружений физкультурно-спортивного центра микрорайона, района, города, посёлка, парка культуры и отдыха и т.п.?
3. Определите единовременную пропускную способность плоскостных сооружений физкультурно-спортивного центра жилого района в составе которого: спортивное ядро – 1, футбольных полей – 2, площадок для волейбола – 2, площадок для баскетбола – 2, площадок для городков – 2, площадок для бадминтона – 3, площадок для настольного тенниса – 3?
4. Какова общая (недельная) пропускная способность физкультурно-спортивного центра, указанного в вопрсое №3? (Для расчёта принять: а = 3; в = 6; с = 4).
5. Как определить ориентировочную площадь участка физкультурно-спортивного центра района, города и т.д.?
6. Каков принцип размещения спортивных сооружений в физкультурно-спортивном центре?

Рекомендуемая литература.

1. Брысин П.М., Крайнов П.А. Учебно-материальная база НВП в школе. – М., 1978.
2. Булгаков А.М. Строительство плоскостных спортивных сооружений. – М., 1981.
3. Воловник П. Спорткомплекс «Надежда». – М., 1983.
4. Неправский М.М. Спортивный комплекс школы. – Минск, 1980.
5. Николаенко А.В. Спортивные сооружения. – М., 1976.
6. Николаенко А.В., Саливон В.О. Городки ГТО. – М., 1984.
7. Нормали планировочных элементов. Открытые плоскостные спортивные сооружения. – М., 1972.
8. Спортивные сооружения / Под ред. Ю.А.Гагина. – М., 1976.
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Методическое пособие по спортивным сооружениям

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

-
» Методическое пособие
» Методическое пособие по реферату для преподавателей
» Учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы
» Методическое пособие: "Проблемный метод обучения на уроках материаловедения"
» Учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование ::  КАБИНЕТ УЧАСТНИКОВ СООБЩЕСТВА :: Образовательные ресурсы участников :: Публикации, статьи, доклады.-
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна