В итальянской газете «Република» появилась статья, в которой, в
частности, говорится: "Куда подевались русские рабочие? Те, что
улыбаются на мозаичных панно, в мраморных группах в публичных парках, на
барельефах, украшающих здания госучреждений? Они исчезли в хаосе
событий, сопровождавших переход к капитализму. Страна, которая раньше
была царством тяжелых работ, оказалась без рабочей силы. Трудно найти
парня, который был бы готов надеть на себя рабочую робу, почти
невозможно найти человека, увлеченного своей работой, но, самое
главное, - умеющего ее выполнять…
Правительство с большим опозданием пытается исправить ошибку
при помощи несколько наивных и малоэффективных методов. Специальная
кампания - уличные плакаты и реклама на ТВ - направлена на
восстановление былого престижа рабочих специальностей. Сексуальные
девушки с потухшим взором на плакатах, расклеенных на стенах домов в
Москве и по всей России, обращаются с безнадежным призывом: "Мне
срочно требуется слесарь" - или столяр, каменщик, и т.д. Но
восстановить легенду, сначала убив ее, очень трудно. Если раньше
ребята, не мечтавшие стать космонавтами, находили себе рабочее место на
заводе или фабрике, теперь времена изменились. Менеджеры, адвокаты,
на худой конец - чиновники, именно такие возможности предлагают
тысячи частных школ и университетов. Они почти никогда не дают гарантий
устройства на работу, но обещают статус, которого рабочий теперь не
имеет. Кончились времена, когда рабочая профессия гарантировала зарплату
выше, чем у врачей и учителей, не говоря уж о различных привилегиях.
Рабочие постепенно исчезли. А родители рекомендуют детям не
заниматься ручным трудом… Даже прибывающие в массовом порядке
иммигранты из бывших советских республик не спасают положения. Никто не
в состоянии сходу обучить их работе на подъемном кране, с отбойным
молотком, слесарным или токарным инструментом".
Действительно, стимулы избрать рабочую специальность сейчас
отсутствуют совершенно. Даже тот весьма условный престиж, которым эти
профессии обладали в позднесоветские годы, исчез: общество потребления
кардинально изменило ценности и жизненные приоритеты. Заработки в
промышленности низкие. Раньше работа на заводе обеспечивала солидный
социальный пакет (свои поликлиники, профилактории, детские сады,
пионерские лагеря, базы отдыха и т.п.), - сейчас этого почти или совсем
нет. Распространение «покупного» высшего образования создает иллюзию
легкого доступа к «непыльным, но денежным» должностям.
Возможно ли, на ваш взгляд, восстановить привлекательность рабочих
специальностей? Нужно ли это? Как этого можно добиться? С такими
вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат
парламента.
Парламентарии комментируют
Валерий СударенковЧлен Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике (Калужская обл)
16.11.2012 10:38
Тот,
кто такое пишет, не совсем, как сегодня говорят, в теме. Рабочих надо
искать не на улицах и площадях, а в цехах, где они есть – на сегодняшний
день квалифицированных рабочих вполне достаточно. Я лично знаю
некоторых, которые по искре от металла могут сказать марку стали. Вот
уровень!
Действительно, представителей рабочих профессий стало гораздо меньше, но
это связано с изменением структуры производства в экономике, с выходом
на более высокий уровень. Такая тенденция, а также появление большого
числа юристов, экономистов, свидетельствует исключительно о потенциале
общества, а отнюдь не о его деградации (правда, о мере тоже не стоит
забывать).
Да, работы в тяжелых условиях становится меньше, но это за счет
увеличения механизации производств, когда больше требуется операторской
работы, чем ручной - вот на что должно быть сориентировано наше
профтехобразование.
Одновременно я считаю крайне важным восстановление системы ранней
профтехориентации, которая частично реализовывалась в советское время.
На мой взгляд, каждый выпускник школы должен иметь рабочую
специальность, что будет по жизни придавать ему определенную
уверенность. Причем круг специальностей, предлагаемых в школах, должен
быть широким. Мальчики могут заниматься механообработкой, что включает в
себя работу на разных станках, шлифовку деталей, токарные работы.
Девочкам же можно предложить изучение разного рода монтажных операций,
связанных, в частности, с пошивом изделий. Вместе же и те, и другие
могут овладевать основами компьютерной грамотности. Кроме того, не менее
важно строить работу так, чтобы молодежь как можно раньше получала свои
первые квалификации, что тоже очень стимулирует. Мне, например, в
училище, где я получил первую рабочую специальность слесаря, уже в 18
лет был присвоен 4 разряд.
Но все-таки я не могу сказать, что сегодня престиж рабочих профессий
упал. На мой взгляд, он упал в информационном поле. На данном этапе люди
рабочих профессий, как опять же сегодня выражаются, - "неформат". Хотя
если хороший режиссер имеет интересный материал, или журналист
увлекательно рассказывает сюжет, основанный опять же на интересных
фактах, то работа в цеху, о которой у них идет речь, окажется совсем не
хуже, не менее увлекательной для просмотра, чем бандитские разборки на
улице.
Считаю, что здесь государство должно взять на себя основную функцию
пропагандиста и агитатора, должно делать госзаказы на производство
соответствующих передач, фильмов, в которых бы рассказывалось, в том
числе, о многообразии рабочих специализаций. Ведь на сегодняшний день
имеется около 400 наименований рабочих специальностей! Сильно
сомневаюсь, что старшеклассникам, выпускникам школ, да и их родителям
известно хотя бы 50 названий. А откуда, с другой стороны, им это знать,
если о них ничего нигде не рассказывается.
Есть, например, такие люди, которые настраивают приборы, требующие супер
точности. Это юстировщики. Они своим искусством доводят устройства,
аппараты до тысячной доли миллиметра, если они связаны с расстоянием,
или тысячной доли секунды, - если со временем. И у них квалификация даже
выше, чем у часовых мастеров! Но, к сожалению, знают про юстировщиков
совсем немногие.
Александр Починок Бывший член Комитета СФ по социальной политике (Пермский край)
16.11.2012 10:37
Восстановить
престиж рабочих профессий возможно. В первую очередь для этого нужно
воссоздать систему профтехучилищ, которая в начале 90-х финансировалась
по остаточному принципу, так как оказалась лишней, а потому постепенно
исчезла.
Самое интересное, что со временем ошибку поняли и даже подготовили
программу по развитию профтехобразования, на которую иногда ссылаются и
сегодня. Правда, к сожалению, дальше бумаги дело так и не сдвинулось.
После того, как ее отдали на места, она капитально «подвисла», так как с
губернаторов за нее никто серьезно не спрашивал. Вот и имеем мы
ситуацию, описанную в итальянской газете.
С другой стороны, необходимо признать, что потребность в рабочих руках
постепенно падает. Если раньше в развитых экономиках доля тяжелых
рабочих специальностей составляла три четверти, то сегодня это четверть и
меньше. У нас по всей стране в серьезных промышленных, производственных
корпорациях занято всего 15 млн человек, включая руководящий состав. И
это не потому, что им некого и негде брать, а потому, что больше
представителей рабочего класса им и не надо. Ведь благодаря современным
разработкам, технологиям в таких компаниях один человек в год собирает
сотни телевизоров, автомобилей, тысячи телефонов. Сегодня просто
сумасшедшая производительность труда!
Николай ХаритоновПредседатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция КПРФ
16.11.2012 10:36
К великому сожалению, автор этой статьи прав. В России почти не осталось
ни пролетариата, ни крестьянства. Практически везде, за редким
исключением, у нас встречаются теперь только наемные крестьяне и наемные
рабочие.
Думаю, довольно бессмысленно рассчитывать на повышение престижа рабочих
профессий до тех пор, пока в стране не будет восстановлена социальная
справедливость. Сегодня большинство простых людей, которые раньше честно
трудились на заводах и на селе, оказались буквально брошены на произвол
судьбы. Совершенно естественно, что они ищут работу там, где могут
заработать на более-менее сносную жизнь для себя и своих детей.
Неудивительно, что молодые люди идут сегодня в охранники, стюарды,
официанты – куда угодно, но только не в рабочие профессии.
Чтобы молодежь вновь пошла на производство, нужно прежде всего развивать
реальный сектор, обеспечивать приоритет тем отраслям народного
хозяйства, которые больше всего необходимы экономике. Только восстановив
производственный сектор и вернув в общество социальную справедливость,
можно говорить о создании культа рабочего человека, о возвращении
уважения и к таким социально значимым профессиям как врач, учитель,
работник культуры. Без обеспечения людей хорошими зарплатами, достойным
жильем, качественным медицинским обслуживанием и т.д., добиться этого
будет невозможно.
Бато-Жаргал Жамбалнимбуев Член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам (Забайкальский край). Член ЕР
16.11.2012 10:35
В связи с тем, что технический прогресс не стоит на месте, спрос на
обычные рабочие кадры по сравнению с временами Советского Союза снизился
- сегодня требуются в основном рабочие высокой квалификации.
Тем не менее, стоит признать, что со «скамейкой» рабочих специальностей у
нас все же не все в порядке. С началом перестройки в стране начался
период падения производства: одни заводы, фабрики закрывались за
ненадобностью, другие – попросту разорялись, то есть потребности в
рабочих не было. Более того, отсутствовала какая-либо внятная
промышленная, экономическая политика, витала лишь надежда, что рынок сам
все отрегулирует. Но такого не случилось.
Сегодня же нам удалось выйти на рост производства, но, к сожалению, с
одновременным перепроизводством не очень квалифицированных экономистов,
юристов, адвокатов, которые в 90-е годы как раз и заменили собой
«ненужных» рабочих. Потому главная задача на сегодняшний день – всеми
силами пытаться исправлять ситуацию: мы должны не только удовлетворять
потребность в появлении рабочего новой формации, то есть из учебных
заведений выпускать рабочих квалификации иногда не ниже инженерной, но и
поднимать престиж обычных рабочих профессий, внушая людям принцип, что
никакой труд не может быть зазорным, воспитывая их в традициях уважения к
рабочему классу. В итоге общество должно развернуться к рабочим всех
уровней, наконец-то поняв, что без них нет будущего, что технический
прогресс без высококвалифицированных рабочих невозможен.
Но это должна быть пропаганда на государственном уровне. Причем люди
нуждаются не только в материальных стимулах, но и в моральных, иногда
работая даже не за деньги, а за признание их заслуг. Потому по
телевидению должны идти передачи о рабочих, об их достижениях, победах.
Ведь и в наше время есть «стахановцы» в разных областях промышленности,
производства! Так почему мы о них ничего не слышим? Почему забыли про
стахановское движение? Почему не объявляем конкурсы на звание «Лучший
стахановец»?! Думаю, мало кто из представителей современной молодежи
вообще знает слово «стахановец». Это – серьезный пробел в воспитании
подрастающего поколения, который государство должно заполнить.
Гаджимет СафаралиевПредседатель комитета ГД по делам национальностей. Фракция "ЕР"
16.11.2012 10:34
Нельзя не согласиться, что рабочие профессии стали в нашей стране
непрестижными. И произошло это не вдруг: процесс, в течение которого
внимание молодежи стало переключаться на специальности юристов,
экономистов, соцработников, пиарщиков и т.д., идет у нас, наверное, лет
тридцать. Первое время эти специальности действительно были серьезно
востребованы новыми условиями, в которых оказалась наша экономика и
государство в целом.
Но, к сожалению, известное утверждение Гайдара о том, что рынок сам все
отрегулирует, на практике не нашло своего подтверждения. Немало
производств в стране встало, отдельные отрасли промышленности и вовсе
исчезли. Люди поняли, что гораздо легче и прибыльней заниматься
торговлей, перепродажей всего и вся, чем стоять у станка. А тут еще и
финансирование профтехучилищ переложили на местные бюджеты, что привело
либо к их приватизации, либо к перепрофилированию большинства из них в
коммерческие колледжи и лицеи, нацеленные на выпуск тех же экономистов,
менеджеров. В итоге сегодня мы столкнулись с острой нехваткой среднего
технического персонала – токарей, слесарей, электриков, шлифовальщиков и
т.д. Появились большие проблемы и с инженерами определенных
специальностей.
Думаю, для исправления ситуации государству нужно всерьез заняться
возрождением в стране среднего технического образования. Оно должно не
только предусматривать серьезные преференции и льготы учащимся, такие
как повышенные стипендии, отсрочки от армии и др. Очень важно еще, чтобы
система такого образования смогла достойно конкурировать с системой
высшей школы. К примеру, в европейских странах я не раз встречал вполне
успешных рядовых рабочих, которые не ставят своей целью «вырасти» до
начальника цеха, построить карьеру. Все они говорили, что социальный
статус их вполне устраивает, поскольку у них есть достойная зарплата,
свой дом, автомобиль, надежные социальные гарантии.
Источник