ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая работа
Автор -
ТАТЬЯНА ДОЛГОВАСОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………..
2. Основная часть:
2.1.Метод проектов – одна из форм учебной деятельности;………………………………………………
2.2.Сущность метода творческих проектов;…………….
2.3.Театрализация как эффективный метод развития творчества студентов;……………………………………..
2.4. Примеры приёмов театрализации со студентами Дзержинского музыкального колледжа;…………………
3. Заключение…………………………………………………
4. Список литературы………………………………………...
5. Приложение………………………………………………..
1. Введение
Темп современной жизни предъявляет новые требования к процессу обучения. Система обучения в любом ССУЗе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности, потому что формирует специальные способности в связи с профессионализацией. Единообразие учебного процесса, информационная перегруженность программы, падение интереса у студентов к общеобразовательным предметам в обучении – вот круг проблем, знакомых каждому преподавателю. Проблемы общего образования еще заметнее проявляются в ССУЗах, связанных с искусством, ведь здесь еще в большей мере требуется индивидуальный подход к студентам. Воспитание и обучение музыканта – дело сложное.
Повышение эффективности обучения в ССУЗе является одной из центральных задач, поставленных современным обществом перед преподавателями. Рабочий день студента музыкального колледжа достаточно уплотнен, в соединении с аудиторными и индивидуальными занятиями порой превышает 8-9 часов. И если на подготовку по профилирующим предметам студенты тратят от 3 до 6 часов в день, то по общеобразовательным предметам от 1 до 2 часов, бывает и меньше.
Преподавание литературы в колледже отличается нарастающим темпом подачи материала, что, несомненно, сопровождается повышенной эмоциональной нагрузкой студентов.
Положительная мотивация студентов – важная движущая сила учебного процесса. Практика преподавания показала, что инновационные, интегрированные виды учебных занятий воспринимаются студентами с большим интересом, повышают степень комплексного усвоения учебного материала, а также формируют серьёзное и осознанное отношение к своей будущей профессии.
Среди новых педагогических технологий наряду с традиционными наиболее приемлемыми в подходе к обучению дисциплины «Литература» считаю: информационные технологии, метод обучения в сотрудничестве, дифференцированное обучение, проектный метод обучения. Именно последний метод ( метод проектов), на мой взгляд, помогает мне формировать адекватную мотивацию студентов, обеспечивать развитие самостоятельности и творческой инициативы студентов.
Основная часть
2.1. Метод проектов – одна из форм учебной деятельности
Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. Этот метод возник во второй половине XIX века в школах США и вошёл в историю как «метод проблем». Он связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х.Килпатриком. Чтобы дети были заинтересованы в приобретенных знаниях, которые им пригодятся в жизни, необходима проблема, взятая из реальной жизни, значимая для ребенка, - вот основные особенности этой методики.
В начале XX века русских педагогов привлек метод проектов. Так русские педагоги: С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин – отмечали положительные стороны метода проектов. Но с 30-х годов XX века до конца XX века метод этот не признавался. И только в связи с модернизацией российского образования на рубеже XX – XXI веков встала проблема возрождения метода проектов в отечественной практике. В России этот метод имеет свои особенности: в основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление.
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой деятельности преподавателя и студента. Методологической основой использования метода проектов являются общепедагогические и дидактические принципы: связь литературы с жизнью, научность, сознательность и активность усвоения знаний, доступность, систематичность, преемственность, наглядность и прочность усвоения знаний.
Задачи проектной деятельности:
• Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
• Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
• Умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
• Формировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
При подборе объектов проектной деятельности должны учитываться основные требования:
• - подготовленность к данному виду деятельности;
• - интерес к проблеме;
• - практическая направленность, значимость и актуальность;
• - творческая постановка задачи;
• - практическая осуществимость проекта
Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять в различных областях науки, техники, искусства. ( Приложение № 1).
Проектная деятельность рассматривается как специфическая форма организации учебного процесса, которая отличается от традиционной:
1) Студент становится ведущим субъектом учебного процесса; он сам выбирает необходимую информацию, сам определяет её необходимость, исходя из замысла проекта;
2) Систематизация знаний, установление истинности и непротиворечия – дело и забота самого студента; он не усваивает готовые представления и понятия, а сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире;
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей ( приложение № 2).
Мне хотелось бы остановиться на методе творческих проектов, который является, на мой взгляд, интересной и близкой по профессионализации студентам музыкального колледжа.
2.2. Сущность метода творческих проектов
Содержание этого метода — гуманитарно-эстетическая культура и возможность художественного образования студентов средствами различных видов искусства. Именно гуманитарный склад мышления и гуманитарный стиль деятельности лежат в основе развития индивидуальных творческих способностей студентов - музыкантов.
Глубоким гуманитарным потенциалом обладают многие дисциплины в музыкальном колледже, которые интегрируют культурный и исторический опыт человечества: литература, философия, музыкальная литература, английский и итальянский языки, гармония, МХК, история, композиция и др. Эти и другие дисциплины рассматривают самого человека, его отношение к себе, обществу, природе, миру. Специфика предметов состоит в том, что каждый из них описывает человека разными способами и своим собственным языком.
При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у студентов активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.
Работа над творческим проектом подразумевает следующие цели:
• эстетическое, патриотическое, духовное, нравственное развитие студентов на основе художественного воспитания;
• социализацию личности студента;
• формирование мировоззрения, нравственной позиции и гражданской позиции на основе изучаемого материала;
• преодоление психологических барьеров общения;
• преемственность опыта;
• личностно-ориентированный подход;
Метод творческих проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую. На мой взгляд, парная и групповая деятельность студентов всегда выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы со студентом-музыкантом. Объединение для обучения – неизбежная форма работы сегодня и в будущем.
Благодаря объединению в микрогруппы, группы, обеспечивается успех, выраженный в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств ее достижения. А это означает различные пути решения общей задачи. Важная особенность состоит в том, что задача преподавателя, руководителя рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.
Метод творческих проектов имеет в своей основе именно деятельностный подход к обучению, где преподаватель не просто передает знания в объяснительно-иллюстративной форме, а создает такие условия, при которых студенты самостоятельно ищут способ решения проблемы. Театрализации среди других приёмов творческого проекта является мощным инструментом открытия многих человеческих способностей и в первую очередь познавания себя и окружающего мира, развитие навыков взаимодействия с другими людьми.
2.3. Театрализация как эффективный метод творческого развития студентов
Студенты музыкального колледжа уже знакомы с элементами театрализации, для них это особая форма коммуникации на уровне взаимодействия сцены и публики. Превращая в «спектакль» свои выступления (сольные, ансамблевые, хоровые…), студенты постоянно находятся в многоканальной коммуникации с элементами обратной связи. Это тоже своего рода метод творческого проекта, где необходим подбор программы, поиск главных и второстепенных средств выразительности для исполнения, взаимодействие со слушателями.
Используя в своей работе творческий метод проектов, опираясь на профессиональную подготовку студентов – музыкантов, одним из эффективных средств развития творчества на уроках литературы считаю приём театрализации. Театрализация – это взаимосвязь педагогики, методики и театра. Сегодняшний студент вступает в диалог не только с преподавателем, произведением и сверстниками, но и с историческими явлениями, событиями, процессом, что требует не только запоминания, сколько умения анализировать, сравнивать, «пропускать через себя» историю развития общества.
Методологическим основанием использования приёмов театрализации для воспитателей, педагогов, преподавателей являются системы К.С. Станиславского и М.А. Чехова, получившие свое развитие в трудах С. В. Гиппиус, П.М. Ершова, О.И. Кнебель, Л.П. Новицкой. Методы, способствующие формированию личности - творца, предложены в работах видных деятелей театрального искусства (Б. Брехт, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, Б. Шоу и др.). В ряде исследований (О.С. Булатова, Ж.В. Ваганова, Н.Д. Никандрова и др.) эти методы рассматриваются с точки зрения педагогической деятельности.
В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр - два вида искусства, общим для которых является слово.
Урок литературы - всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация - душа всего. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности студентов, а также повышает их интерес к предмету. Именно в театрализации возможна апробация накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Непосредственно на самом уроке преподаватель лишается авторитарной роли, потому что он выполняет лишь функции организатора «представления». Само «представление» после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных студентов.
Изучение литературы предусматривает широкие межпредметные связи. Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения студентов, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков - развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.
Использование приема театрализации способствует эмоционально-образной форме урока. Подготовка и проведение эмоционально-образных форм урока многосторонне приобщает студентов к творчеству:
• попытка создания сценария концерта или композиции;
• творческое (с целевой установкой отбора и использования в сценарии) знакомство с критической литературой, различными информационными технологиями;
• отбор стихов и их исполнение;
• поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление;
• разработка эмоционального анализа-комментария к презентациям, видеоклипам и т.д.
Прием театрализации – один из эффективных способов зримо увидеть содержание литературного произведения, развить воображение, без которого невозможно восприятие художественной литературы.
Общение с высокой литературой учит бережному отношению к наследию культуры. Нельзя недооценивать приём театрализации в социализации, воспитании патриотизма, гражданственности и формировании толерантности студентов.
Уроки литературы призваны научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей. Являясь ненавязчивой формой работы, театрализация помогает мне достигать поставленных целей.
2.4. Примеры приёмов театрализации в учебной и внеучебной работе со студентами в «Дзержинском музыкальном колледже»
Театрализация – это использование средств театра в педагогическом процессе. Традиционно использую на уроках чтение по ролям, обучение и развитие выразительному чтению. Вот некоторые современные виды уроков, на которых использую приём театрализации:
Урок – моноспектакль.
Даю биографический материал о писателе, используя подготовленных чтецов, прошу подобрать музыкальное оформление ( песни, музыка), художественное оформление ( презентации различных видов искусства времени жизни писателя или поэта). Так уроки о жизни и творчестве Ф.Тютчева, и А Фета ( 1 курс), поэтов Серебряного века ( 2 курс), поэтов эпохи Возрождения, Байрона ( 3 курс) и т.д. проходят по воспоминаниям родных и современников поэтов. Кроме чтецов, есть всегда желающие исполнить песни, романсы на стихи поэтов.
Уроки – концерты провожу по завершении темы творчества поэтов. Не всегда проверка чтения наизусть вызывает у студентов восторг. Предлагаю на выбор студентам либо выразительное чтение стихотворения, либо исполнение в паре, группой или солисту музыкальной переработки стихов поэта. Так интересным всегда проходит урок – концерт по творчеству Марины Цветаевой (4 курс). Студенты получают задание недели за две до срока. Далее выбирается «конферансье», который составляет список исполнителей. Студенты всегда получают высокие баллы, поэтому такие уроки им очень нравятся. Незабываемым проходит урок – концерт при изучении темы о Великой Отечественной войне. На уроке не только звучат стихи, песни, но и музыка Шостаковича (Ленинградская симфония), Б. Мокроусова и др. в исполнении студентов на различных инструментах.
Урок – исследование с элементами театрализации провожу тогда, когда учебная задача подвергается изучению в устной форме. Организую учебную творческую деятельность через поиск путем постановки и решения проблемной ситуации. Главное на этом уроке – совместный поиск истины и собственное открытие в художественном тексте. Первый урок по произведению А.Н.Островского «Гроза»( 1 курс). Обращаем внимание на начало песни в устах героя Кулигина. В исполнении студентки звучит эта песня «Среди долины ровныя» полностью (заранее подготовлено задание). Звучит вопрос преподавателя: А можно ли назвать эту песню эпиграфом к произведению? Поэтическим зерном драмы «Гроза»? Случайно ли такое начало в пьесе? Начинается сравнение слов этой песни и судьбы Катерины, главной героини. Ещё один подготовленный студент рассказывает о происхождении этой песни, которая долгое время считалась народной.
Еще одна песня из драмы «На дне» М.Горького ( 2 курс) «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно..» (есть предположения, что слова написал сам М.Горький, музыка народная) в исполнении Федора Шаляпина заставляет внимательнее обратиться к тексту произведения: жанр песни? Как возникла? почему любимая песня героев? Кто ее поет? Почему она звучит в конце произведения, а не в начале? И т. д. Пробуем читать текст песни от лица разных героев.
Элементы театрализации всегда использую на уроке - суде: суд на Обломовым ( И.А.Гончаров «Обломов»); суд над Раскольниковым (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»); суд над наполеонизмом (Л.Толстой «Война и мир»); суд над фашизмом ( по произведениям о Великой Отечественной войне) и т. д
Урок – бенефис привлекает студентов тем, что они выступают в качестве актёров – исполнителей. Проходя педагогическую практику в стенах колледжа, они «работают» преподавателями. Используя методику преподавания музыки, пробую на уроках литературы использовать их профессиональную подготовку. Так при изучении стихотворения В.Маяковского «Скрипка и немножко нервно…» прошу студентов не только выразительно прочитать стихотворение, но и рассказать о музыкальном инструменте - скрипке: его внешнем виде, составных частях, разновидностях, звучании. Студент исполняет любимые свои произведения или фрагменты произведений. Вновь прочитывается произведение. Совсем новый оттенок звучит теперь в стихотворении В.Маяковского. О. Мандельштам ( «Рояль», «Флейта»), И.Анненский ( «Смычок и струна»), Гумилев («Волшебная скрипка») и другие поэты звучат на таких уроках не только стихи, но и музыка. Такие нестандартные уроки, повышают не только интерес к литературе, но и дают возможность студентам рассказать об инструменте, который они выбрали для своей профессиональной деятельности.
Урок – презентация. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, фотографиями, простыми и анимированными схемами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Выполняя “творческое оформление” темы по литературе, студенты показывают глубину и осознанность материала. В этом им помогают мультимедиа-технологии. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков демонстрируют, как студенты видят и слышат тему. Все подобранные материалы объединяются при помощи программы PowerPoint.
Интегрированные уроки с применением приёма театрализации становятся неотъемлемой частью образовательного процесса общеобразовательных предметов музыкального колледжа. Примером может служить интегрированный урок ( биология и литература) «Этот мир придуман не нами…». Природа и человек. Единство экологической и гуманитарной культуры по роману В.Астафьева «Царь – рыба». На уроке студенты выступали в роли главного героя – Игнатьича, и в роли рыбовода, биофизика, природоохранника.
В полной мере реализовать возможности студентов через творческий метод проектов с приёмом театрализации помогают внеучебные занятия. Ярким творческим проектом явилось в 2011 году интегрированное мероприятие (английский язык и литература), посвященное творчеству В.Шекспира.
Результаты использования творческого метода с приёмом театрализации не заставляют себя ждать. Студенты научились более грамотно задавать вопросы, расширился их кругозор, стали более коммуникативны. Заработать хорошую и отличную оценку на уроке может каждый, принять участие во внеурочной деятельности – стремление многих студентов. Студенты имеют стабильный уровень обученности по литературе (качество знаний составляет – в среднем 67 – 70%)
3. Заключение
С началом процесса модернизации образования требования к широте и глубине знаний возросли. Включение метода творческих проектов в учебный процесс дает мне, как преподавателю, возможность значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу студентов, что не привело к трудностям освоения образовательной программы. У студентов ещё более закрепляются творческие способности, появляется стремление самосозидать, осознавать себя творцом. Также привлекает их значимый результат, атмосфера делового сотрудничества с преподавателем. При этом решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи, поскольку между преподавателем и студентами формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.
Конечно, в использовании выполнения творческих проектов есть свои трудности: необходимость затрат большого количества времени на индивидуальную и групповую работу. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу студентов. При этом несколько творческих проектов, используемых преподавателями общеобразовательных дисциплин, не даёт право сказать, что это целостная система всего учреждения.
И всё же, стимулируя самостоятельную, индивидуальную и коллективную художественно – творческую деятельность, метод творческих проектов с приёмом театрализации позволил мне выполнить интегративную функцию: подчинить процесс обучения различным видам искусства, единой задаче формирования компетентной личности, готовой мотивированно реализовать приобретенные знания, умения, навыки и опыт в Дзержинском музыкальном колледже.
4. Список литературы
1. Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П., Формирование познавательной активности студентов в обучении. Учебное пособие Башкирского ГПИ, Уфа, 1998г;
2. Борзенко В.И. Обухов А.С. насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно – исследовательской деятельности. Журнал «Народное образование», 2001 г, № 3;
3. Букатов Е., Ершова А. Хрестоматия игровых приёмов обучения, Москва, 2000г ;
4. Галимова Л.М. Язык – игра – творчество. РЯШ № 5 2001 г;
5. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Журнал «Директор школы», 1995 г, № 6;
6. Дьюи Дж. Методы проектирования. Москва, Мир, 1985 г;
7. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. Москва, 1992 г ;
8. Ершова А.П., Леваньшина Т.В., Никольский А.А. Театрально творческие методы работы на уроках литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. Москва, 1982 г;
9. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театральное пособие для учителей. Москва, Просвещение, 1982 г;
10. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. Учебное пособие для студентов пединститута, учителей лицеев, колледжей, гимназий и средних школ. Москва, АО «АспектПресс» 1993 г;
11. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся. Москва, Школа – пресс, 1997г;
12. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством. ЛВШ , 1998 г, № 8;
13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. Москва, просвещение, 1984 г;
14. Научно – методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. Центр «Педагогический поиск», 2005, № 3;
15. Новикова Т.Проектные технологии на уроках и вовнеурочной деятельности. Журнал «Народной образование», 2000 г, № 7;
16. Одинцова Н.И. Надо ли изобретать велосипед или какие уроки нужны современной школе? Москва, Открытая школа, 2002 г;
17. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва, Аркти, 2003 г ;
18. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва, АРКТИ, 2007 г;
19. Уроки театра на уроках и в школе. Театральное обучение школьников 1 – 11 классов. Москва, 1990 г;
20. Формирование учебной деятельности студентов. Под редакцией В.Я. Ляудис. Москва, МГУ, 1989 г