Тема урока: «Принципы обучения».
Цели урока: дать понятия «принципы обучения», проанализировать различные подходы к определению принципов обучения, рассмотреть историю развития вопроса и вклад педагогов в разработку принципов обучения, познакомится с современными классификациями принципов обучения;
Развивать профессиональную направленность студентов;
Воспитывать устойчивый интерес к изученному материалу и предмету в целом.
Оборудование урока: материал для оформления доски, мультимедийное сопровождение: «Классификация принципов обучения», «Различные подходы к определению принципов обучения», раздаточный материал, методическая литература.
План урока. Прошлое.1. Из истории развития вопроса.
2. Взгляд Я.А.Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского в разработку принципов обучения.
Настоящее.1. Классификация принципов обучения (по В.А. Сластенину)
2. Принципы гуманного педагогического процесса Ш.А.Амонашвили.
Будущее.1. Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» (руководитель Н.Ф.Виноградова).
Ход урока.
I. Орг. Момент.II. Сообщение темы, целей и плана урока.Тема нашего урока «Принципы обучения». Сегодня рассмотрим понятия «принципы обучения», проанализируем различные подходы к определению принципов обучения, рассмотрим историю развития вопроса, вклад педагогов в разработку принципов. познакомимся с современными классификациями принципов обучения, а) К нам на урок пришел учитель начальных классов, выпускница Усманского педагогического училища 1977 г., имеет высшую квалификационную категорию и 25 лет работает в школе. учитель готов поделиться с нами опытом работы по реализации основных принципов обучения.
III. Изучение нового материала. Каким должен быть учитель XXI века? Однозначного ответа нет, и, быть наверное, не может. Но ясно одно, что учитель должен быть образованным человеком: только большой багаж знаний дает право учить других. Материал нашего урока поможет вам пополнить свой багаж теоретических знаний. Тема урока актуальна и современна. Это определено требованиями, которые общество предъявляет к учителю. В Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, в квалификационной характеристике выпускника сказано: что выпускник должен знать принципы обучения и уметь организовать образовательно - воспитательный процесс с использованием различных принципов обучения.
а) Задание студентам. На уроке мы работаем с таблицами и словарями, тетрадями. В
конце урока мы обратимся к вашим записям.
б) Приступая к изучению педагогики, мы отмечаем, что эта наука самая сложная, очень
противоречивая и неоднозначная. И противоречивость в первую очередь состоит в
том, что в педагогике нет единых взглядов и подходов к определению многих проблем.
Так обстоит дело и с определением понятия принципов обучения.
В педагогике существует несколько подходов к определению принципов обучения.
Обратимся к слайду.
1. Т. А. Ильина Принцип обучения - основное положение на которое следует опираться при преподавании основ наук на всех ступенях обучения.
2. И.П.Подласый Принципы обучения - основное положение, определяющее содержание, организация форм и методов учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
3. В.А. Сластенин. Принципы обучения - исходное положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.
4. Г.М. Коджаспирова. Принципы обучения - исходящие положения, определяющие содержание, формы, метода, средства обучения, характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; нормативные требования к организации и проведению.
- анализ определений студентами,
- выделите опорные слова, определяющие сущность принципов обучения.
- Вы как учитель с опытом, какое дали бы определение принципам обучения.
Подвести итог сказанному я хочу словами В.А.Сухомлинского, который отмечал,
что принципы обучения помогают учителю дать детям радость труда, радость успеха в
учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства.
В педагогике есть такая формула - прошлое - настоящее - будущее тесно связаны
между собой. Настоящее работает для будущего, осмысливая достижения прошлого;
только зная прошлое можно зорко смотреть вперед т. е. идти вперед - зная историю. И
исходя из этой формулы, я предлагаю рассматривать нашу проблему по трем направлениям - прошлое - настоящее - будущее.
План рассмотрения нашей проблемы на слайде.
Прошлое.В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного
процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки учителя, подходят к
организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации. Знание
принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с
его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного
материала, выбрать адекватные цели, формы и методы обучения. Вместе с тем они
позволяют обучающим и обучаемым соблюдать экономность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.
Если цели и содержание образования определяют чему следует учить школьников, то
принципы обучения устанавливают как это следует делать.
По мере развития педагогической науки и совершенствования практики выявляются
новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы
обучения.
Таким образом, принципы обучения категория историческая.
Фундамент современных принципов обучения был заложен педагогами прошлого.
Я.Л.Коменский основой считал принцип природосообразности. По его мнению, природа едина, все в ней протекает постепенно т. е. естественным путем. Точно также обучение и воспитание ребенка как частица природы должно проводиться естественным путем.
В книге «Великая дидактика» он видит «золотое» правило обучения - наглядность.
Также у Коменского было ряд работ, где он рассматривал сознательность, активность,
последовательность и прочность усвоения знаний.
слайд.
Принципы обучения, сформированные Я. А. Коменским, основополагающие для разработки принципов другими авторами.
Спустя 150 лет А. Дистервег предложил свой принцип природосообразности, суть которого по его мнению, состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка. Вместе с тем он выдвинул и принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.
слайд.
Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д.Ушинским. Он определил необходимые условия хорошего обучения, по сути дела это и были принципы обучения: последовательность, ясность усвоения, самостоятельность, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, обучение...
слайд.
Принципы выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать в той или иной ситуации. Учитель, который нарушает проверенные требования принципов, никогда не достигнет высокого качества обучения. Знание и воплощение принципов в учебно-воспитательном процессе составляет основу педагогического мастерства и учитывается при определении педагогической квалификации.
В педагогике существуют классические принципы обучения, т.е. которые пришли из прошлого и являются общепризнанными. Педагогическая наука не стоит на месте, а это значит развиваются и совершенствуются принципы обучения.
Разрабатываются современные классификации принципов обучения.
Настоящее.1. В данном блоке мы рассмотрим классификацию принципов обучения по В.А.Сластенину.
а) выступление студентов.
Принципы обучения отражая ту или иную образовательную среду, имеют объективно -субъективную основу. Так, появившиеся в настоящее время гуманистические тенденции в системе образования придают гуманистическую направленность и принципам обучения.
б) Ш.А. Амонашвили является последователем гуманной педагогики Януша
Корчака. По мнению Шалвы Александровича, гуманная педагогика может быть
реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут
переосмыслены все основные компоненты педагогического процесса.
Итак, принципы гуманного педагогического процесса.
1. Целенаправленность педагогического процесса.
2. Связь школы с жизнью, с решением задач ускорения развития
страны.
3. Научность содержания воспитания и обучения.
4. Доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
5. Систематичность и последовательность
6. Сознательность, активность, самодеятельность, творчество учащихся.
7. Связь обучения и воспитания с общественно полезным производительным трудом.
8. Наглядность.
9. Коллективный характер воспитания и обучения.
10. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
11. Выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания.
12. Прочность, осознанность и действенность результатов
образования, воспитания и развития.
13. Комплексный подход к воспитанию.
По формулировке и содержанию они отличаются от традиционных, но они выполняют основную задачу -помогают детям учится, а учителю видеть в каждом ребенке - личность,
а) выступление студента.
слайд.
Будущее.
Реализация педагогического процесса, личностно - значимого для каждого ученика,
является одной из самых острых проблем начального образования. Личностно - ориентированное обучение связано с удовлетворением потребностей ребенка в различных деятельностях, интересных ему - ролевая игра. Для младших школьников сделать процесс обучения личностно ориентированным несложно: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в интересной для него деятельности Н.Ф.Виноградова - доктор педагогических наук, профессор, заведующая Центром начальной школы Института общего среднего образования, член - корреспондент РАО РФ, руководитель проекта - учебно -методический комплект «Начальная школа XXI века».
В учебно - методическом комплекте впервые для начальной школы разработана система использования ролевых игр, которая дает возможность развивать творческое начало ученика.
В учебно - методическом комплекте реализован основной принцип обучения -начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей определенного возраста.
Комплект учебников реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность.
Методика обучения построена таким образом, что у каждого есть право на ошибку, на самооценку своего труда, на самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения.
а) выступление учителя начальных классов
б) фрагмент урока.
Реализация всех принципов обучения предполагает творчество учителя, его мастерство, знание общих основ теории обучения.
Рассматривая тему «Принципы обучения», мы смогли сделать шаг к своей будущей профессиональной деятельности.
IV. Обзор методической литературы.а) выступление студента
Я.А.Коменский «Великая дидактика»
А. Дистервег «Руководство образование немецких учителей».
И.А. Гончаров Педагогическая система К.Д. Ушинского».
Ш.А. Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике»
В.Ф.Шаталов «Педагогика в двух словах»,
Народное образование №7, 2010 (Н.Ф.Виноградова) Начальная школа №9,10, 2008 г.
V. Домашнее задание. Рассмотреть одну из классификаций более подробно.
VI. Итог урока.- Что такое принципы обучения?
- Вклад педагогов в разработку принципов обучения.
- Какой у нас получился урок?
Метод незаконченного предложения. Сегодняшний урок мне помог...