Обыкновенное чудо
"Если учение математике,
свойственное уму человеческому,
остается для многих безуспешно,
то это по справедливости
должно приписать к недостаткам
в искусстве и способе преподавания "
Н Лобачевский
Учитель… На мой взгляд это человек, за которым идут, которому внемлют, которым восхищаются. Это не только профессия, это состояние души.
Мой предмет особенный, я согласна с позицией В. Каверина «Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению». Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю развитие духовно богатой, нравственной личности, способной к самовыражению.
Я не ученый, не философ. Я учитель. Я учитель системы НПО. Что значит быть учителем? Каждый день общаться с ребятами, быть для них интересным собеседником, находить в этом радость и удовлетворение, сопереживать успехам и неудачам – именно в этом и заключается мое педагогическое кредо, поэтому мне близка идея гуманизации образования, суть которой заключается в обращении к личности учащегося. Дух сотрудничества, согласия, гармонии, взаимопонимания должен царить в училище – это мое убеждение.
Учитель математики в системе НПО – не обычный учитель математики. Мне мало просто «дать» учебный материал, нужно обязательно раскрыть его с учетом профессии, которой обучаются учащихся. Я веду математику в группах поваров, официантов, трактористов – машинистов сельскохозяйственного производства, электриков. Специфику этих профессий непременно учитываю, готовясь к занятиям. При составлении заданий использую интеграцию с предметами спецдисциплин, привлекаю конкретные факты из физики, техники и других предметов.
Надо сказать, что учащиеся профессионального училища – это особая категория ребят. Они абсолютно разные: по уровню развития и мышления, желанию учиться, робкие, смелые, смышленые и не очень, веселые и серьезные. Учащиеся одной группы отличаются друг от друга по своим преимущественным интересам, способностям, темпам мышления, складу характера, отношением к учителю. И всех их нужно принять, понять и обучить математике. К каждому найти свой, особенный подход, учитывая психологические различия учащихся. У одной части учащихся имеется устойчивый интерес к изучению математики, у другой – запущенность различного уровня. Обучить учащихся становиться проблемой. Когда я излагаю новый материал, то зачастую вижу непонимающие глаза. Новые буквы, символы, обозначения ставят ребят в тупик. Но надо как – то выходить из ситуации. И я пытаюсь взглянуть на предмет глазами учащегося, где-то упростить, привести пример из жизни.
В своей работе я опираюсь на следующие педагогические принципы:
- Диалогичность, т.е. сотрудничество с учащимися.
- Диагностичность: созданные электронные классные журналы, позволяют постоянно наблюдать за учебной деятельностью учащихся, и обеспечить поддержку и коррекцию в случае необходимости.
- Природосообразность, т.е. обучать учащихся с учетом их физических и психических способностей и особенностей, иначе говоря, обучать в соответствующем темпе, используя, подходящие средства.
- Рефлексивность: итогом занятия становится осознание учащимися полезности занятия, собственного развития.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютера, мобильной связи, интернета. Как научить учащихся полноценно жить в динамичном, быстро развивающемся мире? Мне на помощь приходят новые информационно – коммуникационные технологии. Предпочтение в своей деятельности отдаю технологиям: развивающего, личностно – ориентированного, рефлексивного обучения, уровневой дифференциации, технологии коллективно - индивидуальной мыследеятельности, игровым и тестовым технологиям. В процессе урока я реализую совокупность этих технологий.
Технология личностно – ориентированного обучения для меня особенно важна, поскольку она как нельзя лучше учитывает особенности учащихся училища. В процессе реализации технологи использую групповые и индивидуальные формы работы. Мое отношение к учащимся: «Я вместе с вами». Реализация этой технологии происходит на более высоком уровне, если она осуществляется посредством мультимедийных систем: видеоролики, изображения, 3-d модели, графические чертежи. Все эти применяемые мною средства, направлены на эффективное усвоение учебного материала всеми учащимися и повышение мотивации.
Проблемно – поисковый метод, лежащий в основе развивающего обучения, способствует развитию логики, мышления, воображения учащихся. В центр урока я ставлю некоторую проблемную ситуацию, которую разрешаем совместно с учащимися посредством наводящих вопросов, подсказок, указаний, выводов алгоритмов. Например, на уроке по теме «Правильные многогранники» поставленная перед учащимися проблема вывела их на алгоритм нахождения площади поверхности многогранника. Основным средством развивающего обучения является и диалог, он побуждает учащихся самостоятельно выдвигать гипотезы, и аргументировать, «в споре рождается истина», развивается критическое мышление. Примером применения в данном случае может служить самостоятельный вывод определения, алгоритма решения задачи, доказательства теоремы. При этом пользуются таким средствами обучения, как учебная книга, модели, таблицы, интерактивная система.
Для успешной организации процесса развития и самоорганизации учащегося, его потребностей и способностей, большие возможности дает технология КИМ – технология коллективно – индивидуальной мыследеятельности, в основе которой так же лежит диалог. Форма организации деятельности учащихся – коллективная и групповая, при этом использую информационно – развивающие и репродуктивные методы обучения, такие как беседа, семинар, устный опрос.
Интерактивная доска стала тем средством обучения, которое помогает усилить эмоциональный фон обучения, сконцентрировать внимание на значимых объектах учебного материала. Использование средств SMARTBord позволяет мне объяснять материал из центра класса, прямо с доски, не теряя визуального контакта с учащимися, и не привязываясь к компьютеру. Вследствие чего учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате ясной, эффектной и динамичной подачи материала. При этом у них формируется учебная информация и создается эмоциональное отношение к ней, индивидуализируется и дифференцируется учебный процесс. Организуя обучение, ориентируюсь на развитие личности учащихся. Реализовать это требование возможно с помощью наглядных и красочных программ в виде электронных учебников с действующими в реальном времени примерами: «Открытая математика» (Стереометрия, Функции и графики, Алгебра, Планиметрия), «Математика 5-11класс. Практикум», «1С: Репетитор»,
«Курс математики XXI века». Использование ИКТ способствует одновременной активации многих каналов восприятия. Мною создана и систематизирована коллекция цифровых образовательных ресурсов на основе встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария, по каждой теме, которую я постоянно пополняю. Применение презентаций «Вычисление площади криволинейной трапеции», «Исследование функций», «Построение сечений» и многие другие презентации, созданных в программе Power Point и SMARTBord, способствует качественному уровню наглядности и усвоения материала. Незаменимым помощником при подготовке к урокам в последнее время стал Internet.
Систематическое и планомерное использование средств информатизации привело меня к необходимости обобщения опыта. По просьбе коллег своего училища я провела серию мастер – классов по теме «Использование средств SMARTBord в процессе обучения», а проведение мастер – класса «Использование интерактивной доски на уроках математики» для учителей образовательных учреждений района вселило в меня уверенность и я стала участником областного мастер – класса, который проходил в ПЛ-12 г.Перми по теме «Применение средств SMARTBord при обучении профессии Электрогазосварщик».
Я уделяю большое внимание организации внеклассной работы по математике, поскольку она является продолжением и дополнением основных форм организации учебно – познавательной деятельности учащихся на уроке. Учащиеся успешно участвуют в математических неделях: выпускают газеты, изготовляют модели геометрических тел, составляют презентации, пишут стихи и загадки, посвященные математике, математическим терминам и открытиям.
Оценить результаты деятельности мне помогают тестовые технологии, контрольные и проверочные работы. В своей работе использую дифференцированный подход к оценке уровня знаний.
Таким образом современные инновационные технологии помогают мне в учебной и внеурочной деятельности, улучшают межличностные отношения, помогают овладеть технологией самоорганизации и самоуправления, социализации личности: происходит формирование ценностно – ориентационного единства группы, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, развитие субъект – субъектных отношений, становление субъектной позиции каждого, т.е. умения работать в команде, разрешать проблемные задачи нести ответственность за их реализацию. Иными словами, информатизация учебного процесса:
• Развивает познавательную сферу: мышление, внимание, память, логику, речь.
• Способствует овладению навыками работы с информацией (работа с электронными учебниками, интернет ресурсами)
• Развивает рефлексивные способности, приближают учащихся к адекватной самооценке, что способствует сохранению здоровья учащегося.
• Развивает навыки культуры общения: умение слушать и слышать другого, не перебивать отвечающего, последовательно развертывать аргументацию своей позиции, т.е. логично рассуждать.
Применение современных педагогических технологий помогает мне развивать ключевые компетентности учащихся в интеллектуальной, гражданской, коммуникационной и информационной сферах.
За время работы я поняла, что труд педагога – это большая, трудная, порой невыносимо трудная работа. Прекрасно, когда ребята ждут урок, когда подбегают и спрашивают: “Что у нас сегодня будет на уроке?” И каждый день их чем-то надо удивлять. И радостно становится на душе от внимательных глаз учеников… А ведь это просто…обыкновенное чудо!