Брезгина В.А.
Методист ПРЦ
ГОУ СПО СО «ОТДиС», г. Екатеринбург
brezgina.venera@mail.ru
Проектирование вариативной части ФГОС по образовательным программам швейного профиля на основе функциональных карт
В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС НПО И СПО) образовательные учреждения сталкиваются с проблемой формирования основных профессиональных образовательных программ (ОПОП ОУ) по профессиям и специальностям. Одним из важных аспектов при разработке ОПОП является определение специфики и механизма формирования вариативной части программы с учетом требований к результату обучения по профессии (специальности), выдвигаемые региональным рынком труда [3]. Возникает необходимость выявлять изменения, происходящие в технологии производства и организации труда, определять необходимые для региона дополнительные профессиональные компетенции, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений, знаний и приобретаемого практического опыта.
Государственные образовательные стандарты устанавливают обязательный минимум, которому должны соответствовать работники и специалисты отрасли. Однако содержание ФГОС не отражает региональную специфику отрасли. Поэтому при определении вариативной части большое влияние оказывают такие причины как:
- рост требований к квалификации и качеству подготовки специалиста,
- ужесточение конкуренции на рынке труда (появление новых профессий),
- изменения внешней среды (действие экономических и социальных факторов),
- рост рынка образовательных услуг.
- повышение требований потребителей (студентов и родителей) [5].
В связи с этим необходимо изучить особенности и требования социального заказа регионального рынка труда и его отдельных работодателей. Изучить современное состояние и тенденции развития швейной промышленности в целях определения новых видов профессиональной деятельности, профессиональных функций, дополнительных компетенций (общих и профессиональных), необходимых и достаточных для обеспечения конкурентоспособности выпускника и его дальнейшего профессионального роста.
Источниками региональных требований к содержанию профессионального образования могут быть:
социально-экономические тенденции развития региона;
основные стратегические документы развития региона;
маркетинговые исследования рынка труда;
функциональные карты.
С целью определения дополнительных требований к выпускнику коллективом Профильного ресурсного центра развития профессионального образования в сфере производства потребительских товаров и малого предпринимательства» (ПРЦ) при сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями Свердловской области швейного профиля проведен анализ потребностей в умениях по профессиям «Швея», «Оператор швейного оборудования», «Портной», «Закройщик», специальности «Конструктор – модельер швейных изделий». Для проведения маркетинговых исследований были выбраны группы предприятий осуществляющих индивидуальное, серийное (мелкосерийное и среднесерийное) и трикотажное производство швейных изделий. Всего в опросе участвовало более 30 предприятий г. Екатеринбурга и области, такие как «Пальметта», «Союз-текс», «Соло дизайн», «Армада», «РИО 2000», «Стайер», Екатеринбургская, Ирбитская, Арамильская и Нижнетагильская швейные фабрики [6].
В результате проведенного исследования были выявлены региональные потребности в формировании дополнительных компетенций, которые нашли свое отражение в региональной функциональной карте на группу профессий швейной отрасли.
В рамках региональной функциональной карты были определены 11 вариативных модулей [11]:
1. Выполнять градацию лекал;
2. Раскраивать партию изделий;
3. Изготавливать изделия с учетом свойств современных тканей;
4. Разрабатывать дизайн и изготавливать шторы (портьеры);
5. Изготавливать элементы мягкой мебели;
6. Изготавливать чехлы для мебели, автомобилей;
7. Консультировать по продаже ткани;
8. Консультировать по продаже одежды;
9. Изготавливать кожгалантерейные изделия;
10. Декорировать швейные изделия;
11. Организовывать индивидуальное предприятие,
а также 8 модулей были предложены ОУ, не вошедшие в региональную функциональную карту, но отраженных в функциональных картах образовательных учреждений:
1. Изготовление головных уборов (из фетровых тканей);
2. Выполнять ремонт и обновление одежды;
3. Изготовление корсетных изделий;
4. Дизайн и изготовление трикотажных изделий;
5. Обрабатывать узлы и детали портьер;
6. Изготовлять изделия с подкладом;
7. Изготовлять производственную одежду;
8. Изготовлять мягкие игрушки.
Определение содержания вариативной части ОПОП по профессиям швейной отрасли проходило согласно следующим этапам:
Формирование вариативной части ФГОС началось с определения специфики регионального рынка труда [12], заложенных в функциональной карте, но не отраженных в ФГОС. Это осуществлялось анализом требований к результатам освоения ОПОП, установленным ФГОС по профессиям швейной отрасли, путем соотнесения профессиональных компетенций (требований к знаниям, умениям, практическому опыту), с единицами региональной функциональной карты швейной отрасли.
Согласно пунктам 6.2. и 7.1. ФГОС ОУ предоставляется возможность использования часов вариативной части ОПОП на:
1) углубление содержания обязательной части ОПОП (увеличение объема часов обязательных дисциплин, МДК или модулей через введение дополнительных тем и разделов, и углубления уже имеющихся),
2) расширение знания обязательного цикла ОПОП (введение дополнительных дисциплин, МДК или модулей) [12].
В соответствии с этим была предложена номенклатура структурных элементов вариативной части ОПОП. Фрагмент данной номенклатуры представлен в таблице «Номенклатура структурных элементов вариативной части ОПОП». Распределение структурных элементов вариативной части ОПОП ФГОС швейного профиля представлено на диаграмме 1 «Распределение элементов по программам».
https://redcdn.net/ihimg/photo/my-images/14/11152141.png/
Таблица «Номенклатура структурных элементов вариативной части ОПОП»
№ ВМ | Конструктор | Закройщик | Портной | Оператор, швея | Актуальность |
Изготавливать изделия с учетом свойств современных тканей | Дополнительные темы в МДК ПМ.02 «Конструирование швейных изделий» по учету особенностей современных материалов при разработке конструкции изделий особенно, что касается трикотажа, кожи и меха
| Дополнительные темы в МДК ПМ.02 «Изготовление лекал» по учету особенностей современных материалов при разработке конструкции изделий особенно, что касается трикотажа, кожи и меха | | | Одно из главных требований работодателей в настоящее время - это умение выпускников изготавливать изделия с учетом свойств современных тканей (трикотажное полотно, стрейч-ткани, искусственная кожа, искусственный мех, двухсторонние дублированные материалы, кружевное полотно, эластановые волокна) |
Изготавливать изделия с учетом свойств современных тканей | Дополнительные темы в МДК 03.01 «Основы обработки различных видов одежды» раскрывающие особенности обработки изделий из современных материалов, а также особенности раскроя из данных материалов (в частности из натуральной кожи и меха).
| Дополнительные темы в МДК 04.01 «Технология изготовления изделий по индивидуальным заказам» раскрывающие особенности обработки изделий из современных материалов, а также особенности раскроя из данных материалов (в частности из натуральной кожи и меха). | Дополнительные темы в МДК. 01.01. «Технология пошива швейных изделий по индивидуальным заказам» раскрывающие особенности обработки изделий из современных материалов, а также особенности раскроя (подкрой мелких деталей) из данных материалов (в частности из натуральной кожи и меха). | Дополнительные темы в МДК. 02.01. «Технология обработки текстильных изделий» раскрывающие особенности обработки изделий из современных материалов (в частности из натуральной кожи и меха). | Одно из главных требований работодателей в настоящее время - это умение выпускников изготавливать изделия с учетом свойств современных тканей (трикотажное полотно, стрейч-ткани, искусственная кожа, искусственный мех, двухсторонние дублированные материалы, кружевное полотно, эластановые волокна)
|
Организовывать индивидуальное предприятие | Новый вид профессиональной деятельности как организация индивидуального предприятия предполагает наличие вариативного профессионального модуля, но так как ОУ не сможет обеспечить образовательный процесс прохождением студентами учебной и производственной практики по данному направлению, целесообразно ввести учебную дисциплину «Организация индивидуального предприятия» | аналогично колонке 2 | аналогично колонке 2 | аналогично колонке 2 | Приоритет развития сферы малого и среднего предпринимательства |
Декорировать швейные изделия | Новый вид профессиональной деятельности как декорирование швейных изделий определяет актуальность введения вариативного профессионального модуля. Учитывая, что способов декорирования история знает множество и чтобы избежать нехватки часов или перенасыщения модуля неоправданной практикой, можно скомплектовать способы декорирования по видам: Декорирование швейных изделий вышивкой (бисером, паетками, стразами), драпировками, складками, сборками, буфами;
Декорирование швейных изделий в технике батик;
Декорирование швейных изделий в технике пэчворк и аппликацией;
Декорирование швейных изделий кожей, мехом, трикотажем, бархатом, кружевом;
Декорирование швейных изделий машинной и ручной вышивкой;
Декорирование швейных изделий плиссе, гофре;
Декорирование швейных изделий искусственными цветами;
Декорирование швейных изделий в технике гильоширования.
Можно выделить еще и способ декорирования костюма – «Проектирование аксессуаров»
| аналогично колонке 2 | аналогично колонке 2 | аналогично колонке 2 | Декорирование одежды во все времена было актуальным; оно позволяет подчеркнуть индивидуальность его обладателя. |
При определении содержания вариативной части могут возникнуть проблемы, связанные с понятийно – терминологическим расхождением сферы труда и сферы образования; с порой «полярными» требованиями работодателей - с одной стороны необходимы «узкие» специалисты, с другой стороны специалисты с широкой фундаментальной подготовкой[4].
ОУ должны согласовать выбранный набор элементов вариативной части с представителями работодателей, а именно - с предприятием (организацией) заказчиком кадров, с объединением работодателей, с отраслевым министерством, с наблюдательным советом (для автономных образовательных учреждений). Образовательные заведения, у которых отлажены связи с работодателями по изучению и удовлетворению их требований к выпускнику, будут легче осуществлять переход на ФГОС нового поколения. Но, как показывает практика, у большинства ОУ взаимоотношения с работодателями ограничиваются предоставлением мест практики, максимум участие в ГИА.
Девизом к внедрению ФГОС могут служить слова Гербера Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это не только те «действия», которые студенты выполняют при получении той или иной профессии, или осваивая новую квалификацию, это и «действия» образовательного учреждения и работодателя по формированию нового высококвалифицированного и конкурентоспособного выпускника.
Возрастает роль ресурсных центров, которые должны оказать поддержку образовательным учреждениям при формировании вариативной части ОПОП. Немаловажным является и разработка механизма взаимодействия ОУ и работодателей на уровне Министерства образования и науки РФ по определению требований к выпускнику в постоянно меняющемся рынке труда.
Формирование вариативной части – объемная и постоянная работа, требующая согласованных действий от всех участников образовательного процесса, цель которого является подготовка выпускников НПО и СПО, востребованных специалистов с учетом регионального рынка труда и современных тенденций в швейной промышленности.
Список используемых источников:1. Володарская, А.А. Особенности формирования моделей учебных планов по реализации программ НПО / Волдарская А.А., Павлова О.А. – URL: http://wikikurgan.orbitel.ru/images/c/c9/Raspredelenie_variativnoy_chasti_NPO.pdf
2. Галина, П.К. ФГОС третьего поколения как условие удовлетворения запросов работодателей и особенностей развития региона – URL: http://docs.google.com/
3. Мальгина, С.Ю. Особенности формирования вариативной части основной профессиональной образовательной программы по профессии «повар, кондитер» [Текст] / С.Ю. Мальгина – Среднее профессиональное издание – 2011. №1 – 23-24с.
4. Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ – URL: www.nark-rspp.ru/
5. Рекомендации УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики по разработке вариативной части основных профессиональных образовательных программ по специальностям среднего профессионального образования экономического профиля – URL: www.fa.ru/dep/umo/about
6. Семенова, В.А. Аналитический отчет результатов маркетинговых исследований потребностей в умениях работодателей в сфере легкой промышленности по профессиям \ специальности «Швея, оператор швейного оборудования – портной – закройщик – моделирование и конструирование» [Текст] / В.А. Семенова – Екатеринбург, ПРЦ ЛП – 2007. – 19с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262019.02 Закройщик / Утвержден приказом Утвержден приказом Минобрнауки РФ от «12» мая 2010 г. № 493
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262019.03 Портной / Утвержден приказом Утвержден приказом Минобрнауки РФ от «11» мая 2010 г. № 497
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262019.04 Оператор швейного оборудования / Утвержден приказом Минобрнауки РФ от «12» мая 2010 г. № 494
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий / Утвержден приказом Утвержден приказом Минобрнауки РФ от «6» апреля 2010 г. № 280
11. Функциональная карта на группу профессий швейной отрасли «Моделирование и конструирование – закройщик – портной – оператор швейного оборудования, швея» [Текст] / Руков. проекта В.А. Семенова – Екатеринбург, ПРЦ ЛП – 2007. – 19с.
12. Читаева, О.Б. О регламенте введения федеральных государственных образовательных стандартов в УСПО города Москвы. – URL: www.niirpo.ru/docs/uchsovet/tezis21.04.11.doc
[b]