Система образования в Чеченской Республике находится в глубоком кризисе. Подавляющее большинство экспертов ставят республику на последнее место в России по качеству и уровню образования. Причем для подобных оценок есть как объективные, так и субъективные основания (которые наверняка возникнут у каждого, кто увидит полупустые газетные ларьки и крошечный ассортимент книжных магазинов).
С момента введения ЕГЭ в 2008 году ЧР уверенно замыкает рейтинг субъектов России по всем предметам по средним баллам и по проценту успеваемости. К примеру, общая успеваемость по биологии в 2011 году составила 47 процентов, то есть каждый второй не набрал даже минимального проходного балла. В некоторых же районах успеваемость была ниже 40 процентов (сдали только 2 из 5 выпускников). На первый взгляд причины этого понятны. Разрушительная 10-летняя война, из-за которой тысячи детей не учились многие годы, безусловно, главная из них. Но, на мой взгляд, ключевой причиной является то, что знания в чеченском обществе сегодня не воспринимаются как ценность.
Учителя рассказывают, что дети просто не хотят учиться, особенно девочки. Почему так? Исстари считается, что идеальная чеченская женщина должна быть скромной, верующей, хозяйственной, воспитанной, знающей и понимающей национальные и мусульманские традиции и обычаи. То есть быть действительно образованной от чеченки не требуется. С раннего детства девочки видят вокруг себя, по сути, единственную ролевую модель женщины, а именно — роль домохозяйки. Огромное число девушек бросают вузы на 2-3 курсе, после того как выходят замуж. Директор одной из сельских школ в Гудермесском районе поведал такую историю. Четыре девочки оставили школу после 8-го класса, так как во время летних каникул вышли замуж. На многочисленные просьбы и обращения директора к их родителям последние отвечали: "Они уже замужем, им не нужно и некогда учиться". 13-15-летние девочки становятся женами (брак, как правило, не оформляется официально, но заключается в соответствии с исламским свадебным ритуалом и чеченскими традициями), покидают школу и честно выполняют функции домохозяйки.
Общее число направлений, в которых может реализовать себя женщина, ограничено. Чеченские женщины практически не занимаются собственным бизнесом. Они не занимаются спортом, само словосочетание "чеченская спортсменка" воспринимается в обществе как шутка. С другой стороны, среди госслужащих довольно много женщин. Зато образование, здравоохранение остаются сферами, в которых может чего-то добиться чеченская женщина.
В нашей республике связь между деньгами и знаниями не является очевидной. Быть родственником высокого начальника, выходцем из одного класса, группы, села или тейпа, в крайнем случае быть его хорошим другом — вот что может способствовать вашему успеху. И при этом не имеет никакого значения, где и как вы учились.
Власти уделяют непропорционально большое внимание религиозному образованию в ущерб воспитанию светскому. На всех каналах и радиостанциях, в постоянных речах высших лиц республики мы регулярно слышим о необходимости быть истинным мусульманином, что, разумеется, заслуживает одобрения. Но гораздо реже можно встретить пропаганду обычного светского образования.
В этой связи показательным выглядит следующий пример. За последние годы ЧР прославилась рекордными темпами строительства во всех сферах. В городе, где все строится и возводится в кратчайшие сроки, мне удалось найти в центре Грозного чуть ли не единственное замороженное строительство. Не повезло центральной городской библиотеке...
Алихан Динаев, служащий Министерства образования и науки Чеченской Республики и одновременно преподаватель Чеченского государственного университета
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1790094