Контекст |
|
◄ НАВИГАЦИЯ ► | seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
|
Интернет-издание |
|
Последние темы | Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального)) автор Mick Ср 17 Янв 2024, 10:05 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\хавтор Виктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52 Демоэкзаменавтор Rino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48 КТП по материаловедению для МЖКХавтор Ан Ср 13 Янв 2021, 14:59 НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛКавтор Ната/П Пт 18 Дек 2020, 14:26 С Днём рождения Нина Станиславовна!автор Александр Ср 12 Авг 2020, 10:36 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования автор luna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00 Форумчане, мы еще функционируем???автор Александр Пт 17 Апр 2020, 09:55 Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторыавтор xela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39 Сотрудничествоавтор Наталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29 С Днем Рождения, Александр Алексеевич!автор Александр Ср 21 Авг 2019, 08:34 Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельностиавтор t_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52 Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"автор Татьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07 Презентации по профессии "Электромонтер"автор Карелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57 С Новым 2019 годом!автор Алекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12 Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"автор Виктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47 Так что же изменилось, и что делатьавтор Вячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47 НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУавтор xela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08 С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!автор Ольга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52 ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппаратаавтор NinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультацииавтор Алексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09 Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективыавтор Vladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41 Размышление о нравственности.автор Vladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19 Подросток и взрослыеавтор Vladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11 ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"автор Vladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55 С Днём Пограничника 28 маяавтор Vladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18 Кабинет электротехники и электроникиавтор Иринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06 Повышение квалификации по ТОП-50автор dajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51 Алгоритмыавтор Вячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52 ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!автор Алексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19 С ДНЁМ ПОБЕДЫ!автор Александр Ср 09 Май 2018, 21:55 Опять реформы?автор Вячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26 Новый подход к организации профессионального образованияавтор Алекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20 Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”автор Алекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05 Нынешние проблемы образования - будущие беды государстваавтор Алекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56 |
Сертификат участника |
|
| | Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? | |
| Автор | Сообщение |
---|
Александр
Имя : Александр Отчество : Алексеевич Сообщения : 3426 Рейтинг : 7924 Репутация : 1136 На форуме с : 2010-11-30 Откуда : МО, Домодедово Поделиться ссылкой
| Тема: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Ср 06 Июл 2011, 21:16 | |
| 1 "Наша система образования оказалась сегодня на краю пропасти. И учителя, и преподаватели вузов, и специалисты на производстве в один голос твердят: образовательный уровень, кругозор выпускников, абитуриентов крайне низок. Если срочно не принять меры, страна окажется выброшенной из списка претендентов на мировое господство - никакое Сколково не поможет. Искусствовед Михаил КАЗИНИК и писатель Александр ПРОХАНОВ пытаются выяснить, кто виноват в сложившейся ситуации и как её можно исправить - в том числе, используя опыт, накопленный в прошлые эпохи." - сообщает сайт "Аргументов и Фактов" в статье http://www.aif.ru/society/article/44279 "«Всё - на возделывание души!» Михаил Казиник Музыкант, культуролог Мир сегодня меняется с огромной скоростью. Школа же наша не меняется десятилетиями. Как строится школьная программа? У учителя географии есть 40 минут, чтобы рассказать, к примеру, про географию Португалии. 25 минут он потратит на то, чтобы утихомирить класс, ещё 10 - поругать за то, что не слушают. Потом он проверит домашнее задание и скажет, с какой по какую главы дома прочитать. Дальше - урок истории. Франция, XVII век. На какой минуте истории забудется география Португалии? На первой! Следующий - урок музыки. На какой минуте школьники забудут Францию? Тоже на первой. Вывод: эта школа сформирует у детей клиповое сознание, которое не позволит им составить полноценную картину мира. Поколение гениев А вы знаете, какой была школа в дореволюционной России? Расскажу вам лишь одну историю. 1913 год, ещё 4 года до 1917-го. 11-летняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии, обращается к дядюшке: «Что у Вас написано в медальоне? Вы никому никогда не показываете эту надпись». «Пожалуйста, - дядюшка протягивает медальон. - Посмотри. Ты всё равно ничего не поймёшь». Девочка смотрит несколько минут на выгравированные на крышке четыре ноты. И вдруг кричит: «Знаю! Там написано «Я люблю вас». Вы представляете, как тогда учили девочек, если этот ребёнок к своим 11 годам умел петь ноты с листа, знал роман в стихах Пушкина и оперу Чайковского «Евгений Онегин» и смог вспомнить арию Ленского со словами «Я люблю вас, Ольга!»? Какую прививку от бездуховности ей сделали! И как нужно было воспитать мальчика, чтобы он мог завоевать любовь этой девочки? Тогда в стране думали о сохранении генофонда. В России всё было продумано! И мужчину воспитывали, чтобы, с одной стороны, он был воин, защитник, а с другой - образованный духовно человек. Так в России готовили поколение, которое на рубеже ХIХ-ХХ вв. породило невиданный прорыв в культуре… Россия стала рождать гениев одного за другим. Постепенно сформировалась целая система воспитания - не только гениев, но и тех, кто будет способен воспринять их творения, сформировалась прекрасная система образования. А в 1917 году произошла страшнейшая вещь - Россия приняла на себя этот ужасный эксперимент, который зижделся на двух человеческих качествах: зависти и ненависти. Ленин ведь прекрасно понимал, что делает. Он хотел навсегда получить единоличный доступ к богатствам одной шестой части суши. И он его получил. Его потомки продолжают выкачивать недра этой земли. В таком случае что им нужно - просвещённое общество или рабсила, которая будет заниматься обслуживанием нефтяных и газовых труб и не задавать лишних вопросов? Ответ очевиден! Остальные - кто не будет работать на трубу - им вообще не нужны. И мы видим это по отношению к старикам, к инвалидам, которые, отчаявшись дождаться помощи, пытаются сами цепляться за жизнь. Сколько в России умерло великих в прошлом актёров - в полной нищете, в одиночестве? Россия - «Дом-2» Как из этого выбраться? Достигли мы дна, от которого можно будет оттолкнуться? Видимо, да, достигли. И поэтому начинаем снова рождать очень много талантливых детей. Я был на Камчатке. Туда на мой мастер-класс приехала девочка из такой глубинки, для которой ободранный Петропавловск-Камчатский - центр цивилизации. Она играет на детской скрипочке - денег на взрослую у неё нет. Но играет так, что в любой стране мира она моментально стала бы миллионером. Туда же, в Петропавловск, бог знает откуда приезжает гениальный мальчик Тимофей. Но в чём ужас? Слушатели этих талантов живут в других странах - в их родной стране их сегодня никто не оценит по достоинству. Видимо, властям важно, чтобы разум наш по-прежнему спал. Я уже как-то пошутил горько, что Россия теперь не наш дом, а наш «Дом-2». Надо срочно исправлять систему образования. Дайте мне помещение, я соберу там учителей и научу каждого, как надо объяснять детям историю, музыку, литературу. Я называю это комплексно-волновой урок. Такие уроки - единый гуманитарный комплекс - запоминаются намного лучше. И все учителя - истории, литературы, географии, музыки - готовятся вместе. Мы имели возможность опробовать это в школе в г. Выксе. Темой дня стала Дания. И через сказки Андерсена, через его «Соловья», через крапиву, из которой Эльза вязала рубашки своим братьям, через музыку Грига мы рассказывали ученикам 4-5-х классов об этой стране. Когда через месяц проверили их знания, выяснилось, что дети запомнили ВСЁ. Понимаете, количество знаний сегодня не играет роли - для этого есть Интернет. Необходимо дать ученику принципы мышления и восприятия. Мы сегодня делаем очередную глупость, пытаясь копировать западную систему образования. Этого делать нельзя! Вред их системы не только в том, что школьников не учат мыслить, а натаскивают на все эти тесты. Хуже другое - эта система не видит в подростке личность. А Россия всегда была сильна именно личностями. И своих умных идей у нас предостаточно. Нам по силам создать великую гуманитарную школу, которую будут копировать другие страны. Нам надо - в который раз в истории человечества - вытаскивать мир из той пропасти бездуховности, в которую он постепенно сползает. Нужно всё поставить на культуру, все ставки! Туда бросить все силы. Ведь что такое культура? Это возделывание души! И оно - самое главное." "Страну - за парту Александр Проханов Писатель Образование в царской России превозносят как идеал. Однако такие высказывания часто звучат от людей, исполненных романтического обожания того времени, в котором они не жили, и глубокого скепсиса, если не неприязни, по отношению к последующей эпохе. Не надо забывать, что до революции большинство народа не разумело грамоты. Только отдельным самородкам удавалось прорваться к знаниям. Мой прадед был неграмотным, но, разбогатев, отправил своих детей в университеты Германии. Одна из моих бабок, тоже из неграмотной семьи, окончила Бестужевские курсы, стала археологом и копала Помпеи… Это были уникальные и восхитительные примеры того, как молодой, сильный, неистраченный ещё народ умел пробиться сквозь толщу властного пренебрежения к себе. Воспитывалась и интеллектуальная элита. Но если офицеры царской армии были столь элегантны, являли собой пример воина и человека чести - почему же вся эта армада дворянства, вся этика, воспитанная на примере спартанских героев, эллинских философов и рыцарей духа, так бездарно проиграла историческую схватку за империю и своего царя? Ведь недаром царская Россия не сумела осуществить технологический прорыв, опоздала с реформами, отстала от Запада на сто лет и проиграла несколько войн, а затем была ввергнута в гражданскую смуту. Дореволюционное образование не ставило перед народом стратегических целей. Самым образованным человеком в стране был царь: его с детства окружали лучшие профессора, ему читали лекции лучшие знатоки искусства. Потом - его родня, придворные, фрейлины. Был и достаточно тонкий слой интеллигентов... Та школа была для элиты, для избранных, а советская - для всех. Она ориентировалась на сверхзадачу, которую решало общество. Эта задача была утопической - рай на земле, - но требовала колоссальной мобилизации, в том числе и интеллекта. Конечно, система образования в СССР тоже была неидеальна. Но в её основе был принцип всеобщей грамотности. Вся страна села за парты - и старики, и бородатые крестьяне. Лозунг претворили в жизнь - вокруг почти не осталось неграмотных людей. СССР поставил перед собой грандиозную индустриальную цель: создать новую техносферу в аграрной стране. Задачи перед ней ставились тоже великие и конкретные: победа в грядущей войне и познание мира. Под это выстраивались тысячи учебных заведений. Рождалась так называемая красная профессура - из только что выучившихся грамоте молодых людей выходили инженеры, технологи, гуманитарии. Всё делалось в спешке. Часто брали не качеством, а количеством. Но за счёт этой всенародной, массированной, мощной атаки был создан новый технокласс. Итог налицо: до Берлина дошли, страна устояла и не только создала лучшие в мире танки и орудия залпового огня, но и вышла в космос. Советское фундаментальное образование на своей высшей стадии превратилось в непревзойдённые до сих пор научные школы. Порыв к знаниям А советская гуманитарная интеллигенция? Да, лишили звания народного артиста Шаляпина, уморили Мандельштама, расстреляли Гумилёва. Но были и огромные плоды: от театра и кинематографа до зодчества и литературы. Если сейчас мы слышим из телевизора внятную, осмысленную речь интеллигентных людей, которые, как правило, бранят советское время, - это наверняка те, кто получил образование именно тогда. Неблагодарные дети, которые кусают изнемогающую мать. Кем бы они были без неё? Все эти блестящие плеяды актёров и режиссёров, музыкантов и певцов, архитекторов, художников и писателей? Вчерашние смерды, превратившиеся в классиков? Это всё - советская школа, породившая великую культуру. Эта культура в итоге переросла в государственность, а впоследствии даже оказалась сильнее её. Государство стало гнить, разрушаться, а система образования, уклада интеллектуалов - оставалась. Неслучайно в последние годы советской власти технократы - ядерные физики с гордостью заявляли: «Мы можем сделать всё, что не противоречит законам физики». Такой был размах и порыв к знаниям. Увы, сегодня всё это разрушено." |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| IrastrawFlt
Имя : Ирина Отчество : Александровна Сообщения : 1741 Рейтинг : 2170 Репутация : 300 На форуме с : 2010-12-09 Откуда : г. Борисоглебск Воронежской области Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Пт 08 Июл 2011, 21:45 | |
| 2 Согласна с Александром Прохановым. Просто бесит порой, когда слышишь, как наша культурная элита с экранов телевизоров, скорчив презрительную мину, обзывает все советское совковым и поливает грязью. Так и хочется спросить: «А кем бы вы сами были, если бы советская власть не дала вам возможность бесплатно учиться в лучших учебных заведениях страны?» Ломоносовых, которые пробились, несмотря ни на что, единицы. Большинству талантов кто-то помог (раскрыться, выучиться, найти любимое дело; неважно) |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| NinaOkon
Имя : Нина Отчество : Станиславовна Сообщения : 2065 Рейтинг : 2593 Репутация : 460 На форуме с : 2010-12-09 Откуда : Екатеринбург
Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Вс 10 Июл 2011, 02:07 | |
| 3 А я поддерживаю первого автора. И тогда, до революции, кто хотел учиться, мог пробиться (эпоху до падения крепостного права я не рассматриваю). Когда стряпали "процесс промпартии", расчёт строили на том, чтобы обвинить во вредительстве старых спецов-инженеров, "белую кость". А оказалось, что среди них, получивших высшее образование до революции, все были выходцами из низшего сословия - так написано у А.И. Солженицына в "Архипелаге ГУЛАГ". Старая школа была больше ориентирована на изготовление "штучного товара", советская же клонировала людей, отравленных лживой идеологией, обусловленной идеей мирового господства. А ложь всегда ведёт к деформации личности. Конечно, советская эпоха дала много талантов, но свободомыслие пресекалось в зародыше, примеров внутреннего разлада творцов этого периода не счесть. Особенно страшно, по-моему, то, что дети рано объединялись в коллективы (ясли, детские сады), где начинали свой путь огромные армии конформистов. Лучшие педагоги советской поры обычно были "в контрах" с официальной доктриной. А.С. Макаренко в своей системе воспитания творчески развил идеи брата, офицера белой армии. Советская школа стояла, пока работали люди старой дореволюционной закалки и их потомки, носители традиций, а также те, кто с уважением относился к их опыту и учился у них. Потом начался обвал. Думаю, школа должна быть вне политики, нравственное воспитание заключено в небольшом количестве постулатов типа христианских "не убий", "не укради" (аналоги есть, я полагаю, во всех религиях), на которые должен опираться любой человек, проходя свой жизненный путь. Причём изучать их надо на уроках этики, а не закона Божия. Школа без духовности - это ничто. Творец может состояться, когда им движет желание обуздать непознанное, принести своим трудом пользу людям, и лишь потом - мысли об обогащении. На том стояла старая система образования. И как же далеки мы от неё теперь с нашими (а точнее, не нашими) тестами, адаптированными текстами, учебниками истории страны, больше напоминающими комиксы, упором на изучение иностранных языков там, где и родного-то не знают, высшей математики для не усвоивших таблицы умножения и планиметрии! Вызывает также уважение готовность авторов первого материала научить своему вИдению, в отличие от обычных трескучих лозунгов А.Проханова. Особенностью царской политики было не форсировать развитие малых народов, зато мы не имели бы, возможно, того, что случилось в советское время с русским севером. А ликбез? Я думаю, что и он бы свершился в свой черёд в результате эволюционных, а не революционных преобразований, проливших реки народной крови, а во имя чего? |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| inna GOLD
Имя : Инна Отчество : Владиленовна Сообщения : 1238 Рейтинг : 1593 Репутация : 270 На форуме с : 2010-12-08 Откуда : UKRAINE Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Вс 10 Июл 2011, 12:06 | |
| 4 NinaOkon, согласна с Вашим мнением и наслаждаюсь приятностью слога. |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| Александр
Имя : Александр Отчество : Алексеевич Сообщения : 3426 Рейтинг : 7924 Репутация : 1136 На форуме с : 2010-11-30 Откуда : МО, Домодедово Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Вс 10 Июл 2011, 14:27 | |
| 5 "Процветание будет найдено в справедливости." Конфуций А ее, справедливости не было, нет, и пока не предвидится. |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| xela_dat
Имя : Александр Отчество : Юрьевич Сообщения : 267 Рейтинг : 465 Репутация : 151 На форуме с : 2010-12-10 Откуда : Долгопрудный Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Ср 13 Июл 2011, 11:42 | |
| 6 Мнения, мнения...
Коллеги, а мы с вами, по крайней мере, большинство, получили образование именно в СССР. И, что... Плохо, из под "палки" или с неохотой учились?.. И продолжить обучение мог каждый, независимо от происхождения... Система в образовании была!.. Работаем... честно, по совести, можно сказать, самоотверженно,.. что, соответственно, "оценивается"... Прямо, по писаному "...белые придут, грабят...", зеленые, коричневые и желтые тоже будут... Правда, при красных, обеспеченность была, не в пример, выше... и уважение... и достойная пенсия... минусы - ну, где же их не найдешь,.. да и жизнь по плюсам и минусам не сложишь...
Что же касается ГУЛАГ'а, то, не все так просто... Существует и противоположное мнение довольно значительного числа людей, в том числе и не "оболваненных", как говорится, идеологиями, но и идеологически подкованных тоже не мешает учитывать, как, впрочем, и современников того периода:
http://open-eyes-russia.com/society/russia/376-lies-ai-solzhenitsyn-for-what-was-written-gulag-archipelago.html http://www.greatstalin.ru/articlestruth.aspx?xdoc=U4z4mPs%2bf%2f3FKwjlRcICgA%3d%3d http://burkina-faso.narod.ru/truth/gulag.htm
Конечно, время, когда-нибудь, расставит все по своим местам... Но, разные точки зрения знать надо. Это признавал и Половцев... Спорить и "ломать копья" здесь, тоже не имеет смысла... взаимно будут до бесконечности приводиться "неубедительные" для оппонента доводы...
Из средств массовой информации, что ни день, между прочим, при де..мократической власти, те еще страшилки...
Давайте жить дружно, обмениваясь мнениями и знаниями на основе доброжелательности и взаимного уважения... Следующий учебный год будет нелегкий. Всем успехов и удачи, набраться сил, восстановить нервную систему и здоровье за время отпуска...
P.S. Недавно один из челов, в публичном месте, бил себя в грудь, по наградам, мол он участник ВОВ (Орден Отечественной войны II степени, Ордена Славы II и III степени, Медаль за отвагу в количестве 3-х экземпляров, Медаль за оборону Москвы, Медаль за освобождения Варшавы, Медаль за боевые заслуги)... Ну, посчитал, исходя из возраста: в 45-ом ему было 7 лет... За что десяток боевых наград,.. не считая еще двух десятков послевоенных (по празднованиям дня победы и пр.).. Сколько сейчас таких...
|
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| NinaOkon
Имя : Нина Отчество : Станиславовна Сообщения : 2065 Рейтинг : 2593 Репутация : 460 На форуме с : 2010-12-09 Откуда : Екатеринбург
Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Чт 14 Июл 2011, 07:44 | |
| 7 Откуда награды, уважаемый Александр Юрьевич? Возможно, за участие в локальных войнах, которых хватало после Вов...
|
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| NinaOkon
Имя : Нина Отчество : Станиславовна Сообщения : 2065 Рейтинг : 2593 Репутация : 460 На форуме с : 2010-12-09 Откуда : Екатеринбург
Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Вт 19 Июл 2011, 03:10 | |
| 8 А ещё есть любители скупать на развалах фотографии из частных семейных альбомов: приобретают в личное пользование чужие родословные, чтобы сойти за потомственных дворян, героев войн и т.п. В голове не укладывается... |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| IrastrawFlt
Имя : Ирина Отчество : Александровна Сообщения : 1741 Рейтинг : 2170 Репутация : 300 На форуме с : 2010-12-09 Откуда : г. Борисоглебск Воронежской области Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Вт 19 Июл 2011, 15:01 | |
| 9 В принципе согласна с теми, кто высоко оценивает уровень дореволюционного ГУМАНИТАРНОГО образования ( с естественно-математическим все обстояло не так однозначно). Каждая барышня, даже мещаночка, могла сыграть на пианино или гитаре романс и спеть его. Молодые люди тоже поголовно музицировали и пели. В этом плане, увы, советское образование далеко отстало. (Для меня лично школьные уроки пения ассоциируются с пьяненьким учителем с баяном, 7 нотами на нотном стане на доске и хором одноклассников «на 33 голоса». И многие мои одногодки вынесли из уроков музыки примерно такие же воспоминания.) В гимназиях преподавали классические языки, которые, как известно, являются основой любой науки. А вот в литературной подготовке советские школьники, пожалуй, от дореволюционных не отстали бы. Но дело даже не в этом. А в том, что дореволюционное образование, каким бы оно ни было духовным, было неравным, ЭЛИТАРНЫМ. Оно было уделом избранных, меньшинства; большинство же либо получало суррогат образования (3-4 класса ЦПШ), либо не получало его вообще. Вот данные об уровне грамотности в России до революции: «К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, уже давно вставшей на путь индустриального развития. Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принима-ются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего — 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин. По Сибири грамотность составляла соответственно 12% (за вычетом детей до 9 лет — 16 %), по Средней Азии — 5 и 6 % соответственно из всего населения. И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень грамотности возрастал, но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает». По прошествии трёх лет войны, к 1917 году, заметная часть населения страны оставалась неграмотной (особенно в Средней Азии). Дополнительно статистику ухудшил и тот факт, что западные губернии, где в предвоенные годы вкладывались большие средства в образовательную инфраструктур и где уже достигнутый уровень грамотности несколько повышал средние данные по империи, были оккупированы и не вернулись в состав страны. Оценки числа грамотного населения на 1914—1917 гг. достаточно сильно разнятся. Часто уровень грамотности на 1914 год в Российской империи оценивается в 30 % от всего населения. Ряд западных ученых оценивают грамот-ность населения России к 1915 году в 35-38 %. Существует также оценка грамотности населения России в 45 % к 1914 году. Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год).» А советское образование было действительно всеобщим, и, следовательно, гораздо более демократичным. То есть возможность получить минимально необходимый уровень знаний имели ВСЕ, без исключения. Советская школа была единой. В моем классе учились дети из соседнего детдома, сын председателя горисполкома и сын нашей школьной уборщицы. Последнего никто не шпынял за залатанные локти (у матери их трое было, он младший), наоборот, уважали (умный был мальчик, любую задачу мог решить; потом в МФТИ поступил). Переехав в другой город, спокойно приходили в школу и продолжали учиться (по всей стране была 1 программа и 1 учебник). Да, в этом есть недостатки (но региональный компонент решил бы эту проблему), но есть и достоинства: без всяких репетиторов можно было подготовиться и поступить в ЛЮБОЙ вуз страны. Кстати, о репетиторах. С ними занимались только отстающие и неуспевающие, остальным хватало уроков. Родители с детьми тоже уроков не делали. Советская школа была честной, по крайней мере в то время, когда учились мы. В нашей школе был случай, когда мальчику выдали справку вместо аттестата. Нам ставили «двойки», если мы не отвечали урока. Причем независимо от того, как ребенок учился вообще: получи, что заслужил. Когда наш класс закончил школу с 3 медалями (в школе - 5, в городе – 7, в области -14), об этом феномене написали в областной газете. Сейчас количество медалистов исчисляется десятками по школе, но на вступительных экзаменах в вузы почти все они все «валятся» (наши все поступили с 1-го экзамена, в такие вузы, как МГУ и ЛГПИ им Герцена). Крамольная мысль: может, для того и поступление по ЕГЭ ввели, чтобы этот позор прикрыть? Что касается оболванивания и нивелирования личности - опять не соглашусь. Думаю, это во многом зависело от атмосферы школы вообще и учителей в частности. Лично у меня были великолепные учителя, причем почти все. Нас не унижали и не обзывали, не смывали прилюдно косметику под школьным умывальником и не отпарывали подшитые подолы юбок (тогда как раз «мини» в моде были). Вкус воспитывали примером, приглашая парикмахеров и косметологов (стилистов тогда не было) на беседы с девочками. Нас учили учиться и любить учение. Придя в институт, я с удивлением обнаружила, что умею конспектировать, реферировать и анализировать. На аналитическом чтении на 5 курсе мне делать было нечего – после школьной литературы этот предмет легким казался. На математике мы за счастье считали к доске выйти. В своей работе я стараюсь привносить в уроки этот дух свободы и радости познания, который царил на нашей математике. Наша математичка (она же – директриса) давала нам больше программного минимума. Иногда мы писали «трудные» контрольные, за которые и «3» получить счастьем было, и никто не рыдал, что это четвертную оценку испортит. Оценки она ставила за то, как ты знаешь предмет, а не за то, сколько у тебя «4», «3» и «5». Знаю, это уязвимо, но мы искренне ЛЮБИЛИ свою школу, учителей и одноклассников. Мы и сейчас встречаемся, хотя 3-х из нас уже нет в живых. Для сравнения: моя дочь с удовольствием вспоминает только свой математический класс, где она училась год, а сын вообще ненавидит школу (оба учились хорошо, скандалов и проблем не было). Мне кажется, это говорит о многом. И с Александром Юрьевичем согласна – поколение советская школа воспитала хорошее, пока в 80-х не восторжествовала туфта и профанация, как и во всей нашей жизни…
|
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| inna GOLD
Имя : Инна Отчество : Владиленовна Сообщения : 1238 Рейтинг : 1593 Репутация : 270 На форуме с : 2010-12-08 Откуда : UKRAINE Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Вт 19 Июл 2011, 22:24 | |
| 10 IrastrawFlt, может быть, я удивлю Вас, но, я ненавидела каждую минуту в советской школе в Союзе, и каждую секунду в советском педагогическом институте. |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| IrastrawFlt
Имя : Ирина Отчество : Александровна Сообщения : 1741 Рейтинг : 2170 Репутация : 300 На форуме с : 2010-12-09 Откуда : г. Борисоглебск Воронежской области Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Ср 20 Июл 2011, 22:49 | |
| 11 Значит, Вам не повезло с учителями и учебными заведениями. Сочувствую…. |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| inna GOLD
Имя : Инна Отчество : Владиленовна Сообщения : 1238 Рейтинг : 1593 Репутация : 270 На форуме с : 2010-12-08 Откуда : UKRAINE Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Ср 20 Июл 2011, 23:33 | |
| 12 - IrastrawFlt пишет:
- Значит, Вам не повезло с учителями и учебными заведениями. Сочувствую….
И со страной проживания тоже, и жестоко. |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| NinaOkon
Имя : Нина Отчество : Станиславовна Сообщения : 2065 Рейтинг : 2593 Репутация : 460 На форуме с : 2010-12-09 Откуда : Екатеринбург
Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Пт 22 Июл 2011, 03:49 | |
| 13 я ненавидела каждую минуту в советской школе в Союзе, и каждую секунду в советском педагогическом институте. InnaGOLD
Вам было, с чем сравнивать, Инна Владиленовна, мы же другой школы не знали. А в наших советских школах нам было по-разному... |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| inna GOLD
Имя : Инна Отчество : Владиленовна Сообщения : 1238 Рейтинг : 1593 Репутация : 270 На форуме с : 2010-12-08 Откуда : UKRAINE Поделиться ссылкой
| Тема: Re: Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? Пт 22 Июл 2011, 08:34 | |
| 14 Многим было с чем сравнить, мало кто сравнивал. |
| | "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
|
| | Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? | |
|
Похожие темы | |
|
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| 5>24>18>12> Актуальная тема | Пн 26 Авг 2019, 08:29 автор Наталия Акимова | Добрый день, дорогие форумчане! Мы компания разработчик ЭУМК. На данный момент мы ищем для сотрудничества автором для написания курса по системному администрированию по ФГОС. Если есть желание, материал и интерес пишите в личку.
| Комментарии: 0 |
Актуальная тема | Ср 15 Авг 2018, 10:28 автор Алексей Романов | ДОБРОГО ВСЕМ ДНЯ!
Ко мне обратилась коллега из другого учебного заведения с вопросом: "Хочу задать вопрос,- можете у вас в учебном заведении узнать- по каким …
| Комментарии: 1 |
Актуальная тема | Чт 14 Апр 2016, 09:43 автор Ната_НА | Могу проконсультировать по образовательному праву в рамках нормативных документов по уровням профессионального образования(СПО+ВО+ДПО), включая работу с профессиональными стандартами
| Комментарии: 3 |
Актуальная тема | Вс 10 Июн 2018, 22:52 автор Вячеслав Омерович |
Вячеслав Кудяков
В чем проблема нынешнего образования?
Как правило, это некомпетентность выпускников школ и не только.
Наша страна, а именно мы с вами, коллеги, …
| Комментарии: 0 |
Актуальная тема | Пн 01 Янв 2018, 22:27 автор Вячеслав Омерович | Нельзя выпускать ребенка в мир не вооруженным идейно, не обученным основным знаниям физиологии , наследственности , психологии, исторической диалектики. Только …
| Комментарии: 1 |
Самые активные пользователи за месяц | |
Самые просматриваемые темы | |
Сентябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | | | | | | Календарь |
|
Кнопка сообщества | Наша кнопка
|
|