Эссе на тему «Моя педагогическая философия»Философия – (от греческого phileo – люблю и sophia – мудрость). 1.Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления (античная философия). 2.Методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки, области знания (философия литературы).
Современный толковый словарь русского языка. Москва (2004). Ридерз дайджест (под редакцией С.А. Кузнецова).
В жизни каждого человека бывают моменты, когда нужно сделать выбор, который определит твою дальнейшую судьбу: какую профессию выбрать, куда пойти учиться, как найти своё место в жизни…Когда-то я свой выбор сделала, и честно говоря, ни разу об этом не пожалела. Всю жизнь я работаю преподавателем литературы в Горно-керамическом колледже небольшого уральского города Сатка и несмотря на то, что мы готовим специалистов среднего звена по техническим специальностям, студенты с удовольствием «отзываются» на литературные эксперименты и забавы: поэтические экспромты, авторские вариации известных произведений и всевозможные творческие мероприятия. Хочется верить, что любовь к предмету неотделима от уважения к преподавателю. У меня разработана концепция личностно-ориентированного преподавания, которую можно бесконечно совершенствовать, и она даёт хорошие результаты в плане раскрытия творческого потенциала студентов, их общественной и учебной активности, то есть их самореализации в социуме.
В наше время литература как учебный предмет переживает очень сложный момент, так как кажется студентам «простым предметом». Причина такого отношения, видимо, в том, что задания типа: «перечитай», «перескажи» не заинтересовывают студентов. Разумеется, преподаватели работают по утвержденным учебным программам, но все чаще возникает вопрос, нужна ли литература как учебный предмет? Стоит ли из урока в урок разъяснять содержание прочитанного, как будто студенты сами не могут понять его смысла? Действительно, на большинство вопросов студенты находят ответ сами, а преподаватель не обучает их «специфической» читательской деятельности, а скорее занимается их нравственным просвещением.
Жизненной потребности в литературоведческих знаниях нет, так как студенты колледжа не собираются работать в области искусства, значит, не стоит углубляться в тонкости, постигать тайны художественного мастерства, но в этих знаниях – острая жизненная необходимость.
Тревогу вызывает эгоистичность современных детей, замкнутость, неумение общаться с окружающими, а с годами эти качества закрепляются. Таким человек приходит работать в коллектив. Нетрудно предугадать, как сложатся его отношения с людьми. Как видим, проблема носит далеко не частный характер, и суть ее в том, что такой человек не обладает коммуникативными навыками, не умеет общаться с людьми.
Закономерен вопрос: а разве можно научиться общению? Разве сама жизнь не учит нас? Оказывается, можно прожить долгие годы, так и не поняв, почему возникли острые конфликты, сколько друзей и человеческих контактов потеряно и кто повинен в этом. Нужно заметить, что наши познания в «науке общения» бедны, нас этому не учили, а мы не учим наших детей, хотя обладаем возможностями открыть им неиссякаемый источник, который позволил бы обогащать себя познаниями о людях, о том, как складывается общение, а то и неприязнь; что такое муки совести, то есть получать ответы на вопросы, которые всегда волнуют студентов, но часто не находят отклика.
Отрадно, что в учебных программах для средних специальных заведений отдельным компонентом выделены уроки психологии, что убеждает нас в актуальности проблемы коммуникативного развития личности. Однако не стоит забывать, что основным источником информации о человеческой культуре всегда была и остается книга. Только в художественном произведении показаны глубины человеческих душ и характеров, и тот, кто заглянет в эту «глубину», возможно, сможет понять смысл назначения литературы в жизни человека. Только посредством художественного произведения автор может передать своему читателю самые сокровенные чувства, свое выстраданное видение мира. Просто ли это? Значительно легче следить за сюжетом, разумеется, без такого анализа чтения нет; не нужно забывать, что рядом присутствует и автор, сам интересная личность, который обогащает читателей новым взглядом на мир и человека, яркими эмоциями. Он стремится поделиться своим отношением к изображаемому, рассчитывая на то, что углубит наш жизненный опыт, наполнит его духовностью, именно об этом писал Бахтин: «Каждый момент произведения дан нам в реакции автора на него» (Автор и герой в эстетической деятельности // Вопросы литературы. – 2003г).
Разумеется, учебная программа по литературе требует от студента овладения опорными знаниями, которые помогут ему видеть в произведении не только занимательный сюжет, но и создателя этого произведения.
В этом случае речь идет о системе эмоциональных проекций (термин М.Б. Храпченко), о эмоционально-экспрессивных акцентах, которые ставит писатель, создавая «вторую действительность» и выражая через нее свое отношение к реальной жизни. И когда читатель увидит эти акценты, оценив специально отобранные писателем ситуации, наиболее характерные типы людей, можно говорить о том, что нарисованная писателем жизнь освоена эстетически, что обогащает опыт реальной жизни.
Вот почему на уроках литературы представляется чрезвычайно важным коммуникативный подход к художественному произведению, то есть обращение к нему как к особому общению между писателем и читателем.
Не случайно психолог Л. Жабицкая считает, что формировать эстетически чуткого читателя нужно на всех ступенях обучения и выделяет следующие важнейшие способности идеального читателя:
1. Активность воображения, которая выходит за рамки воссоздания иллюстрации к сюжету, а в анализ включается система художественной изобразительности (метод устного словесного рисования).
2. Эмоциональное реагирование – необходимость развивать в читателе отзывчивость не только на события, характеры, но и на авторское мироощущение.
Формировать у студентов способность воспринимать авторское отношение к событиям необходимо, ведь писатель всеми художественными средствами стремится организовать восприятие, вызвать определенные размышления у своих читателей, то читатель должен иметь элементарное представление о «специфическом» языке, на котором с ним говорят.
Имея это в виду, психолог А.Н. Леонтьев ввел термин «общение с искусством», рассматривая «искусство как специфический вид или способ общения» («Поэтический язык как способ общения с искусством», 1996г.). Он писал: «Мы даем человеку вместе с произведением искусства определенную программу, позволяющую ему получить в процессе восприятия нечто максимально близкое тому, что в это произведение было вложено его творцом… как всякому общению, общению искусством надо специально учить».
Ценностью литературы является общение с писателем, его творениями, овладение культурой общения, культурой речи. Она же является жизненной необходимостью, условием совершенствования личности, так как в этот возрастной период у студентов происходит проверка, оценка, выработка личностных «смыслов» жизни, формируется самосознание, а без этого невозможен духовный рост.
Главная задача искусства (а литература – это искусство слова) заключается в том, что оно способно обогащать опытом, лично нами не пережитым, но благодаря которому мы можем прикоснуться к богатому миру человеческого общения.
Вопрос о возможностях литературы в воспитании у подростков культуры общения и культуры речи постоянно поднимается на страницах печати, в частности Н.Я. Мещерекова выделяет три этапа постижения науки общения:
1. Установление контактов с собеседником;
2. Непосредственный процесс общения (обмен мнениями, мыслями, чувствами);
3. Послеречевой анализ ситуации общения.
Поговорим подробнее о первом этапе: имеются в виду не прямые контакты, а «психологические», то есть стремление понять другого человека. Не менее активно обнаруживается эмоциональное состояние человека и в его речи, но в диалогах студенты чаще воспринимают содержательную сторону, и здесь нужно помнить структуру диалога: видеть коммуникативное намерение писателя к читателю, то есть помимо реплик героев (первый элемент диалога) видеть и ремарки автора, в которых характеризуются интонационные оттенки в высказываниях героев и особенности поведения в момент речи, все то, что создает определенный настрой, формирует у читателя определенную точку зрения. Например, известный монолог Сатина: «Человек – это великолепно, это звучит гордо…», учитывая авторские ремарки, воспринимается сатирически, так как герой мучается похмельем, а вне контекста этот монолог можно отнести к серьезным философским размышлениям о смысле человеческой жизни.
На втором этапе важно понять, каков социально-нравственный мир, где взаимодействуют герои. Например, герои драмы Островского «Гроза» находятся в состоянии «моральной несвободы», поэтому их размышления о воле приобретают фантастически нереальный оттенок. Важным моментом является выявление характера общения (социального, морального, психологического); цели общения (поделиться опытом); духовной сущности общения, формы и результата общения. Эти вопросы должны постоянно включаться в анализ.
На третьем этапе важно внимание к особенностям общения конкретного персонажа, например, Элен Безухова в романе Толстого «Война и мир»: в обществе – светская львица, в разговорах с мужем – эгоистичная и развращенная особа.
Завершая разговор о важности воспитания у студентов культуры общения и культуры речи в процессе занятий литературой, признаю, что именно внимание к «специфической» читательской деятельности способствует развитию стремления студента к правильному взаимодействию с окружающим миром.
Говоря о культуре речи и поднятии коммуникативного уровня студентов, хочется отметить, что здесь необходима работа преподавателей всех без исключения предметов, должны практиковаться единые требования связных, грамотных, законченных ответов студентов, чтобы правильность речи стала нормой хотя бы в стенах учебного заведения. Разумеется, необходимо подключать и родителей, чтобы расширить круг культурного речевого общения студентов.
Таким образом, усвоение литературы создает возможность для формирования у студентов мировоззрения, взглядов и убеждений, навыков культуры речи, необходимых современному человеку. Нужно помнить о принципе гуманизации: потенциал книги порождает особую систему знаний – убеждений и принципы обучающего воспитания: обучение – не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания. Педагогика словесника – это педагогика экспрессии: «слово + чувство».
Знание через общение и общение через знание – это двуединый процесс нравственного развития.
Метод духовного контакта.
Демократизм: общение со студентом как с личностью, духовно равной учителю.
Литература – единственный предмет, который воспитывает душу, формирует нравственно - эстетические критерии, которые, в конечном итоге, помогут личности реализоваться.
Особую роль играет развитие воображения личности: во-первых, это сугубо человеческое качество; во-вторых, искусство слова - это мышление в образах, и для развития образного мышления необходима эмоционально-эстетическая атмосфера на занятии, а учитель в этом случае выполняет роль посредника между социальной и культурной жизнью общества и учебного заведения.
Успешному усвоению курса литературы способствуют следующие моменты:
- соотнесение с жизнью, реалиями сегодняшнего дня;
- вырабатывание определенной личностной позиции, с которой воспринимается произведение;
- личностный характер читательской и творческой деятельности;
- формирование нравственно-эстетических критериев отбора произведения.
Поэтому личностный характер читательской и творческой деятельности студента через образный мир, созданный преподавателем на занятии – это путь к реализации моей концепции, которая успешно себя зарекомендовала на практике.
Понимаю, что работа получилась длинной и пространной, и всё же хочу немного рассказать о себе, следуя примеру Н.В. Гоголя, знакомящего читателей с биографией главного героя, Павла Ивановича Чичикова, в последней, 11 главе поэмы «Мёртвые души», для того, наверное, чтобы читатель осознал, как меняется отношение к персонажу, когда узнаёшь его историю. А вот моя история.
Чтобы рассказ мой оказался полным,
С далёких дней начну все я:
Мне в школе истинно везло на педагогов,
А педагогом в жизни была мамочка моя.
Давно, точнее в 5 классе,
Решила, что учительницей стану я.
Вокруг все думали, что это несерьезно,
И верила мне только мамочка моя.
Литературу я всегда любила,
Легко учила прозу и стихи,
Моя учительница знала это-
Мы с ней по спецпрограмме шли.
Потом - спецшкола в старших классах,
С отличным знаний багажом и серебром в руке
Я поступила на филологический,
Ёще на шаг приблизившись к мечте.
Как описать студенческие годы?
Когда доценты и профессора
С тобой общаются и учат,
Когда литературой одержимые друзья
Читают наизусть главу из «Идиота»,
Или «Онегина» и от и до,
И у тебя одна забота-
Как можно больше поглотить всего.
Капустники и КВНы,
Собранья, встречи, пикники,
Любовь, свиданья, расставанья-
Ведь это мир романтики…
Студенчества пора окончилась торжественным приёмом,
Где мой любимый педагог
Дал вместе с моим красным дипломом,
Пожалуй, самый важный для меня урок.
Он мне сказал: «Ты в шаге от мечты,
Добьешься ты всего, чего захочешь,
Я рада за тебя, а ты
Еще учителем стать хочешь?»
Нетрудно отгадать вам мой ответ.
И вот, мне было 20 лет,
Когда учителем я стала,
И вышла замуж по любви,
И жизни взрослой вновь учиться стала,
Стараясь для работы и семьи.
В обычной жизни я неплохой повар,
А кексы уважаю больше всех,
И пусть это банально и не ново,
Но я люблю вязать всё и для всех.
Сложилось так, что в 26 вдовой оставшись,
И с малолетним сыном на руках,
Немного растерявшись, в жизни потерявшись,
Себя в кулак я не могла сжать никак.
Тогда меня спасла работа,
Любимые мои ученики,
И через топкое отчаянья болото
Именно они перекинули мостки.
Я снова научилась улыбаться,
И жизнь любить, и людям отдавать себя,
Влюбляться, радоваться, плакать и смеяться
У своих учеников училась я.
Потом сынок погиб трагически,
И мир мой перестал существовать,
И как фонарь в стихотворенье Блока том, лирическом,
Ученики мой путь собою стали освещать.
И будет свет и знаний, и творения,
И повторится всё, как встарь.
К ученикам я отношусь, как к нераскрытым гениям.
Горит, горит судьбы моей фонарь!
Что определяет судьбу человека?
Дороги, которые мы выбираем.
Мечты, которые в жизнь воплощаем
Малая Родина, которую всем сердцем любим.
И конечно же, дорогие нам люди.
Задумки, идеи, проекты и прочее
И маски, которые носим мы в обществе.
Гармония мира, красота окружающего
И люди талантливые, в жизни встречающиеся
И молодое растёт поколение, и продолжается жизни движение!
P.S. Французская академия наук попыталась сформулировать краткое определение счастья, и вот что получилось: «Счастье – это когда человек утром с удовольствием идёт на работу, а вечером с удовольствием возвращается домой». Я счастлива, потому что могу отнести эти слова к себе, а вы можете?
Автор: Гуйо Оксана Гарриевна, заведующий методическим кабинетом
Горно-керамический колледж филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный университет" (национальный исследовательский университет) в городе Сатка.
Адрес: г. Сатка, улица Ленина, дом 4,телефон 8-351-61-4-34-61