Методическая разработка
повторительно – познавательного урока
«Эпоха Петра».
Цели и задачи:Повторить и обобщить материал по изученной теме.
Активизировать познавательную активность.
Развивать умение анализировать факты и делать выводы.
Способствовать воспитанию чувства личной ответственности за общее дело
Оборудование.Компьютер, видеопроектор, презентация «Эпоха Петра», бланки для ответов команд, таблица подведения результатов.
Ход урока.I. Оргмомент.
II. Игра «Что? Где? Когда?».
Правила игры.
Интеллектуальные состязания проходят в режиме одновременной игры, а это значит:
Группа делится на команды по 4 -6 человек.
Вопрос звучит сразу для всех команд.
На обсуждение ответа отводится одна минута.
Ответы команды сдают в письменном виде на подписанных бланках.
В процессе обсуждения в аудитории должна установиться тишина. В противном случае команда, слишком громко обсуждающая свой ответ, может случайно « подарить» его противнику.
Победитель определяется по сумме баллов. Цена балла зависит от сложности вопроса. При игре в четыре команды:
если правильно ответили все четыре команды , значит, вопрос был легким и все получают по 1 баллу,
если правильно ответили три команды, то они получают по 2 балла,
если правильно ответили две команды, то они получают по 3 балла,
если правильный ответ дала только одна команда, значит, вопрос был достаточно сложным и команда получает 4 балла.
Представление команд.
Вопросы для игры.
1-ый раунд.
В Древней Руси словом этим называли веселье. В эпоху Петра так стали называть воинские подразделения, созданные юным царем.
Через минуту назовите воинские подразделения, о которых идет речь?
2-ой раунд.
Известно много версий его происхождения. Одни полагали, что его отец состоял на военной службе, а сам он был конюхом. Другие говорили, что его отец – крестьянин, пристроивший свое чадо в ученье к пирожнику в Москве.
Доподлинно же известно, что став взрослым, сей муж был объявлен членом Английского Королевского общества наук, т. е. академиком, хотя до конца жизни так и оставался неграмотным.
О ком речь?
3-ий раунд.
В старину это считалось символом мудрости и образа Божия». Русская правда» предусматривала суровое наказание за порчу этого.
А вот в начале восемнадцатого века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого.
Что же ЭТО?
4-ый раунд.
Прилагательное, образованное от этого слова, в наше время характеризует людей мелочно- расчетливых.
Во времена Петра же это слово обозначало часть экономической политики, направленной на наращивание богатства России.
5-й раунд.
Известен факт: в России начала восемнадцатого века установился небывалый спрос на конский волос.
Изучив эпоху Петра, вы уже наверняка сможете назвать то новшество, которое привело к столь высокой популярности данного продукта.
О каком новшестве речь?
6-ой раунд.
Всем хорошо известно, что при Петре в Россию был ввезен potatoes -картофель и tomatoes –помидоры.
Но в черном ящике сегодня лежит русский продукт, символизирующий русское название крепости Нотебург, отвоеванной в 1702 году у шведов.
Что в черном ящике?
7-ой раунд.
Всем известен факт, что Петр посетил европейские страны в составе великого посольства. Иностранные принцессы дивились на царя, который все ел руками и не использовал после еды салфеток.
Но, прибыв в Россию, Петр принялся насаждать культуру: велено было всем носить платье немецкого и венгерского покроя. Значительные суммы государство потратило и на переобмундирование солдат. Им были пошиты из дорогого, но удобного в использовании теплого и прочного сукна новые мундиры. На первый взгляд некоторые их элементы были абсолютно бесполезны – зачем нужны пуговицы на лицевой стороне солдатского мундира…
А действительно, зачем?
8-ой раунд.
Этих животных, олицетворяющих корабли, но не морские, Петр успешно выставил под Псковом против шведской конницы.
О каких животных речь?
9-й раунд.
Даже у европейских народов еще лет 300 назад понятиями « лево» и « право» умели пользоваться только образованные люди, но не крестьяне. В России же в рекруты набирали из крестьян, которые образование свое получали не в учебных классах, а в поле, да на скотном дворе.
Ваша задача определить, что же из привычного крестьянам быта приказал использовать Петр, чтобы научить солдат ходить дружно в ногу.
10-й раунд.
Видео – вопрос. Демонстрация эпизода «Катание на коньках» из фильма « Сказ про то , как царь Петр арапа женил».
В своем труде « О житии, быте и нравах русского народа» историки Н. Костомаров и С. Забелин пишут: « Зимнее увеселение мужчин и женщин было катание на коньках по льду. Делали деревянные подковы с узкими деревянными полосами, которые спереди загибались вверх, так чтобы железо удобно резало лед. Русские катались на коньках с удивительной легкостью и проворством».
Катался на коньках и юный Петр, будучи в Европе с великим посольством. С тех пор он попал в историю международного конькобежного спорта как автор некоего новшества, сделавшего катание на коньках намного удобнее. А подтолкнул Петра к изобретению голландский воришка, который дважды уносил царевы коньки прямо из- под рук хозяина.
Что же изобрел Петр ?
Ответы на вопросы: 1. Потешные полки. 2. А. Д. Меньшиков. 3. Борода. 4. Меркантилизм. 5. Парики. 6. Орешек. 7. Чтобы не вытирали рот после еды рукавом. 8. Верблюды. 9. Сено - солома. 10. Коньки прикрепил к сапогам.
III. Споры о Петре.
Дискуссия с обсуждением позиций С. М. Соловьева ( «Петр – государь – хозяин»), В. О. Ключевского ( « Правитель без правил»), Ф. М. Достоевского (« И патриот и ненавистник России»).
IV. Письменная работа.
Составить исторический портрет Петра I.